Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. А. Молчанов, В. П. Нерознак, С. Я. Шарыпкин.   Памятники древнейшей греческой письменности

8. Военное дело. Организация армии и флота

Обширные складские помещения при дворцах ахейских владык были не только хранилищами всевозможных припасов и ремесленных изделий. Они служили также государственными арсеналами, где постоянно находились значительные запасы оружия и военных материалов. Хозяйственные документы дворцовых архивов фиксируют наличие в арсеналах различных видов вооружения, причем как в исправном состоянии, так и требующих ремонта. Иногда документация материально-технического снабжения военного ведомства ввиду ее особой важности хранилась в отдельном помещении (как это было со списками колесниц из Кносского дворца).

В табличках линейного В перечисляются отдельные предметы, входившие в обычный набор оружия и доспехов воина-ахейца. Шлем (идеограмма 191; ko-ru-to, ср. κόρυτος) состоял из мягкой основы, вероятно кожаной, с укрепленными на ней защитными металлическими пластинками (эти пластинки назывались o-pa-wo-ta). Матерчатую основу-подкладку имел прикрывавший тело чешуйчатый панцырь (идеограмма 163; to-ra-ke = thorakes, ср. θώραξ). Руки защищали специальные нарукавники (qe-ro2 = squelion;cp. σπέλιον — ψέλιον). В текстах табличек упоминаются два типа мечей — с широким клинком (идеограмма 233; pa-ka-na = phasgana, ср. φάσγανον) и с узким клинком (идеограмма 234; qi-si-pe-e = qusiphee, ср. ξίφος), копья (идеограмма 230; e-ke-a = enkhe-ha, ср. εγχος20)), стрелы (идеограмма 231) и дротики (pa-ta-ja = paltaia, ср. παλτόν). Однако упоминаний о щитах и поножах, несомненно, употреблявшихся ахейскими воинами (судя по данным археологии и изображениям на памятниках искусства микенского времени), пока не встречено.

Легкая одноосная колесница (i-qi-ja = hiqquia — 'лошадиная', т.е. 'лошадиная повозка'; wo-ka = wokha — 'повозка', ср. οχεα), как правило, [54] запряженная двойкой лошадей, служила в мирное время для торжественных выездов при дворцовых церемониях и религиозных торжествах, а также как средство передвижения для представителей высшей ахейской знати. Но главная ее функция была, несомненно, военная. Изображение древнейшей греческой боевой колесницы имеется на известной стеле с рельефом из Микен (XVII—XVI вв. до н.э.). О двух способах использования на войне колесниц греками в ахейскую эпоху — их массированной атаке вражеского строя, подвозе ими на поле боя свежих воинов и эвакуации раненых — говорится и в гомеровском эпосе. Документы линейного В подтверждают факт широкого применения боевого колесного экипажа в военном деле греков-ахейцев, перечисляя во множестве комплектные колесницы (идеограмма 240), колесницы без колес (идеограмма 241), кузова колесниц (идеограмма 242), колеса (идеограмма 243; a-mo = harmo — ед. ч., a-mo-te = harmote — двойственное число, a-mo-ta = harmota — мн. ч.; ср. αρμα, αρματα — 'колесница' у Гомера).

Кносские таблички содержат списки целого колесничного подразделения, состоявшего из более чем 80 экипажей; причем каждый раз писец указывает имя снабженного латами воина, наличие у него колесницы с колесами и пары лошадей (панцырь конника, лошади, боевая повозка и ее колеса обозначаются в инвентарных списках с помощью соответствующих идеограмм). Помимо латника, на каждый экипаж приходился возничий. Из Пилоса происходят записи, учитывающие отдельно колеса от колесниц — годные, неисправные, "старые" и т.д. Там же функционировала и специальная мастерская по изготовлению колесниц (см. выше §6). Пилосские документы демонстрируют тесную связь организуемой центральной властью деятельности кузнецов, получающих металл из дворца для выполнения конкретных заказов, с оборонными мероприятиями государства.

К колесницам, судя по табличкам линейного В, имели прямое отношение должностные лица, обозначаемые термином e-qe-ta (ср. επέτας;), который вероятно означал буквально 'следующий по пятам, спутник' (ср. сходные по семантике слова: греч. εταιρος и лат. comes, означавшие 'спутник царя, владыки, господина'.21) По другим данным, эти "спутники" могли иметь рабов и земельные владения. По всей видимости, им была присвоена особая форма одежды (ткань для нее называлась e-qe-si-ja). He исключена их связь с царским хозяйством и практикой отправления культа. В войсках же, по мнению большинства исследователей, им отводилась роль представителей центрального командования на местах или офицеров связи. О других ахейских военных предводителях различных рангов мы ничего не знаем.

Никаких конкретных сведений о том, кто осуществлял верховное руководство войсками, таблички линейного В также не дают. Лишь этимология упоминаемого ими второго по значению в государстве сановника — лавагета ("вождя народа, предводителя войска") заставляет [55] предполагать в нем главного военачальника в ахейских государствах (по крайней мере, в Кносском и Пилосском царствах).

Помимо обычных сухопутных сил в Пилосе засвидетельствованы специальные отряды для охраны побережья. Некоторые таблички содержат списки гребцов (до 400 и более), вероятно, для кораблей военного флота. Наибольший интерес в данной связи представляют документы серии An из Пилоса, связанные с o-ka — термином неясной этимологии, обозначающим скорее всего воинское подразделение. Интересную интерпретацию данной группы табличек дал Л. Палмер (поддержанный многими другими учеными, в том числе Дж. Чэдуиком), который видит в них свидетельство сложной и опасной для Пилосского государства военно-политической ситуации, сложившейся накануне его падения.22) В этих табличках речь идет о наблюдении за морским побережьем и сборе военных отрядов (число воинов в них всегда кратно десяти).

Предлагались и другие трактовки табличек o-ka (например, как отражающих систему несения повинностей и сбора податей). Однако очевидный факт разрушения врагами дворца в Пилосе вскоре после составления известных нам документов линейного В и сообщения греческой мифолого-исторической традиции о дорийском завоевании Мессении через два поколения после Троянской войны (т.е. примерно около 1200 г. до н.э.) лучше всего согласуются с точкой зрения Палмера. В пользу последней говорит и текст таблички An 1, отмечающий сбор гребцов для отправки морской экспедиции в Плеврон (Pe-re-u-ro-na-de=Pleuronade, ср. Πλευρών). К гомеровскому времени город с таким названием уже давно существовал в Этолии23) (области на западе Средней Греции), на северном берегу Коринфского залива, омывающего с севера Пелопоннесский полуостров. Как раз неподалеку от Плеврона происходила, по преданию, переправа через Коринфский залив на Пелопоннес завоевателей-дорийцев, разрушивших находившиеся там ахейские государства, и в том числе Пилосское царство.24) Поэтому посылка военного корабля при наступлении угрожаемого положения к месту концентрации сил противника для подкрепления основных сил обороны или на разведку выглядит вполне уместной.


20) На одной из кносских табличек записаны e-ke-a ka-ke-re-a (= enkheha khalkareha) — 'копья с бронзовыми наконечниками' в количестве 42 штук.

21) Предлагалось также переводить слово e-qe-ta как 'всадник, колесничий' (ср. латинские equus — 'конь' и eques — 'всадник'). Но этому препятствует то обстоятельство, что в микенских текстах слова "конь" (i-qo) и "колесница" (i-qi-ja) пишутся всегда только с начальным i-.

22) Palmer L.R. Military arrangements for the defence of Pylos // Minos. Vol. IV. Fasc. 2. 1956. P. 120-145.

23) Согласно эллинской мифолого-исторической традиции, Плеврон задолго до времени Троянской войны являлся одним из важнейших этолийских городов.

24) Кроме Пилоса в конце позднеэлладского III В периода (около 1200 г. до н.э.) оказались разрушенными многие центры микенской цивилизации, причем наибольший урон, судя по археологическим материалам, понесли обитатели Пелопоннесского полуострова, что полностью согласуется с данными эллинской традиции.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Татьяна Блаватская.
Ахейская Греция во II тысячелетии до н.э.

А. А. Молчанов, В. П. Нерознак, С. Я. Шарыпкин.
Памятники древнейшей греческой письменности

Карл Блеген.
Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака

В.И.Кузищин.
Римское рабовладельческое поместье

Хельмут Хефлинг.
Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима
e-mail: historylib@yandex.ru