Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Под ред. Е.А. Мельниковой.   Славяне и скандинавы

Становление феодальных государств

В ходе этих событий шло образование феодальных государств и формирование экономических связей в Балтийском регионе. При этом отмечается концентрация политической власти в тех центрах, вокруг которых в течение X в. складываются датское, шведское, польско-поморянское и древнерусское государства.

С социально-экономической дифференциацией и образованием государственности теснейшим образом связано сложение балтийской экономической системы, хотя этот процесс характеризуется и своими собственными признаками. Один из них это возникновение сети торговых эмпориев (сезонных международных рынков) и ранних городов. Кратко остановимся сначала на становлении государственности120.

В Дании VIII-IX вв. особенно выделились четыре из местных политических центров: Еллинг в Средней Ютландии; Хедебю в южной Ютландии; на о. Зеланд, и наконец, в Сконе на южной оконечности Скандинавского полуострова. Между 804 и 810 гг. в Ютландии и на некоторых из датских островов западной части Балтийского моря властвовал конунг Готтрик (Готфрид). Его сын Харальд Клак в 826 г. дал окрестить себя в Ингельгейме, резиденции франкского императора, не в последнюю очередь для того, чтобы этим поминальным актом избежать политического подчинения императору Людовику Благочестивому. Однако после событий в Ингельгейме датчане не позволили Харальду вернуться в страну, и таким образом он остался королем без королевства. Лишь во второй четверти X в. еллингский конунг Горм Старый предпринял новую попытку утвердить централизованную феодальную власть в Данин. Его сын Харальд Синезубый ввел в стране христианство, а внук Горма Свейн Вилобородый добился уже такой высокой степени консолидации господствующего класса, что на рубеже I и II тысячелетий (после 1000 г.) мог приступить к созданию великой Датской державы, к которой в конце концов на несколько десятилетий были присоединены Англия и Норвегия (в последней образование самостоятельного государства, неоднократно прерывавшееся подчинением датским конунгам, происходило с конца IX до середины XI в.). Центр Датского государства при Горме и Харальде находился в Еллинге в Средней Ютландии; or этого времени здесь сохранились величественные погребальные курганы и рунические камни с надписями и изображениями. В Датской державе была создана система крепостей с постоянными, подчиненными конунгу гарнизонами ; некоторые из них - Треллеборг, Фюркат близ Хобро, Аггерсборг (илл. 20), за последние десятилетия были раскопаны датскими археологами. Происхождение необычайно строгого и единообразного архитектонического оформления этих крепостей еще недостаточно ясно. Его прототипы ищут на исламском Юге, на франкском Западе и в славянской Средней Европе121.

20. Круглая крепость Аггерсборг, Дания, вторая половина X в.
20. Круглая крепость Аггерсборг, Дания, вторая половина X в.


Шведское государство зарождалось в Средней Швеции (Svealand, Sveariki, собственно «страна» или «держава свеев») вокруг оз. Меларен. На протяжении столетий резиденцией вождей племени свеев из рода Инглингов122 была Старая Упсача (цв. илл. 18). Лишь к концу X в. при Эйрике Победоносном (979-995 гг.) и Олаве Шётконунге (995-1020/22 гг.) династия Инглингов смогла подчинить более обширные области Швеции, а также, хотя и номинально, ввести христианство. Формирование феодального государства в Швеции происходило, следовательно, на рубеже I и II тысячелетий123; ещё в XI в. Адам Бременский сообщал об ограниченности власти шведских королей. Так, когда епископ Адальвард и его приверженцы вознамерились уничтожить старые языческие храмы, и в том числе храм в Упсале, выяснилось следующее: «Но как узнал весьма благочестный король Стейпкиль, поднялся среди народа ропот против такого умысла поклонников божьих, и благоразумно отвратил он их от этою намерения и объяснил, что они будут тотчас наказаны смертью, он же сам потеряет свою державу, ибо станет считаться преступником в своей стране, и, возможно, что все ныне верующие вновь впадут в язычество, как показали это недавние события в земле славян»*124.

Большое значение для истории Европы имело образование государства восточных славян, т. е. Киевской Руси. Между VI и VIII вв. возникли крупные восточнославянские племенные союзы, в рамках которых начался процесс классовой дифференциации. Наиболее развитыми были племенные союзы полян на Среднем Днепре вокруг Киева, древлян, кривичей и т. д. Вожди с их военными дружинами, опирающиеся на многочисленные крепости (городища) среди них были уже настоящие военно-оборонительные сооружения,-постепенно образовывали господствующий класс. К концу VIII столетия было достигнуто соотношение производительных сил и производственных отношений, необходимое и достаточное для формирования феодального государства. На рубеже VIII-IX вв. возрастает сельскохозяйственное производство, распространяется частная собственность на землю. Была создана система даннического обложения, за счет которого жил формирующийся господствующий класс; поступавшие средства, а сюда входили, в числе прочего, драгоценные меха (куньи, беличьи, собольи), дали возможность славянской знати включиться в восточную и византийскую торговлю. Распространение арабских монет со второй трети IX в. позволяет проследить развитие этих связей. В первой половине IX в. формируются два восточнославянских государственных объединения, северное - у словен ильменских, и южное - вокруг Киева. В состав последнего входили территории полян, древлян, дреговичей, радимичей, часть северян и кривичей. Во главе государства, согласно «Повести временных лет», после 862 г. стояли Аскольд и Дир. Под 882 г. «Повесть временных лет» сообщает: «Выступил в поход Олег (из Новгорода - Й.X.), взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, - и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своих мужей. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил в нём своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир... И убили Аскольда и Дира... И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет матерью городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью»125. Олег прочно утвердился у власти, в 907 г. он уже осаждал Константинополь со своим войском. Византия заплатила киевскому князю дань. X столетие отмечено укреплением социальной и политической власти феодального класса в стране, равно как и усилением борьбы с хазарами и печенегами, византийцами и болгарами. Князья Олег и Игорь, Святослав и, наконец, Владимир были высшими, облеченными верховной властью представителями русского феодального класса. В конце I тысячелетия с принятием византийского христианства в качестве государственной религии при Владимире (988 г.) утвердилось господство средневековой идеологии, связавшей в единое целое многоэтничное древнерусское феодальное государство. Киевская великая держава простиралась от Чёрного моря до Балтийского, от Волги до Буга. Множество ее укрепленных городов, возникших и расцветших в связи с образованием государства и его быстро развивающейся экономикой, вызвало к жизни скандинавское обозначение этого государства - «Гарды», укреплённые пункты (отсюда книжное «Гардарики», «Держава градов», часто трактуемое как «Страна городов»)126**.

Основание Польского государства датируется 60-ми гг. X в., когда представителю династии Пястов Мешко (Мечиславу) I удалось утвердиться в Великопольше, распространить христианство в качестве новой государственной религии, затем завоевать последовательно Среднюю Польшу, Малопольшу, Силезию, земли по среднему и нижнему течению Одера, Поморье и защитить их от наступления немецкого феодального государства. Около 990 г. Мешко удалось военно-дипломатическим путём добиться утверждения этой государственной территории римским папою в булле «Dagome index». Формально Мешко передавал страну под папское покровительство и получал её обратно от папы римского. Были очерчены границы государственной территории Польши. Она простиралась между Балтикой и Карпатами, Судетами, Одером и Вислой. Сын Мешко, Болеслав Храбрый, продолжал укреплять Древнепольское государство. При нём были основаны епископаты в Колобжеге, Кракове, Вроцлаве и Познани. С 1000 г. глава польской церкви, архиепископ, имел резиденцию в Гнезно, которое стало духовной столицей государства; герцог польский сидел в Познани, а его крепости были по всей стране127.

Немецкое феодальное государство, выделившееся в 843 г. из состава Франкской империи в качестве Восточнофранкского королевства, начинает своё самостоятельное историческое развитие со времён саксонской династии (919-1024 гг.). Её первый представитель, Генрих Птицелов, носил титул «короля тевтонов» (tcutschen, Deutschen, собственно «немцы»). При нём начинается продолженное его преемником Оттоном I (936 973 гг.) наступление на славянские земли между Средней Эльбой и Одером, строительство крепостей-бургов в пограничных районах Саксонии и Тюрингии. В середине XI в. оно было приостановлено после того, как лютичи одержали ряд побед над войсками Генриха III, представителя новой, Фран-конской династии.

В восточной и юго-восгочной Прибалтике на рубеже I и II тысячелетий племена и племенные союзы балтов и финнов находились еше на стадии развития военной демократии; определённые предпосылки для образования княжеств и государств появлялись и здесь, однако до XIII в. у финнов, эстов, латгалов, ливов и пруссов они не получили достаточного развития. Частично эти предпосылки к созданию собственной государственности были уничтожены в результате присоединения некоторых областей к Польскому государству, а в 1225 г. в ходе завоевательных походов рыцарских орденов в Пруссии и Прибалтике.

В западной части Прибалтики, между Одером и восточным Гольштейном, начало формироваться ободритское раннефеодальное государство, однако этот процесс не был завершён из-за нараставшего давления немецких рыцарей128 (илл. 21).

21. Городище ободритов Верен-Любшин. XI в.
21. Городище ободритов Верен-Любшин. XI в.


До ХII в. Германия, однако, не могла оказать существенного военно-политического воздействия на развитие Балтийского региона. Это достаточно ярко показывают события, происходившие в период между 929-983 гг. В это вpeмя мецкие короли Генрих I и затем Оттон I попытались не только завоевать области ободригов и вильцев-лютичей - что частично и удалось, но также подчинить своей власти Данию. Датские епископаты в Рибе, Орхусе и Шлезвиге, так же как ободритский в Ольденбурге (Вагрия), были основаны в 948 968 гг. как составные части немецкой церковной организации. Гамбургское архиепископство, уже со времен Ансгария рассматривавшееся как центр североевропейской церковной провинции129, видело в этом значительное усиление своих владельческих позиций. Однако успехи феодально-клерикальной деятельности на Балтике оказались кратковременными, и к концу X в. ситуация в западной части Балтийского бассейна определялась прежде всего соперничеством датских конунгов и офодритских князей.

Под воздействием таких военно-политических событий, как походы викингов, славянские морские набеги, немецкие церковные миссии и попытки завоеваний, а также в связи с образованием классового феодального общества и государства возник своеобразный феномен североевропейской истории-балтийская экономическая система раннего средневековья.





* Подразумевается ободритское восстание 1066 г. - Прим. перев.
** Ранние укреплённые резиденции, усадьбы, крепости на водных путях ассоциируются в книжной традиции XIII-XIV вв. с современными ей средневековыми крупными городами. - Прим. перев.

120 О становлении раннефеодальной государственности в Скандинавии см.: Шаскольский И. П. Возникновение раннеклассового общества и варварского государства (IX-XI вв.) - В кн.: История Швеции. М., 1974, с. 62-82; Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977; Гуревич А. Я. Образование раннефеодального государства (конец IX—начало ХIII в.). - В кн.: История Норвегии. М., 1980, с. 126-151; Лебедев Г. С. Эпоха викингов..., с. 65-100.
121 La Cour V. Danske borganlaeg til midten af det trettende århundrede, b. I - II. København, 1972; Cohen S. L. Viking Fortresses of the Trelleborg Type. Copenhagen, 1965; Roesdahl E. The Viking fortress of Fyrkat in the Light of the Objects Found. - In: Chateau Gaillard VI. Caen, 1973, p. 195-202; Trimple Burger J. A. The Geometrical Fortress of Oost-Souburg (Zeeland). - In: Chateau Gaillard VII. Caen, 1975, p. 215-220; Fyrkat. En jysk vikingeborg, b. I. Olsen О., Schmidt H. Borgen og bebyggelsen. Køpenhagen, 1977; b. II. Roesdahl E. Oldsagerne og gravpladsen. Køpenhagen, 1977.
122 Вaetke W. Yngvi und die Ynglinger. Eine quellenhistorische Untersuchung über das nordische «Sakralkönigtum». - Sitzungsberichte der Sachsische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Kl., 1964, Bd. 109/2.
123 Stenberger M. Vorgeschichte Schwedens, S. 152-160.
124 Adami Bremensis Gesta, IV, 30.
125 ПВЛ, c. 20.
126 Ширинский С. С. Указ. соч., с. 212-220; Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974; его же. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
127 Исчерпывающим образом процесс образования государства в Польше охарактеризован в работе: Początki państwa polskiego, t. 1-2. Poznań, 1962.
128 См. справочник: Die Slawen in Deutschland. Berlin, 1974.
129 Vita Anskarii, s. 23.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Галина Данилова.
Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

Валентин Седов.
Происхождение и ранняя история славян

Любор Нидерле.
Славянские древности

Е.И.Дулимов, В.К.Цечоев.
Славяне средневекового Дона

под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева.
Славяне. Этногенез и этническая история
e-mail: historylib@yandex.ru
X