Понятие «кельтская религия», как принято считать, не подразумевает определенную систему, имеющую отправную точку во времени и дальнейшую эволюцию. Оно выводится из идеи единого божественного универсального принци¬па и мифов как способа объяснения мира. Говоря о кельтской религии, следует отказаться от общих категорий культурной Традиции Запада, базирующейся на классической и древнееврейско-христианской мысли.
В частности, можно отметить понимание божества в терминах непрерывной эволюции, которая не только не исключает возможность противопоставления между духом и материей, но и предусматривает понимание человеческой сущности за пределами этого же эволюционного процесса. Это позволяет объяснить тот факт, что у кельтов нет мифов творения: «Жизнь в движении во всех ее проявлениях - земля, деревья, птицы, человеческие существа, герои, живые субъекты и боги - это пространственно-временной континуум, который находится в зависимости от космологического изменения» (К. Мэтьюс).
Круглый могильник, найденный в Баден-Вюттерберге (VI е. до н. э.). Богатое убранство, обнаруженное в похоронных камерах могилы этого типа, свидетельствует не только о вере кельтов в существовании жизни после смерти, но и об их уверенности в том, что умерший сохраняет память о своем земном прошлом, о котором ему будут напоминать дорогие для него предметы и драгоценности.
Бронзовая повозка кельтского изготовления как часть погребального убранства одного могильника, обнаруженного на территории Румынии. Согласно исследованиям, погребение повозки символически подчеркивало переход из мира живых в мир мертвых.
Это уточнение необходимо, когда речь заходит о множественности миров, которые подразделяются на мир «видимый» и «невидимый», чтобы избежать их рассмотрения с материалистической точки зрения, т. е. как «мест», или понимать их как несовместимые между собой мир живой и потусторонний.
В доктрине друидов были разные уровни представления божества. Это представление начинается из центра («пустая окружность» или абсолютный бог Oiw) на уровне духовного сознания; затем переходит в физический мир, область Материи, где плоть человека подвергается испытанию смертью; наконец из мира физического и живого - в мир неодушевленной и бессознательной материи, но все же остающейся отправной точкой эволюционного процесса, если рассмотреть его в обратном порядке по отношению к описанному направлению.
Поиск пути, который позволяет человеку перейти из физического мира, подчиняющегося законам необходимости, в духовный, свободный мир, допуская, например, прохождение через испытания, - одна из главных тем кельтской культурной традиции, основанной среди прочего на легенде о Граале. Но из общего «видения мира», возможно, наиболее интересным является интерпретация понятия смерти. Согласно кельтам, физическая смерть совпадает с прекращением органической взаимосвязи четырех элементов. «Астральное тело» умершего становится частью невидимого мира, который является продолжением физического мира, где у него сохраняется память о земной жизни.
Традиция считает, что именно эта память заставляет умерших возвращаться каждый год 1 ноября в мир живых, которые заранее готовятся к встрече с ними. (Этот кельтский праздник был сохранен в христианском календаре.)
Однако эмоционально-умственные способности человека медленно угасают, и наступает «вторая смерть», которая приводит в мир забвения («третья смерть»). Отсюда благодаря духовной эволюции, достигнутой в земной жизни, умерший или переходит на уровень духовного сознания и бессмертия, или возвращается в физический мир. В универсальных терминах этот цикл, согласно кельтам, сохраняется до тех пор, пока последнее живое существо не использует собственное потенциальное бессмертие.
Успех романа Мэрион Зиммер Брэдли Королева Авалона свидетельствует о неувядающем интересе к вопросам бессмертия, о котором еще в древности задумались кельтские духовные учителя.
Из вышесказанного можно почерпнуть сведения, необходимые для интерпретации информации, взятой из классических источников относительно веры кельтов в реинкарнацию. Помимо веры в переселение душ следует отметить, что в кельтском мире было весьма распространено понятие, связанное с изменением состояний одного и того же существа на различных уровнях существования. Подтверждением тому служат многие мифы и легенды о перевоплощениях посредством магии в животных и другие существа.
Что же касается вопроса о нахождении загробного мира, то ответ на него дают не духовные учителя, а легенды и предания. Традиционно потусторонний мир помещался на островах среди океана.
У. Блейк. Жизненный цикл человека. Темпера, 1821. Английский поэт и художник мистически изобразил пещеру, которая в кельтской религии считалась местом перехода из мира живых в мир мертвых.
Для ирландцев (возможно, следует учесть христианское посредничество) потусторонний мир располагается на трех уровнях: на западе, на райских островах, на дне моря, во дворцах из хрусталя и золота, под землей, в полых холмах или насыпях. Для валлийцев души умерших улетают на остров Авалон, где растут фрукты, отведав которые, можно стать бессмертным, приобрести вечную молодость и разум. Таким образом, Иной мир предстает таким же реальным, как мир, находящийся рядом с миром людей, и физический, вещественный, в который можно было проникнуть.
Кельты, у которых барьер между видимым и невидимым не столь значителен, как у других народов, считали, что простые смертные могут свободно совершать путешествия в потусторонний мир. Они верили, что знают входы в этот Иной мир, в который можно было попасть через гробницы или пещеры. Поэтому они обычно предупреждали об этом детей, чтобы те не заблудились, поскольку если потеряются, то у них может не хватить энергии вернуться.
Потусторонний мир для богов состоял из Сидов, но о них разговор пойдет ниже.
|