Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Васильева Н.А. Опыт реставрации лопаты из могильника Догээ-Баары-II

Общеизвестно, что археологические предметы из органических материалов подвержены разрушению сильнее, чем другие находки. Утраченные навсегда изделия из дерева, бересты, кожи, кости, войлока - это потерянная информация о прошлом. В могильниках скифского времени Саяно-Алтайского региона сохранилось немало вещей из органических материалов. Одной из подобных категорий находок являются орудия труда. Как правило, эти предметы немногочисленны, причем некоторые из них попали в захоронения уже сломанные.

При исследовании могильника Догээ-Баары-II в 2005 г. Центрально-Азиатской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа (нач. ЦАЭ - с.н.с. ОАВЕС ГЭ, к.и.н. Н.Н. Николаев) в кургане №28, относящемся к последним векам до н.э., в могиле-1 была найдена деревянная лопата (общая длина - 72,5 см, ширина рабочей части - 8,5 см, диаметр черенка - 3 см). Изделие располагалось между северо-восточной стеной сруба и могильной ямой.

При обнаружении предмет был сильно фрагментирован. Необходимо было его изъять с наименьшими потерями. На зачищенную сторону лопаты in situ нанесли раствор ПБМА в ацетоне, приложили марлю и таким образом находку изъяли монолитом. Для надежности транспортировки рабочую часть лопаты обложили ватой, упаковали между двух листов картона и плотно обернули пищевой пленкой. Фрагментированную часть черенка упаковали отдельно (конец черенка не найден, вероятно, инструмент был сломан еще при эксплуатации). Именно в таком виде предмет поступил в Лабораторию научной реставрации и консервации памятников прикладного искусства из органических материалов Государственного Эрмитажа.

Перед началом реставрационных работ были взяты пробы на определение породы дерева. Древесина была идентифицирована микроскопическим методом по анатомическим признакам (анализ проводила к.б.н. М.И. Колосова). Было установлено, что лопата вырезана из единого куска сибирской лиственницы (Larix sp.), которая среди твердых хвойных пород выделяется крепостью и упругостью.

После распаковки предмета обнаружилось, что на поверхности фрагментов черенка лежит плотная белая акрилатная пленка. Вероятно, древесина не была абсолютно сухой в момент полевой консервации, поэтому примененный раствор, покрывший ее сверху плотной пленкой, побелел. На вещь накладывались компрессы, смоченные ацетоном. Они оставлялись на некоторое время прикрытыми полиэтиленом, что позволило под парами растворителя удалить акрилатную пленку. Этим же способом аккуратно была снята марля с поверхности древесины. В результате удалось полностью открыть предмет. Он состоял из 15 крупных и нескольких десятков мелких фрагментов и был слегка деформирован. Наблюдались многочисленные утраты, сколы, сквозные и поверхностные трещины. Древесина была легкая, ломкая, выкрашивалась по краям стыков. Сильные грунтовые загрязнения покрывали вещь целиком, в том числе они находились и под остатками акрилатной пленки. Необходимо было стабилизировать материал и восстановить форму предмета. Поверхностные загрязнения сначала удалялись механически мягкой кистью, а в труднодоступных местах - заостренными палочками. Продолжилась расчистка сильно отжатыми ватными тампонами, смоченными составом спирт - вода - глицерин (2-4-1).

Далее фрагменты были пропитаны консервирующим раствором ПБМА-нв в смеси растворителей спирт - ксилол - ацетон (1-2-1), концентрация раствора увеличивалась от 5 до 15%. После каждой пропитки предмет помещался в замкнутую среду. Таким образом достигалось равномерное и глубинное проникновение консервирующего раствора в материал предмета.

В процессе работы были подобраны и склеены сначала крупные фрагменты, а затем мелкие. Фрагменты склеены в месте стыков 22% ПБМА-вв в ацетоне. В двух местах, где предмет испытывал наибольшую нагрузку, для прочности конструкции перед склеиванием были вмонтированы деревянные штырьки. В связи с утратами, частичным осыпанием краев фрагментов и их легким короблением в местах склейки образовались «швы». Утраты и места стыков были заполнены мастикой, которая придала дополнительную прочность склеенным фрагментам и завершила воссоздание целостности предмета. За основу мастики был взят 8% ПВБ в спирте с добавлением древесной муки до необходимой консистенции и пигментов для придания нужного оттенка.

По завершении реставрации лопата приобрела целостный, экспозиционный вид. Вырезанное из цельного куска лиственницы изделие имеет узкую удлиненную рабочую часть и круглую в сечении ручку (рис.).

Лопата из могильника Догээ-Баары-II после реставрации
Лопата из могильника Догээ-Баары-II после реставрации

Материал, способ изготовления, характерная узкая рабочая часть предмета аналогичны пяти лопатам из Первого и Второго Пазырыкских курганов, Первого Башадарского кургана, кургана №1 могильника Юстыд-XXII, кургана №1 могильника Даган-Тээли-I. Другие известные семь лопат из кургана Туэкта-I отличаются рядом параметров: они короче, расширяются книзу, некоторые с боковыми бортиками, слегка выгнутые (Руденко С.И., 1960, с. 112). Все лопаты были найдены в могильных ямах над срубом или рядом со стеной, т.е. в засыпке.

Обнаружение лопаты в могильнике Догээ-Баары-II вновь подняло вопрос о роли предметов, некогда помещенных в погребальное сооружение, но непосредственно не относящихся к сопроводительному инвентарю.

В настоящий момент в научной литературе закрепилась точка зрения, что все вещи, оказавшиеся в засыпном грунте (лопаты, лестницы, колотушки, колья и др.), это инструментарий, оставленный после его эксплуатации в связи с поломкой (Грязнов М.П., 1950; Руденко С.И., 1953; 1960).

Традиционно в скифских курганах каждому предмету было определено конкретное место. Но можно ли считать засыпку могильной ямы тем местом, которое специально отводилось для вышеперечисленных предметов? Наделялась ли засыпная земля определенной сакральностью? Пожалуй, на эти вопросы следует ответить положительно.

Не вызывает никакого сомнения, что количество инструментов, использованных при сооружении курганов, значительно превышало число обнаруженных лопат, кольев и т.д. Поэтому редкие находки, скорее всего, служат символом, знаком всего погребального инструмента. Примером может служить сохранившийся до наших дней похоронный обычай, когда на территории кладбища оставляется лопата или носилки, использованные при рытье могилы, но забираются другие инструменты: ломы, отбойные молотки и т.п. (наиболее ценные).

Таким образом, распространенное мнение об оставленных, «выброшенных» за пределы сруба поломанных инструментах представляется условным. Не исключено, что, согласно верованиям кочевников, они в процессе строительства погребального комплекса приобретали связь с хтоническим миром и должны были оставаться в могильном пространстве.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А.Н. Дзиговский.
Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии

Евгений Черненко.
Скифские лучники
e-mail: historylib@yandex.ru