Сарианиди В.И., Дубова Н.А. Роль эквид и других животных в жизни земледельческого населения юга Туркменистана (на примере памятника конца III тыс. до н.э. Гонур Депе)*
«В связи с тем, что культ коня и колесницы проходит красной нитью в Ригведе и других санскритских текстах., наличие коня и колесницы служит важнейшим показателем присутствия индоариев» - такими словами начинает свою работу, посвященную проблеме доместикации лошади и происхождения колесниц известный специалист по индоиранской проблеме Е.Е. Кузьмина (2004, с. 129). Поэтому актуальность предложенной темы очевидна. Авторы не ставят перед собой задачу предложить то или иное решение индоарийской проблемы. Главная наша цель показать, что уже в конце III - начале II тыс. до н.э., т.е. задолго до прихода в южные районы Средней Азии представителей степного мира, жители земледельческих оазисов знали и использовали эквидов, в том числе лошадей.
Гонур Депе представляет собой крупнейшее (площадь свыше 40 га) среди более 300 выявленных ныне поселений в древней дельте р. Мургаб, расположенное ныне в песках Каракумов в 85 км к северу от г. Байрамали (Туркменистан). Памятник представляет собой монументальный дворцово-храмовый ансамбль, включающий также несколько некрополей (раскопано свыше 3700 могильных сооружений, в том числе пять «царских»), священный участок (теменос), а также архитектурный комплекс, центром которого является ритуальное захоронение четырех животных. Судя по имеющимися данным, время прихода племен в дельту Мургаба соответствует периоду существования Аккадского государства (если не раннединастического III В периода). Радиоуглеродные даты: 2250-1600 до н.э. Гонур Депе - прекрасный образец памятников Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Основными ритуальными (жертвенными) животными на Гонуре являлись овца и осел. Этим видам принадлежат не только остатки погребальной пищи в могилах людей, но и погребения целых скелетов с богатым инвентарем (всего 13 захоронений). Но, как мы постараемся показать, домашние лошадь и осел, по всей видимости, играли важную роль в жизни населения древней страны Маргуш. Первое свидетельство знакомства гонурцев с лошадью было засвидетельствовано на большом некрополе Гонура, где среди 2853 могильных сооружений одно ямное принадлежало жеребенку без головы и хвоста (Сарианиди В.И., 2001, с. 37-39; 2002, с. 238-241). Такое расчленение тела перед погребением в сильной степени напоминает зороастрийский ритуал asvamedha. Затем последовали находки так называемых сигнальных труб из бронзы, серебра и фаянса (всего в настоящее время 7 экз.: 5 - на некрополе, 1 - в царской гробнице №3210 и 1 - в цисте №3310, где был похоронен ягненок); бронзового навершия жезла в виде протомы лошади (погр. 2380), каменной фигурки лошади, изображение спины которой напоминает седло, из царской гробницы №3210, каменной же скульптурки без головы с раскрашенными гривой и хвостом, имеющей сходство с коротконогой лошадкой, из раскопа 12. Второй полный скелет молодой лошади был найден в царской гробнице №3200, «прижатым» четырехколесной повозкой к восточной стене котлована-двора сложного погребального сооружения. В том же дворе были захоронены три раба (пожилая женщина, юноша и девушка), два взрослых верблюда и крупная собака. Останки третьего жеребенка были найдены вместе с бараном, собакой и теленком снаружи южной стенки упоминавшейся двухкамерной цисты №3310. В этом отношении показательно, что в авестийских Яштах лошадь регулярно упоминается среди животных, которых приносят в жертву богам цари и герои. Важно подчеркнуть, что одну из трех гонурских молодых лошадей принесли в жертву вместе с другими животными ягненку (№3310), что свидетельствует о сложных религиозных представлениях и ритуалах, свойственных жителям страны Маргуш. Кроме полных скелетов на Гонуре встречены и фрагментированные останки лошадей. Так, в одной из круглых ям на крайнем юго-востоке Северного Гонура невдалеке от царского некрополя обнаружены передние и задние конечности лошади (погр. 3330); в пом. 149 на раскопе 9 (юго-западная часть комплекса) находился череп лошади на высоте 35 см от уровня пола. На территории царского могильника, на глубине 30-35 см от древней дневной поверхности непосредственно над гробницей №3200, был найден второй верхний предкоренной зуб этого животного. По определению палеозоолога Р.М. Сатаева, зуб значительно стерт (больше среднего), принадлежит взрослому животному (от 5 до 15 лет, предположительно 8-10 лет). Передняя часть коронки в области параконуля приподнята в виде задранного носа ладьи и, опускаясь к парафлексу, образует выраженную седловину. Такая форма площадки стирания отмечалась, как пишет автор, у рецентных лошадей, ходивших в упряжи. У животных, живших на вольном выгуле, задранный кверху параконуль не встречался. Р.М. Сатаев ( 2008) предполагает, что та лошадь, которой принадлежал зуб, найденный на территории царского могильника, использовалась для верховой езды. К сожалению, единичный изолированный зуб не позволяет делать корректные заключения по данному поводу, тем более что об использовании удил с некоторой степенью вероятности принято судить по состоянию вторых нижних предкоренных зубов. Во время весенних полевых работ 2008 г. на раскопе 16 (юго-западная часть комплекса, между обводной стеной и большим некрополем Гонура) на высоте 30-35 см над заполнением могил в одном случае было найдено два, а в другом один зуба домашней лошади. Данные одонтологические останки важны и тем, что стратиграфия раскопа и керамический комплекс, выявленный в более чем 50 погребений, найденных in situ, свидетельствуют об их принадлежности к началу II тыс. до н.э., т.е. ко времени, не сильно отдаленному от начала заселения Гонура. Эта находка в настоящее время исследуется Р.М. Сатаевым. Все вышесказанное говорит о прекрасном знакомстве с лошадью древних земледельцев юга Туркменистана, о том важном месте, которое занимало это животное в жизни их аристократической верхушки. Здесь же надо отметить, что лошадь в этих районах была или местной, или, скорее всего, связана с юго-западными, а не с более северными, степными районами. Свидетельствами именно юго-западных истоков гонурского коневодства являются конструкция колес и повозок, впервые для эпохи средней бронзы документированная находками (Дубова Н.А., 2004, с. 279) и полностью совпадающая с находками на территориях Элама и Бактрии, а также наличие гробниц типа Hypogeum (Сарианиди В.И., 2006), описанных ранее только на Ближнем Востоке, в одной из которых (№3200), как отмечалось, также найдены останки молодой лошади. Вероятнее всего, лошадь использовалась только местной аристократией и была элитарным животным. Не менее важное место в жизни земледельцев Маргианы занимал и домашний осел. Так, Р.М.Сатаев установил, чтоодноизпогребений, ранееопределявшихся нами как «погребенке Рис. 1. Захоронения трех баранов (№3621-3623) и осла (№3597) на раскопе 16 Гонур Депе в процессе расчистки (2006, октябрь) жеребенка» на царском некрополе (№3340), принадлежит именно этому, не только выносливому, неприхотливому вьючному и тягловому животному, но и игравшему важнейшую роль в осмыслении мироздания. Например, у зороастрийцев в центре мира стоит гигантский трехногий осел (Крюкова В.Ю., 2005, с. 127-132). Погребение совершено в сырцовом кирпичном мавзолее в окружении погребальной керамики, раковинной бусины у головы, а каменной - у хвоста. Животное лежало на левом боку, головой на юг (Сарианиди В.И., Дубова Н.А., 2005). Рядом, но снаружи мавзолея (на расстоянии около полуметра), располагается явно принадлежащий ему двухкамерный культовый очаг для приготовления жертвенной пищи. Точно такого типа культовые печи были чрезвычайно широко распространены в храмах Северного Гонура. Их особая конструкция позволяла приготовлять жертвенное мясо без того, чтобы пламя непосредственно касалась кровавых жертвоприношений. Впечатляющее захоронение еще одного осла (№3597) в сопровождении трех погребений баранов с богатыми погребальными приношениями является центральным подземным сооружением упоминавшегося архитектурного комплекса на раскопе 16 (между большим некрополем Гонура, теменосом (Южным Гонуром) и юго-западным углом Северного Гонура). Оно было раскопано осенью 2006 г. Животное лежит в этом случае на правом боку головой на запад в цисте, выложенной изнутри сырцовыми кирпичами, длиной 2 м, шириной 1 м, а глубиной 1,5 м. Шея животного повернута назад таким образом, что череп оказывается лежащим на грудной клетке. За затылочной частью черепа помещен большой бронзовый сосуд, упирающийся устьем в северную стенку ямы. В ногах осла лежат три ягненка. Перпендикулярно к этому погребению расположено три могилы сходной длины, ширины и глубины - №3621, 3622 и 3623, ориентированные с севера на юг. Погребальными приношениями для баранов было значительное число керамических и бронзовых изделий, специально обработанных камушков. Во всех трех имеются каменные миниатюрные колонки и бронзовые навершия жезлов, т.е. знаковые предметы, подчеркивающие высокий социальный статус захороненных. Из этих трех выделяется погребение барана в центральной камере (№3622). У животного отсечена голова, а бронзовая пластина «вставлена» в позвоночник в области поясницы. Подчеркнем, что известные захоронения животных, в том числе лошадей, в памятниках степных культур (например, в Синташте - Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 154, рис. 72) существенно отличны от многих вышеописанных. В то же время погребения баранов и собак в качестве прихороненных животных к могилам людей находят свои аналогии скорее на Ближнем Востоке (Tell el-Daba - Bietak М., 1996, р. 42; Stiebing W., 1971, p. 116). Кроме того, на Гонуре и лошади, и ослы, и бараны, и собаки нередко выступают в роли основных захороненных. *Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №07-06-00062а). |
загрузка...