Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Косинцев П.А., Самашев З.С. Лошади Алтая в скифо-сакское время*

Лошади были постоянным элементом погребального обряда у населения Алтая в скифо-сакское время. Погребения лошадей вместе с человеком появляются уже на раннем этапе рассматриваемого периода: могильник Курту-II (Сорокин С.С., 1966), Аржан-1 (Грязнов М.П., 1980). К сожалению, далеко не все эти материалы введены в научный оборот. Остатки лошадей более или менее подробно описаны только из некоторых исследованных на Алтае могильниках пазырыкской культуры (Васильев С.К., 2000; Васильев С.К., Гребнев И.Е., 1994; Витт В.О., 1952; Гребнев И.Е., Васильев С.К., 1994; Косинцев П.А., Самашев З.С., 2003; Цалкин В.И., 1952). В публикациях описание этих остатков и характеристика лошадей даны с разной степенью подробности. Авторами по возможности были использованы все приводимые данные. Основные характеристики из тех, что приводятся в литературе, - высота в холке по В.О. Витту (1952) и тонконогость по А.А. Браунеру (1916) (табл. 1). В таблице приведено количество изученных скелетов и их распределение по группам (в %).

Половой состав. Все исследователи указывают, что в погребальном обряде использовали только самцов. Определенную часть среди них могли составлять кастрированные жеребцы - мерины. В курганах №1-6 могильника Пазырык и в кургане Шибе они были представлены единичными особями (Витт В.О., 1952).

Возрастной состав. В могильнике Пазырык и кургане Шибе было захоронено 56 взрослых и 13 молодых особей (Витт В.О., 1952), т.е. 81 и 19% соответственно. В исследованных курганах могильников Ак-Алаха-1 и 3, Уландрык-I-II, Кутургунтас и Верх-Кальджин-II, как можно понять из публикации, были погребены только взрослые и/или старые лошади (Васильев С.К., 2000). В могильнике Берел из 47 особей молодая (до 5 лет) - 1, или 2%, взрослых (5-15 лет) - 17, или 36% и старых (старше 15 лет) - 29, или 62% всех особей. Данные по возрастному составу совершенно очевидно указывают на отбор лошадей для захоронения по этому признаку - в Пазырыке и кургане Шибе доля молодых особей значимо выше, чем в других могильниках.

Высота в холке. Анализ данных по росту показывает, что самыми крупными были лошади из кургана Шибе. Среди них не было особей ниже среднего роста. Далее идут лошади из могильников Ак-Алаха-1 и 3 и Кутургунтас, где лошади ниже среднего роста составляют 9%, а выше среднего - 28%. В могильниках Уландрык-I и II лошади ниже среднего ростасоставляют 11%, а выше среднего - 19%. В могильнике Пазырык первая группа составляет 30%, а вторая - 13%. Но здесь соотношение этих групп в разных курганах заметно различается. Так, в кургане №2 из семи особей нет ни одной ниже среднего роста, а в кургане №4 из 12 особей нет ни одной выше среднего роста. Самые мелкие особи происходят из могильника Берел. Здесь выше среднего роста есть только одна особь.

Тонконогость. Анализ данных по тонконогости весьма затруднен, так как для ряда могильников в публикациях приведены только средние значения (табл. 1). Тем не менее можно отметить, что лошади из могильников Пазырык и Шибе наиболее тонконогие, а из могильника Берел - наиболее толстоногие. Остальные могильники занимают промежуточное положение (табл. 1). Среди лошадей есть особи из групп тонконогих, полутонконогих и средненогих. В могильниках Пазырык и Шибе преобладают тонконогие и полутонконогие особи, а в могильнике Берел - полутонконогие и средненогие особи. Наиболее породистые лошади захоронены в первых могильниках, а наименее - в последнем.

В О. Витт (1952) высказал предположение, что рост лошадей связан с продолжительностью их обитания в горах: чем дольше популяция лошадей обитает в горах, тем мельче становятся особи. Соответственно, им была предложена методика построения внутренней хронологии курганов в пределах одной курганной группы по росту захороненных лошадей. В более ранних курганах будут более крупные лошади, а в более поздних - более мелкие. В последние годы получены абсолютные даты практически для всех исследованных курганов (Алексеев А.Ю. и др., 2005; Герсдорф Е. фон, Парцингер Г., 2000; Марсадолов Л.С., Зайцева Г.И., 1999; Марсадолов Л.С. и др., 1996; Самашев З.С., Фаизов К.Ш., Базарбаева Г.А., 2001).

Сопоставление абсолютного возраста и состава размерных групп показало, что иппологическая методика для определения относительной хронологии курганов в могильнике не пригодна. Так, курган Шибе - самый поздний по сравнению с Пазырыкскими курганами, а лошади в нем самые крупные. Не согласуются размеры лошадей и абсолютный возраст для других курганов. Это не означает, что лошади не мельчали в горах. Просто подбор лошадей для захоронения, вероятно, осуществлялся в соответствии со статусом погребенного. Таким образом, породные характеристики лошадей из курганов Алтая скифо-сакского времени можно рассматривать как один из маркеров социального (или иного) статуса погребенного человека. В особых случаях в погребальном обряде использовались более породистые лошади, а обычно - менее породистые.

В целом по степени породности лошадей курганы можно расположить в следующем порядке (по убыванию): Шибе, Ак-Алаха-1, 3 и Кутургунтас, Уландрык-I-II, Пазырык, Берел.

В настоящее время отсутствуют характеристики лошадей из поселений этого времени. Это не позволяет оценить характер отбора лошадей по таким признакам, как высота в холке и тонконогость. По этой же причине сейчас невозможно однозначно ответить на вопрос о том, все ли лошади из курганов принадлежат к местной популяции или самых породистых приводили из других районов. Учитывая значительную изменчивость лошадей, возможны оба варианта.

Оценить специфику отбора лошадей для погребального обряда в скифо-сакское время на Алтае в некоторой степени позволяют материалы курганов Аржан-1 и Аржан-2 (Bourova N., 2004). В кургане Аржан-1 было погребено более 160 лошадей в возрасте, по определению М.П. Грязнова (1980), 12-15 лет, что, несомненно, указывает на специальный их подбор. Морфометрический анализ был сделан только для частей скелетов от 21 особи (Bourova N., 2004). Среди них были лошади только очень мелкого (112-120 см) - 10%, мелкого (120-128 см) - 47% и ниже среднего (128-136 см) - 43%, роста в холке. Таких мелких лошадей не найдено ни в одном кургане Алтая (табл. 1). В связи с этим встает вопрос о принципах отбора лошадей для погребения в кургане Аржан-1. Его помогает прояснить материал из кургана Аржан-2. Из него изучены части 14 скелетов лошадей. Все они принадлежали особям в возрасте 12-16 лет (Bourova N., 2004), что идентично возрастному составу лошадей из кургана Аржан-1. Но по размерам они различались очень значительно. В Аржане-2 только одна лошадь имела рост ниже среднего, большая часть (12 особей) были среднего роста и одна - выше среднего роста. Такое соотношение размерных классов аналогично наблюдаемому в курганах Алтая (табл. 1). Такие различия могут быть связаны только с различием критериев отбора лошадей для погребения в этих курганах. Лошади в них забиты одной возрастной группы, что с очевидностью указывает на специальный отбор. Учитывая более крупные размеры лошадей в Аржане-2, там их отбирали с учетом не только возраста, но и размеров. В отношении кургана Аржан-1 мы должны допустить, что лошади для погребения в нем по размеру не отбирались, а выбирались из табуна случайным образом только особи определенного возраста. Менее вероятно, но вполне возможно, что специально отбирались мелкие особи определенного возраста. Так ли это, сейчас не установить, так как нам не известно соотношение размерных классов в табуне населения, построившего Аржан-1. Вместе с тем материалы этого кургана показывают, что крупные размеры лошадей не всегда могут быть критерием для их отбора для погребального обряда.

Таблица 1
Характеристики лошадей скифо-сакского времени из могильников Алтая



Данные о лошадях из курганов Алтая скифо-сакского времени свидетельствуют об их специальном отборе. Несомненно, проводился отбор по полу (только самцы), по возрасту (неестественно низкая доля молодых особей) и в ряде случаев - по размеру (отбирались породистые особи). Также несомненно, что отбор лошадей для использования в погребальном обряде в разных могильниках был различным. Причины этих различий могут быть этнографическими, т.е. связаны с различиями в культурных традициях разных групп населения Алтая. С этой причиной тесно связаны хронологические различия, которые отражают изменения традиций во времени. Другой их причиной могут быть различия, связанные с разным статусом погребенных и/или могильников в целом. Несомненно, что характеристики лошадей, использовавшихся в конкретном погребальном обряде, с одной стороны, отражают какие-то социально значимые факторы, а с другой стороны, имеющиеся материалы не позволяют их считать определяющими в погребальном обряде в целом. Были и более значимые элементы обряда.



*Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РФФИ (проект №07-06-00341 «Применение естественно-научных методов при изучении этногенетических процессов на Алтае в эпоху поздней древности и средневековье»).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии
e-mail: historylib@yandex.ru