Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Шульга П.И. О назначении «поясных» бляшек на Верхней Оби и в Горном Алтае

В погребениях скифского времени имеется значительное количество предметов, назначение которых не установлено или определяется предположительно. К ним также относятся различные бляхи и пуговицы с петельками на обороте, известные в погребениях каменской, пазырыкской, тагарской и других культур. Встречаются они в районе пояса и бедренных костей в мужских, женских и детских погребениях. По размерам и функциональному назначению данные изделия можно разделить на четыре группы: 1) колчанные застежки (рис. 1.-1-6); 2) пуговицевидные застежки для крепления ножен к портупейному ремню (рис. 1.-9-17); 3) поясные (?) пуговицевидные бляшки (рис. 1.-18-21); 4) пуговицы поясной фурнитуры (рис. 1.-22-25).

Колчанные застежки. Встречаются в погребениях воинов. Представляют собой сферические бляхи диаметром 4-6,5 см с петелькой по центру оборотной стороны. Изготавливались из бронзы и железа, но известны и модели из дерева (Молодин В.И., 2000, рис. 134). Лицевая поверхность щитка могла быть совершенно гладкой (рис. 1.-1-2, 6) или иметь малозаметный орнамент по периметру (рис. 1.-3). У некоторых блях орнамент покрывал большую часть щитка (рис. 1.-4; Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, табл. XVIII.-2) или весь щиток (рис. 1.-5; Молодин В.И., 2000, рис. 134). Несколько блях (прежде всего с гладкой поверхностью) по размерам и устройству похожи на зеркала (рис. 1.-6) и иногда идентифицируются с ними. Однако этому противоречит сферическая форма щитка, его малые размеры и встречающийся у многих экземпляров орнамент на лицевой стороне. Не случайно подобные изделия в тагарской культуре условно именуют «зеркалами», бляшками-«зеркалами» или просто солярными бляшками (Мартынов А.И., 1979, табл. 15.-12, 53).

Новые материалы с Алтая позволяют считать крупные бляхи первой группы в каменской и пазырыкской культурах колчанными застежками, использовавшимися наряду с наиболее распространенными коническими колчанными ворворками с отверстием по центру (рис. 1.-7). Разница между ними заключалась лишь в способе соединения с портупейным ремешком - у блях ремешок крепился за петельку, а у ворворок ремешок пропускался сквозь отверстие и на выходе запирался узелком или штифтом. В каменской культуре автору известно шесть таких блях: три найдены в Новотроицком некрополе, две - в Новом Шарапе-1 и одна - в Высоком Борке (рис. 1.-1-6; Могильников В.А., Уманский А.П., 1999а; Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994). В Новотроицком из трех блях две железные (Н-1, к. 15 и Н-2, к. 1) и одна бронзовая (Н-2, к. 17). Диаметр бляхи из Новотроицкого-1 (к. 15) после расчистки от окислов и соединения двух распавшихся частей (первоначально принятых за остатки двух изделий; см.: Могильников В.А., Уманский А.П., 1999а, рис. 4.-22-23) составил 6 см (высота 1,5 см). На оборотной вогнутой стороне имелась плохо сохранившаяся железная петелька с остатками ожелезненного ремешка шириной около 8-10 мм (рис. 1.-1).

Устройство петельки хорошо прослежено на почти идентичной железной бляхе диаметром 6,5 см из кургана №1 в Новотроицком-2 (рис. 1.-2). Железная петелька там представляла уплощенную приваренную по центру обойму длиной 2,5 см (ширина 0,7 см, высота 1 см). В петельке находились остатки двух пропущенных сквозь нее ожелезненных кожаных ремешков шириной около 9 мм. Третья крупная бляха из бронзы диаметром 4,8 см с остатками пропущенного в петлю ремешка найдена в Новотроицком-2, (к. 17, м. 8) у левой кисти человека на бронзовом колчанном крючке (рис. 1.-3). Ближе к пяточным костям человека лежали три роговых наконечника стрел, а в районе пояса - пряжка-застежка и ворворка. Еще две крупных сферических бронзовых бляхи происходят из могильника Новый Шарап-1. Обе они входили в поясные наборы (Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, табл. XVIII-XIX). В описании поясного набора из кургана №19 указано, что круглая бронзовая бляха с петелькой на обороте висела на конце портупейного ремешка, отходящего от прорези подквадратной поясной обоймы (Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, с. 31). Принадлежность обоймы и бляхи к одному комплекту подтверждается и однотипной скобчатой орнаментацией. По указанному масштабу диаметр этой бляхи около 4 см, а бляхи из кургана №6 - около 5,5 см (рис. 1.-5).

Особое значение для понимания назначения крупных сферических блях с петелькой на обороте имеет массивная бронзовая ворворка колоколовидной формы диаметром 5,5 см из кургана №5 в Рогозихе-1 (Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И., 2005, рис. 10.-1-3). Она находилась в сочленении со сферической бляшкой, имеющей с тыльной стороны петельку с остатками тонкого кожаного ремешка шириной 0,6 см. Основание ворворки и отверстие заполированы от долгого употребления. Очевидно, в рабочем состоянии ремешок пропускался через отверстие в ворворке и фиксировался на петельке бляшки. По существу ворворка из Рогозихи-1 с бляшкой представляет собой колчанную бляху с петелькой на обороте. Разница лишь в том, что бляхи представляют собой цельные изделия. Колчанные бляхи из Новотроицкого некрополя и Нового Шарапа-1, а также комбинированное устройство из ворворки и бляшки в Рогозихе-1 происходят из ранней группы погребений, датирующихся не позже V в. до н.э. При этом все бляхи находятся в северной части ареала каменской культуры, где происходили контакты с тагарцами. К ранним относится и поясной набор из могильника Высокий Борок (в 50 км к северу от г. Новосибирска), в который также входила крупная выпуклая бронзовая бляха диаметром около 4,5 см (рис. 1.-4; Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, табл. XXIII.-6).

В пазырыкской культуре колчанные бляхи найдены в Юго-Восточном Алтае: бронзовая - в Уландрыке-5 (рис. 1.-6) и деревянная - на Укоке, при раскопках кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2, где «.в верхней части несохранившегося колчана обнаружена крупная круглая деревянная бляха сферической формы. .. .Данное изделие, которое использовалось в качестве застежки для крепления колчана к поясу, имеет два противолежащих отверстия для крепления» (Молодин В.И., 2000, с. 108, рис. 134). В силу особенностей материала, деревянная модель отличается от металлических блях иным устройством для привязывания ремешка. Эта находка однозначно указывает, что в пазырыкской культуре колчаны подвешивались как при помощи ворворок (Кубарев В.Д., Шульга П.И., 2007, с. 108-109), так и крупных блях с петельками на обороте.

Рис. 1. «Поясные» бляшки и «зеркала» из погребений на Верхней Оби и в Горном Алтае VI-IV вв. до н.э.: 1-3 - Новотроицкое-1-2; 4 - Высокий Борок; 5 - Новый Шарап-1; 6 - Уландрык-5; 9, 18 - Тавдушка; 10, 16, 21 - Малталу-4; 11 - Юстыд-12; 12 - Уландрык-3; 13 - Уландрык-4; 14 - Тете-4; 15, 17 - Барбургазы-1; 19 - Ташанта-1; 20 - Юстыд-1; 22-23 - Юбилейный-2; 24-25 - Локоть-4а. Железо - 1-2, 24-25; бронза - 3-6, 9-11, 14-20, 22-23; бронза, железо - 21; дерево - 12-13. 7 - реконструкция пазырыкского колчана (по: Полосьмак Н.В., 2001); 8 - расположение застежки на ножнах кинжала (по: Литвинский Б.А., 2002)
Рис. 1. «Поясные» бляшки и «зеркала» из погребений на Верхней Оби и в Горном Алтае VI-IV вв. до н.э.: 1-3 - Новотроицкое-1-2; 4 - Высокий Борок; 5 - Новый Шарап-1; 6 - Уландрык-5; 9, 18 - Тавдушка; 10, 16, 21 - Малталу-4; 11 - Юстыд-12; 12 - Уландрык-3; 13 - Уландрык-4; 14 - Тете-4; 15, 17 - Барбургазы-1; 19 - Ташанта-1; 20 - Юстыд-1; 22-23 - Юбилейный-2; 24-25 - Локоть-4а. Железо - 1-2, 24-25; бронза - 3-6, 9-11, 14-20, 22-23; бронза, железо - 21; дерево - 12-13. 7 - реконструкция пазырыкского колчана (по: Полосьмак Н.В., 2001); 8 - расположение застежки на ножнах кинжала (по: Литвинский Б.А., 2002)

Пуговицевидные застежки для крепления ножен к портупейному ремню (рис. 1.-9-17). В пазырыкской культуре почти все происходят из курганов Юго-Восточного Алтая (рис. 1.-10-17). Одна обнаружена на Нижней Катуни в Тавдушке (рис. 1.-9). Бляшки имеют выпуклый или плоский неорнаментированный щиток диаметром около 2,5-3 см и сравнительно большую петельку по центру оборотной стороны. Известны экземпляры из бронзы и деревянные имитации (рис. 1.-12-13). Судя по находкам из Тавдушки и верховий Чуи, эти бляшки служили застежками на выступающей лопасти ножен (рис. 1.-8), где обычно встречаются ворворки с большим центральным отверстием. По устройству и функциональному назначению пуговицевидные бляшки подобны колчанным бляхам и различаются лишь местом расположения и размерами. Подобные бляшки известны и в погребениях каменской культуры (Могильников В.А., Уманский А.П., 1999а, рис. 4.-12; Могильников В.А., Уманский А.П., 1999б, рис. 2.-10; 4.-1; Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, табл. XIX.-3), но место нахождения их на ножнах там не зафиксировано.

Поясные (?) пуговицевидные бляшки (рис. 1.-18-21). По размерам и устройству данные бляшки почти не отличаются от застежек ножен, но использовались иначе. Обнаружены они в районе пояса у женщин и детей без оружия. От пуговиц воинских поясов бляшки отличаются большими размерами и тем, что помещались по одной. Вопрос об их назначении остается открытым, но можно с уверенностью сказать, что это не модели зеркал. Предположительно они использовались как застежки в поясной фурнитуре или одежде.

Пуговицы поясной фурнитуры.
Имеют сильно выпуклый сферический щиток диаметром около 1,5 см (иногда 2 см). С оборотной стороны, как правило, располагается не петелька, а прямая или слабо выгнутая узкая перемычка (рис. 1.-22-25). Изготавливались из бронзы, железа и дерева. На Верхней Оби встречаются в погребениях каменской, староалейской и быстрянской культур. В пазырыкской культуре такие находки немногочисленны. В ряде случаев пуговицы достоверно зафиксированы на воинских поясах и портупейных ремешках (Шульга П.И., 2003, рис. 6; Уманский А.П., Шульга П.И., 2005). Между тем эти полифункциональные изделия иногда включались в фурнитуру ножен, могли использоваться в одежде.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид
e-mail: historylib@yandex.ru