Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Кунгуров А.Л. Камень в производительных силах кочевых обществ Алтая

Материальная культура кочевых обществ Алтая поздней древности и средневековья исследована достаточно полно, однако такой сегмент этого явления, как камнеобработка, пока остается в тени. Вместе с тем в производительных силах древних и средневековых кочевников Алтая обработка и использование камня занимали существенное место. Предварительно можно выделить следующие элементы культуры кочевых обществ, где присутствует характеризуемая часть материальной культуры:
- бытовая и сакральная архитектура (сооружение курганов, поминальников, каменных изваяний, жилищных и бытовых сооружений);
- военное дело (украшения и элементы амуниции, абразивы, инструменты для починки предметов вооружения и снаряжения);
- производство (черная и цветная металлургия и металлообработка, косторезное, деревообрабатывающее производство, скорняжное дело);
- переработка биоресурсов (продукты скотоводства, земледелия, собирательства и охоты);
- декоративно-прикладное искусство (украшения костюма, походного, боевого и бытового снаряжения, мобильная сакральная пластика);
- наскальное искусство (петроглифы, графити, рунические надписи).

Каждый из перечисленных элементов материальной культуры кочевников требует для своей успешной реализации достаточно обширного и специфичного набора знаний, умений и навыков в модификации субстрата. Несомненно, часть престижных предметов из драгоценных и полудрагоценных камней (подвески, вставки в ажурные украшения и детали снаряжения, бусины) могла быть импортирована из других регионов Евразии, что подтверждается минералогическими определениями. Подобных примеров относительно немного и они достаточно четко выделяются на фоне предметов камнеобработки. Основная масса перечисленных сегментов производительных сил кочевых обществ Алтая реализовывалась в рамках их функционирования.

Наиболее изученным элементом камнеобработки поздней древности и средневековья Алтая в горных и лесостепных районах следует считать сакральное строительство. Исследователи достаточно подробно рассматривают архитектуру погребальных и поминальных сооружений, особенности монументальной скульптуры (оленные камни, антропоморфные изваяния тюркского времени, балбалы и т.п.). При этом аналитический акцент делается на всеобъемлющей характеристике артефактов, выявлении их места и значения в идеологии и культуре обществ кочевого мира, происхождении и эволюции изобразительных традиций и т.п. Проблема существования и функционирования особого навыка камнеобработки и связанных с ним технологий модификации исходного субстрата стоит на последнем месте в спектре интересов исследователей. То же можно сказать и о строительных навыках кочевников Алтая, выражающихся в сооружении достаточно сложных многокомпонентных сакральных конструкций. Упомянутые явления материальной и сакральной культуры анализируются с различных позиций, в том числе определяются происхождение используемых отдельностей, алгоритм и приемы сооружения конструкций и т.п. Другие перечисленные элементы камнеобработки описываются «на уровне называния» или определения функционального назначения изделий (Кунгуров А.Л., 1994; Абдулганеев М.Т., Кунгурова Н.Ю., 1993).

В настоящее время накоплен достаточно обширный материал, позволяющий не только документировать наличие в материальной культуре кочевников Алтая изделий из камня, но и подробно охарактеризовать традиции, технологические приемы, инновации и динамику развития камнеобрабатывающей отрасли производительных сил в поздней древности и средневековье региона. Настоящая работа не ориентирована на решение этой объемной и сложной задачи. Наша цель - привлечь внимание исследователей и наметить основные пути реконструкции данного сегмента экономики кочевых обществ.

Наибольшее количество примеров использования каменного сырья фиксируется при исследовании поселенческих комплексов раннего железного века. Средневековые объекты этого типа изучены гораздо слабее, однако они есть и, вне всякого сомнения, продемонстрируют достаточно развитую системы камнеобработки. Древнейшей традицией камнеобработки является оббивка субстрата. Данный технологический прием позволяет наиболее быстрым и экономным способом достичь необходимых параметров и формы в процессе модификации каменной заготовки. Традиционные способы оббивки сложились на рубеже каменного и бронзового веков (схема реализации этого приема, распространенная в каменном веке и ориентированная на обработку кремневых отдельностей, была утеряна в процессе распространения на Алтае энеолитических культур) и связаны с афанасьевской культурой (Кунгуров А.Л., 2006). Оббивка позволяла не только достичь необходимой формы для заготовок орудий из зернистых вязких пород камня, но и использовалась для получения осколков с острым режущим краем. Прием бессистемного раскалывания валунов фиксируется в начале раннего железного века (бийкенская и большереченская культуры). Грубые изделия из оббитых галек и валунов, использованные в работе осколки и обломки составляют неотъемлимую часть комплексов большереченских городищ Пикет, Королев лог и др. Интересно то, что эти каменные артефакты похожи на афанасьевские и каракольские, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной системы расщепления. Подходящие преформы или естественные отдельности просто разбивались на части с помощью мощных краевых ударов. В отличие от описанной технологии утилизации субстрата, оббивка вязких эффузивных и интрузивных пород осуществлялась по четкой и отработанной схеме. Собственно, оббивкой эту технологию следует называть условно, скорее всего, мы имеем дело с обламыванием и «крошением» исходного субстрата - аккуратным и целенаправленным ударным удалением лишнего объема заготовок. Так осуществлялось первоначальное моделирование формы верхнего и нижнего камней зернотерок и жерновов, крупных и средних «активных» и «пассивных» абразивов, разнообразных ударных инструментов и т.п. Подобный способ обработки использовался и при сакральном строительстве в процессе подгонки каменных элементов ящиков, крепид, деталей насыпи сооружений. Не исключено применение навыков оббивки в изготовлении монументальной скульптуры, прежде всего антропоморфных изображений тюркской культуры с рельефным оформлением различных деталей. Окончательное завершение формообразующей модификации мастера камнеобработки проводили с помощью пикетажа. Это уже достаточно сложный прием работы с камнем, требующий и специального металлического инструментария - керна, зубила-скарпеля, долот с различной формой ударной кромки (наминка, бучарда, киура и т.п.). Перечисленные твердые посредники оказывали воздействие на моделируемую поверхность заготовки с помощью ударов тяжелых каменных молотков или деревянных киянок. Таким образом, пикетаж является сложным многокомпонентным приемом обработки камня со специфическим набором инструментов и комплексом определенных навыков их использования. Все известные каменные артефакты поздней древности и средневековья в процессе оформления прошли этапы оббивки и пикетажа, которые можно назвать «первичной» обработкой.

Окончательное доведение изготавливаемого мастером изделия до полной формы - разные типы шлифовки и полирования. Этот способ модификации поверхности в характеризуемые эпохи требует отдельного исследования. Совершенно очевидно то, что их применение зависело от особенностей и планируемых рабочих качеств формируемого мастером изделия. Поверхности, ориентированные на растирание грубого растительного сырья (зерно, корни, плоды), требовали определенной шероховатости рабочей плоскости. Это достигалось грубой абразивной шлифовкой «активным» абразивом. Именно так оформлены зернотерки и жернова. Инструменты для дробления (прежде всего песты) шлифовались более тщательно, вплоть до образования гладкой поверхности. Изделия для выведения и оформления лезвийных кромок режущих инструментов и предметов вооружения полировались подчас очень тщательно, хотя встречаются оселки и абразивы для различных способов заточки. Наиболее полно полировка поверхности реализовывалась при изготовлении украшений, которые должны не только блестеть, но и радовать глаз каменным узором. Различные способы шлифовки и полирования поверхности каменных изделий можно именовать «вторичной обработкой».

Иногда на каменных артефактах различного назначения встречается резьба и граффити, отличающиеся качеством и мастерством исполнения - от процарапанных кончиком лезвия ножа символов до сложной сакральной орнаментации или различных рисунков. Подобный аспект камнеобработки также нуждается в специальном исследовании и сулит интересные разноплановые наблюдения.

В заключение работы следует отметить следующее. Все перечисленные способы обработки камня требуют не только определенного уровня мастерства, специфичных навыков и опыта мастера в деятельности такого вида. Успешная реализация данного сегмента производительных сил зависит еще и от корпуса орудий камнеобработки, в том числе весьма специализированных инструментов модификации поверхности камня. Кроме этого, следует учитывать комплекс знаний и о самом субстрате, умение и навык поиска, отбора и добывания необходимого сырья. Все сказанное позволяет достаточно уверенно обосновывать существование в производительных силах кочевых обществ Алтая развитой отрасли камнеобработки, имеющей достаточно древние корни и традиции, специализированный орудийный набор и, видимо, определенную социальную группу носителей этих традиций, умений и навыков. Исследование данного сегмента экономики поздней древности и средневековья позволит приоткрыть новые аспекты истории региона.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа
e-mail: historylib@yandex.ru