Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Ковалевский С.А. К вопросу о способах разметки и оформления сакральной площади курганов ирменской культуры (Кузнецкая котловина)*

На территории Кузнецкой котловины сакральное пространство под насыпями ирменских курганов размечалось в древности при помощи каменных оград (6,98%), ровиков (15,11%) и грунтовых ям (30,23%). В значительной части курганов (40,7%) специальной разметки сакрального пространства не зафиксировано.

Традиция сооружения каменных оград была характерна начиная с энеолита для регионов, богатых выходами камня (Горный Алтай, Минусинская котловина, Тува, некоторые районы Казахстана и т.д.), и совершенно не характерна для лесостепных районов юга Западной Сибири. На юге Западной Сибири (включая и Кузнецкую котловину) каменные оградки впервые начинают сооружаться вокруг погребений в андроновское время (Бобров В.В., Горяев В.С., 2001а, с. 240-243). Однако не исключено и более раннее возникновение традиции установки каменных колец вокруг погребений (Бобров В.В., Горяев В.С., 2001б, с. 244-249).

Так андроновское население, пришедшее в Кузнецкую котловину с территории Казахстана, принесло традицию сооружения каменных прямоугольных оград, типичных для этой территории расселения «андроновцев-федоровцев». В Кузнецкой котловине в курганах могильника Танай-1 известны квадратные и прямоугольные каменные ограды, а в курганах могильника Танай-12 - округлые и овальные (Бобров В.В., Горяев В.С., 2001а, с. 242). Видимо, позднее квадратные и прямоугольные ограды Таная-1 уступили место округлым и овальным оградам, повторяющим форму земляной насыпи и характерным для андроновского могильника Танай-12.

В постандроновское время каменные оградки различных форм продолжали сооружаться в корчажкинских (могильники Танай-1 и Танай-12) и ирменских (могильники Танай-7 и Журавлево-4) курганах данного региона. В корчажкинских курганах могильников Танай-1 и Танай-12 зафиксированы каменные ограды прямоугольной или подквадратной формы (Бобров В.В., 1995, с. 76; Бобров В.В., Горяев В.С., 2000, с. 227). В ирменских курганах каменные ограды имели, как правило, форму полуовала, лишь частично ограничивая подкурганное пространство. Только в кургане №23-24 могильника Танай-7 каменная ограда-кладка имела форму, близкую к прямоугольнику (Бобров В.В., Мыльникова Л.Н., Мыльников В.П., 2001, рис. 1). Обращает на себя внимание наличие каменных оград только на территории Танайского АМР в пределах Кузнецкой котловины.

На юге Западной Сибири подквадратные или округлые в плане ровики, имевшие культовый характер и связанные с погребально-поминальным обрядом, известны, по крайней мере, с эпохи ранней бронзы. Они зафиксированы в могильниках Танай-12, Сопка-2, Окунево и Телеутский Взвоз-I (Бобров В.В., 2002, с. 224-225; Бобров В.В., Горяев В.С., 2004, с. 189-190; Молодин В.И., 2001, с. 106; Матющенко В.И., Полеводов А.В., 1994, с. 58; Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., Тишкин А.А., 2003, с. 27-28).

Ограничение сакрального пространства курганов при помощи ровиков и ям в единичных случаях известно и в андроновский период. На территории юга Западной Сибири были исследованы андроновские курганы со рвами прямоугольной (Старый Тартас-4) и округлой (Преображенка-3) в плане формы (Молодин В.И., Новиков А.В., Жемерикин Р.В., 2002; Молодин В.И., 1985). По наблюдениям В.И. Молодина, исследовавшего на территории Барабы могильник Преображенка-3, в андроновских курганах в ряде случаев прослежены ямы и ровики, прорезающие материк и расположенные по периметру под насыпями курганов. По мнению исследователя, эти сооружения связаны с погребальным обрядом андроновцев, но типичными не являются. В.И. Мо-лодин полагает, что сооружение ровика может иметь то же смысловое значение, что и возведение вокруг могил круглых каменных колец. Не имея в своем распоряжении камня, «андроновцы» в Барабе могли сооружать оградки из дерна, следов которых не сохранилось (Молодин В.И., 1985, с. 104).

В.В. Бобровым и В.С. Горяевым были раскопаны андроновские курганы со рвами в могильнике Танай-12. В кургане №7 исследован округлый ров. На дне его обнаружено 36 столбовых ямок, в восьми из которых зафиксированы остатки вертикально установленных деревянных столбиков. В кургане №15, по всей видимости, была исследована комбинированная конструкция, имевшая в плане подпрямоугольную форму. К северу и западу от центрального погребения было сооружено два прямых рва. С южной и, вероятно, восточной стороны сооружена каменная ограда (Бобров В.В., Горяев В.С., 2003, с. 252).

Более характерным ограничение подкурганного пространства с помощью ровиков и ям становится в эпоху поздней бронзы. Они известны как в ирменских могильниках Кузнецкой котловины (Журавлево-4, Танай-2, Танай-7, Ваганово-2, Сапогово-1), так и сопредельных территорий (Преображенка-3, Абрамово-4, Калачевка-2, Камышенка, Телеутский Взвоз-I, Милованово-1, ЕК-2). Исследователями была определена географическая локализация рвов по форме в плане: Кузнецкая котловина, лесостепной Алтай - круг; Барабинская лесостепь, Томское Приобье - прямоугольник (Бобров В.В., Чикишева Т.А., Михайлов Ю.И., 1993, с. 76-77). По материалам Кузнецкой котловины В.В. Бобров (1992, с. 62) выделил ровики в виде круга или овала с несомкнутыми концами и неполные.

Обращает на себя внимание встречающееся в ирменских курганах сочетание двух-трех видов разметки. В редких случаях они образуют комбинированные сооружения. Значительно чаще дополнительные варианты разметки применялись для расширения сакрального пространства кургана. Это подтверждают случаи нахождения за пределами разметки курганного пространства, обозначенного ямами и рвами, ирменских погребений. Часто такие погребения перекрывали рвы и ямы на уровне материка и располагались с восточной и юго-восточной стороны курганов (Бобров В.В., Горяев В.С., Васютин С.А., 2001, с. 237). В курганах, где были зафиксированы два или три вида разметки, можно проследить такую, наиболее распространенную последовательность ритуальных действий. Первоначально для ограничения сакрального пространства, предназначенного для совершения погребений, выкапывались грунтовые ямы. Нередко такие ямы использовались «ирменцами» для совершения ритуально-жертвенных действий. Позднее, по мере заполнения сакрального пространства погребениями, могли сооружаться ровики или каменные ограды.

Интересно, что ровики, ямы и ограды сооружались только в крупных могильниках, где насчитывается большое количество погребенных и представлены различные половозрастные и социальные группы ирменского населения. В небольших могильниках (Титово-1, Журавлево-1, Шабаново-1 и Шабаново-4) таких специальных сооружений (за исключением единичных курганов с ямами) не зафиксировано. Ю.И. Михайлов (2001, с. 334-341), проанализировав некоторые особенности погребально-поминального обряда и половозрастной состав ирменских захоронений Кузнецкой котловины, выделил две категории ирменских кладбищ: престижные (на примере Журавлево-4), где наряду с представителями различных половозрастных групп погребались мужчины, занимавшие лидирующие позиции в обществе, и непрестижные (на примере Титово-1), где погребались преимущественно женщины, дети, подростки и престарелые мужчины.

Таким образом можно предполагать, что ровики, ямы и каменные оградки наряду с сакральной выполняли еще и социальную функцию, маркируя погребения в курганах больших, престижных некрополей эпохи поздней бронзы. Подтверждением социальной престижности подобных сооружений является их нахождение в таком «богатом» и социально значимом некрополе эпохи поздней бронзы, как Северный Тагискен (Итина М.А., Яблонский Л.Т., 2001).



*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №07-01-00527а).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

Игорь Коломийцев.
Тайны Великой Скифии

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид
e-mail: historylib@yandex.ru