Религиозные войны
Во второй половине XVI в. в Европе вспыхнули религиозные войны.
Грандиозная мечта Карла V (1500-1558) объединить Европу в новую Священную Римскую империю потерпела крах из-за разногласий между католиками и протестантами; при наследниках Карла эти разногласия приняли поистине драматический характер. Первенец короля Филипп II (1527-1598), которого Карл V сделал наследником испанского престола, распространившего свою власть на Нидерланды, а также на некоторые области Италии и Америки, сразу же продемонстрировал, что он считает себя наместником Божьим, и прослыл неистовым ревнителем католической веры. В одном из писем собственному послу в Ватикане он писал: «Вы можете заверить Его Святейшество, что я не только не потерплю, чтобы религии и богослужению был нанесен хотя бы малейший урон, но предпочел бы лишиться всех моих владений и ста жизней, если бы они у меня были, лишь бы не стать королем еретиков». ![]() Тициан. «Филипп II» (1551 г.) (Музей Прадо, Мадрид). Доспехи короля находятся в настоящее время в Оружейной палате Королeвского дворца. В самом деле, правление Филиппа ознаменовалось беспощадным преследованием еретиков или подозреваемых в ереси; в порядке вещей были мрачные публичные казни и массовые депортации, как, например, изгнание из Андалузии и Валенсии на холодные, пустынные плоскогорья Кастилии пятидесяти тысяч морисков (мусульман, принявших христианство), так как у инквизиции возникло сомнение в искренности их обращения. Религиозная фанатичность Филиппа II имела, между прочим, и для него свои последствия, выразившиеся в потере части Нидерландов, когда, в 1581 г., «Семь соединённых провинций» отделились от южных католических провинций и образовали независимую республику. В Германии тоже лилась кровь, пока в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир не установил полную независимость князей в религиозных вопросах согласно принципу «cujus regio, ejus religio» («чья страна, того и вера») и, признав лютеранство, сделал его наряду с католицизмом официальным вероисповеданием. Во Франции, где широкое распространение получил кальвинизм (гугеноты), а корона поддерживала католиков, кульминацией кровавых стычек стало предательское избиение парижских гугенотов в 1572 г. («Варфоломеевская ночь»). Равные права подданных, независимо от их вероисповедания, были утверждены только Нантским эдиктом (1598), после того как король Генрих IV, глава партии гугенотов, перешёл из стратегических соображений в католичество. Именно он положил начало политике верoтeрпимости. ![]() Ф. Дюбуа. «Варфоломеевская ночь». 24 августа 1572 г. по приказу короля Франции Карла IX (подстрекаемого своей матерью Екатериной Медичи) было уничтожено более трёх тысяч протестантов в одном только Париже. Резня продолжалась и в последующие дни в Лионе, Бордо, Руане и других городах, пока сам же Карл IX не приказал её прекратить. В Англии, без стеснения ликвидировав соперницу - католичку Марию Стюарт, королеву Шотландии (она была обезглавлена в 1587 г.), Елизавета I, правившая с 1558 по 1603 г., сумела, найдя компромиссные решения и сплотив нацию перед лицом «общего врага» - испанцев (победа в 1558 г. английского флота над «Непобедимой армадой» Филиппа II), обеспечить религиозный мир в Англии. ![]() Дж. Сеймур Лукас. «Испанцы Непобедимой Армады сдаются Френсису Дрейку». Английский мореплаватель пользовался личным покровительством королевы Елизаветы и в 22 года уже был капитаном корабля. Он провёл большую часть жизни на море и нападал на все испанские суда, попадавшиеся на его пути. После её смерти, с объединением Шотландского и Английского королевств под властью Стюартов, в английской истории открылась новая глава, отмеченная жестокими внутренними конфликтами, в том числе и религиозного характера, которые завершились казнью короля (в 1649 г.) по решению парламента. С началом Тридцатилетней войны (1618-1648) религиозные конфликты, полвека полыхавшие внутри отдельных стран, выплеснулись на международную арену. Католические державы (Испания, Австрия Габсбургов и Лига католических немецких государств) пошли на открытое столкновение с Францией, Голландией, Англией, Швецией и протестантскими княжествами Германии. В действительности, разноглaсиями в вопросах веры прикрывались обычные политические интересы, такие, например, как желание Франции и Испании добиться господства па континенте или Габсбургов - получить контроль над всеми княжествами Германии. К концу войны тревожное предчувствие религиозного обновления, на волне которого расцвел эзотеризм Возрождeния, угасло. ![]() Полотно голландского живописца, аллегорически изображающее религиозную ситуацию в Европе (1614). Река разделяет две армии. Слева - приверженцы различных форм протестантства вместе с монархами Англии и Дании и наместником Нидерландов. Справа - католический мир, сплотившийся вокруг короля Испании и папы с его кардиналами. Сидящие в лодках на религиозной реке стараются «выловить» новых верующих. Радуга над рекой, вероятно, выражает надежду, ибо это символ союза и мира. |
загрузка...