«Лабиринт мира»
Насущная потребность радикального обновления знания и культуры не могла обойти стороной педагогику. Ключевой фигурой в этой области являлся Ян Амос Коменский (1592-1670). Он родился в Моравии и учился в Гейдельберге в то время, когда Фридрих V был курфюрстом Пфальца.
Лютеранский священник и член общества «Богемские братья» (см. главу «...и свадьба королевская»), Коменский, воодушевленный духом Ренессанса, проявлял большой интерес к научным открытиям. Он стремился связать концепцию человека как микрокосма с верой в распространение Милосердия и горячо поддерживал идею преподавания, основанную на опыте, полагая, что единственно опыт способен подстегнуть инициативу человека и устранить бесплодные доктринерские противоречия. Иоганн Валентин Андреэ, автор «Химической свадьбы» и «Описания Константинопольской республики». Оказал большое влияние на Коменского. На Коменского оказал большое влияние Иоганн Валентин Андреэ, который, назвав «игрой» «Химическую свадьбу», опубликованную в 1616 г., спустя три года, закончил труд «Описание Константинопольской республики», утопию (как и «Новая Атлантида» Бэкона, предыдущая глава), которая во многих точках соприкасается с отвергнутой «Химической свадьбой». «Ян Амос Коменский в кабинете графики в Париже». Гравюра того времени. Многие учёные считают чешского теолога родоначальником современной педагогики. В 1623 г. Коменский написал аллегорическое произведение на чешском языке, изданное только в 1631 г., под названием «Лабиринт мира» и «Рай сердца». Главный герой, Странник, совершает путешествие по миру в сопровождении Всезнайки и Обмана. Странник носит очки, которые показывают реальность в ложном свете, но позволяют увидеть правду, если их перевернуть. «Лабиринт мира» в романе - это один большой город, разделенный на шесть секторов шестью улицами, расходящимися от площади, на которой возвышается замок Мудрости. В другом замке, построенном на западе, правит Судьба. Странник проходит по всем этим улицам, наблюдает за людьми, занятыми самыми разными делами, проникает в оба замка и, в конце концов, приходит к крайне негативному мнению, что всем управляют обман, низость и бесстыдство. Он выбрасывает очки, избавляется от своих спутников и отправляется ухаживать за умирающими. Отсюда - встреча со смертью, а затем с Богом. Бросившись на колени перед ослепительным божественным светом, он чувствует, что его поднимает и утешает Христос. Произведение заканчивается молитвой, исполненной веры и сострадания людским бедствиям. Коменский писал эту работу после того, как на него самого обрушились ужасные несчастья: Богемское и Моравское королевства потерпели поражение (1620), деятельность Богемских Братьев, к которым он принадлежал, была запрещена; его дом сгорел, подожжённый испанцами, оккупировавшими страну (1621). Коменский укрылся в Брандисе, у Карела, графа Жеротинского, остававшегося верным Габсбургам, но во время бегства он потерял жену и ребенка. О бедах, постигших Коменского, П. Арнольд писал: «Перипетии войны и, возможно, какой-нибудь геройский жест стоили ему таких гонений со стороны католиков, что его по праву можно назвать мучеником свободы мысли». В «Лабиринте мира» отразились вся горечь разочарования Коменского по поводу утраченных иллюзий и несбывшихся надежд, которые четыре года назад он питал в отношении Фридриха V (Коменский присутствовал при его коронации в Праге), а также в отношении манифестов розенкрейцеров, вызвавших в Богемии неоправданный энтузиазм. Кроме того, в своём произведении «Ворота в мир» («Orbis pictus») он упоминает «мошенников из Ордена Розы и Креста, которые, как говорит Андреэ в своей «Вавилонской башне» («Turns Babel»), хотят лишь нажиться на этом обмане». Боевое построение во время битвы при Белой Горе (8 ноября 1620 г.), исход которой, принеся победу Габсбургу и поражение Фридриху V, разрушил надежды народов Европы на обновление и стал роковым для научной деятельности Коменского. Тридцатилетняя война посеяла всюду смерть и разрушения. Надежда на глобальное обновление мира, которое должно было принести всем богатство и счастье, рухнула. «О, род людской, как же ты несчастен, беден и жалок! Таково твоё последнее величие? Таково завершение твоих славных подвигов, таков итог твоих знаний и мудрости, коими ты так гордился?» Андреэ пишет в своем произведении «Menippus...» («Менипп...»): «Существуют или нет братья-розенкрейцеры (я думаю, что не существуют), я хочу быть только братом Христа и всех истинных христиан; я хочу сохранить религию Христа, любить христианскую мудрость, принимать только его заповеди и наслаждаться только розами Христа. Я хочу нести крест христиан, защищать их порядок, следовать их культуре. Я хочу жить и умереть христианином». Пилигриму Коменскому, как и Андреэ, остается лишь вернуться в «дом сердца своего», где царит только любовь к Христу, и «затворить за собой двери». Рисунок из дидактического текста Коменского, иллюстрирующий концепцию души, понимаемую в ключе философии Платона. |
загрузка...