Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А. Черинотти.   Розенкрейцеры: из молчания – свет

«Новая Атлантида»

В Англии розенкрейцерские манифесты внешне прошли незамеченными, да и позже, в отличие от Франции, там не случалось паникерских кампаний против Братства (см. главу «Германия и Франция: эффект манифестов»).

Те, кто был особо приближен к Якову I, вероятно, знали, насколько необоснованны надежды на то, что он поспешит на помощь зятю, ставшему королем Богемии. Среди таких людей был и Френсис Бэкон (1561-1626), который лично присутствовал при бракосочетании Елизаветы с курфюрстом Пфальцским. Помимо занятий философией Бэкон стремился к карьере политика; будучи членом парламента, он был назначен в 1607 г. Генеральным консультантом Короны. В 1617 г. Бэкон стал хранителем печати, а на следующий год - канцлером и бароном Веруламским. В 1621 г., однако, его обвинили во взяточничестве и на короткое время заключили в тюрьму. После этого он был снят со всех должностей, изгнан из парламента и через пять лет скончался.

Учение Бэкона, как и Декарта, казалось бы, должно далеко отстоять от «пансофии» розенкрейцеров. По его мнению, традиция Ренессанса, питаемая герметическими и каббалистическими допущениями, алхимией и астрологией, являлась препятствием на пути обновления философии. Он делал ставку на «счастливую встречу ума человека и природы вещей», встречу не случайную, вроде тех, которые привели к великим открытиям, таким как печать, артиллерия или компас, но встречу, которой ищут: если бы человек позволил природе руководить собой в размышлениях, то впоследствии он смог бы управлять ею в действии.

Обновление знания в этом направлении Бэкон считал необходимым и по нравственно-религиозным причинам, ибо, по его мнению, «человек рожден, чтобы служить человечеству», и любой, кто поставит перед собой цель - систематизировать процесс разгадки тайн природы, станет «истинным благодетелем рода людского, распространителем господства человека над Вселенной, вестником свободы, избавителем от необходимости».

Результатом этих рассуждений стала в 1620 г. публикация «Instauratio magna» («Великое восстановление наук»). Как легко заметить, мысль о том, что наука дает власть и эта власть должна быть употреблена на благо человечества, сближает Бэкона с розенкрейцерами, даже если он и настаивает на том, что «возвышенное и благородное братство между людьми науки и света должно не окутываться покровом тайны, а явить себя и действовать открыто перед лицом всего мира».

Некоторые исследователи не исключают, что эта формулировка была сделана из осторожности, так как Яков I, в отличие от своей предшественницы Елизаветы I, питал отвращение к оккультизму в любой его форме.

Френсис Бэкон. Гравюра середины XVII в.

Френсис Бэкон. Гравюра середины XVII в. То обстоятельство, что философ в Новой Атлантиде обнаруживает знание розенкрейцерских манифестов к намекает на их символику, естественно, не дает права делать выводы, что он был членом какого-то тайного общества, а именно, как утверждали, масонского. Скорее его произведение, как и сами манифесты, иллюстрирует тот исторический и культурный климат, в котором окончательно оформилась «научная революция».


Книгой, заставляющей многих учёных думать, что Бэкон был отнюдь не чужд делу розенкрейцеров, стала «Новая Атлантида», труд, опубликованный через год после смерти философа. В этой утопии повествуется о воображаемом острове Бенсалем, населенном христианским народом, удалившимся от мира. Руководит им община ученых, располагающихся в Доме Соломона, или Коллегии дела шести дней. Раз в 12 лет Коллегия отправляет своих членов, так называемых торговцев света, в разные страны; там, переняв их обычаи, чтобы не привлекать к себе внимания, они узнают обо всех новых открытиях. Случайно на остров попадают моряки, угодившие в шторм; им вручают пергамент, скрепленный печатью с изображением опущенных крыльев херувима и креста. («Слава Братства» заканчивалась девизом: «В тени крыльев твоих, Иегова».) Среди чужестранцев, потерпевших кораблекрушение, оказались больные; на следующий день их исцелили, но от платы отказались (Братья, как, говорилось в «Славе», должны «безвозмездно заниматься врачеванием»). Хотя нигде нет слов «Роза и Крест», эти и другие детали кажутся неслучайными. Не считал их таковыми и Джон Хейдон, который в 1662 г. в своём «Священном руководстве» охарактеризовал их как розенкрейцерские.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Николай Боголюбов.
Тайные общества XX века

Д. Антонель, А. Жобер, Л. Ковальсон.
Заговоры ЦРУ

Анатолий Максимов.
Никола Тесла и загадка Тунгусского метеорита
e-mail: historylib@yandex.ru