2. О диалоге марксистов и католиков по национальному вопросу
Марксистская философия, объясняющая сущность категории нации как исторической формы этнической общности и социальной организации людей, учитывает при этом роль взаимосвязи национального и религиозного факторов. Поскольку в католической концепции по национальному вопросу содержатся элементы своеобразной реакции на ту объективную действительность общественных форм и отношений, в которой при антагонистической структуре общества национальные отношения при общей тенденции интернационализации принимают характер коллизий, то возможны практические усилия определенных кругов и отдельных деятелей церкви, направленные к укреплению сотрудничества и дружбы народов. Это создает почву для возможного диалога марксистов и христиан по национальному вопросу.
Что касается марксистов, то они всегда выступают за диалог с верующими массами трудящихся, за пробуждение в них классового сознания, за ориентацию их на борьбу против социального порабощения собственной буржуазией и чужеземными колонизаторами. Вскрывая иллюзорность религиозного утешения и превратность религиозных ценностей вообще, марксисты при этом не считают религию препятствием для такого диалога в социально-политическом, классовом плане. В социалистической системе, там, где значительная часть той или другой нации сохраняет длительный период свою связь с католической верой, католикам и их церкви гарантирована свобода их конфессиональное, верующие массы пользуются всеми правами на национальное достояние. Как в борьбе против капитализма и колониализма, так и в борьбе за социализм и коммунизм коммунисты не исключают, а привлекают верующих. Позиция коммунистических партий и политика социалистических государств в вопросах религиозных культов находит понимание у верующих трудящихся, а также у той части духовенства, которая не лишена чувства гражданской ответственности, истинного патриотизма, здоровых связей не только со своей конфессиональной общиной, но и с нацией в целом. В борьбе за социальный прогресс, за свободу наций и национальное развитие свободных народов, за интернациональное единство трудящихся и всех передовых сил и людей доброй воли, особенно учитывая страдания трудящихся и целых наций под игом империализма и колониализма и опасность термоядерной войны, важна прежде всего не субъективная мотивация деятельности христианского общества с религиозных позиций, а сама эта объективная деятельность и ее результаты. Марксисты при всей неприемлемости для них христианской мотивации положительно относятся к самому факту прогрессивной деятельности христиан и не только не исключают, но стремятся к сотрудничеству с ними. Такая позиция марксистов и коммунистов неоднократно изложена в программных документах пленумов исполкома и конгрессов Коминтерна, пленумов центральных комитетов и съездов компартий разных стран. Она вновь была подтверждена на международном форуме коммунистов в 1969 г., заявившем: «Подъем борьбы... против империалистического гнета приводит к тому, что на прогрессивные чаяния откликается H передовая часть религиозных кругов... Общая задача всех демократов, всех сторонников свободы, независимо от их политической позиции, мировоззрения и религиозных убеждений, — увеличивать реальную поддержку национальным прогрессивным силам...»1 В последнее время, начиная со II Ватиканского собора, католическая церковь официально декларирует «диалог со всем миром», в том числе и с атеистами. Ватикан также вынужден занять более реалистическую позицию относительно положения церкви в социалистических странах, в чем выражается также определенная терпимость в отношении самих этих стран. Социалистические страны не питают себя иллюзиями, что религия и церковь в них и впредь не могут быть использованы как средство империалистической и иной реакционной идеологической диверсии. События в Чехословакии показали, что, используя сложившуюся ситуацию (ослабление регулятивной роли социалистического государства в отношении церкви, подстрекательства извне и т. п.), определенные церковные круги стремятся превысить полномочия конфессиональных организаций, противопоставить их интересам социалистической страны. Находясь перед дилеммой — оказаться в действительности «вне времени и вне народов» или приспособиться к современному соотношению социально-политических сил, к национально-освободительному движению, к социальному и научно-техническому прогрессу, к секуляризации современной культуры, католическая церковь вынуждена была признать «динамизм» и «плюрализм» нынешней эпохи и, ориентируясь на весьма умеренное «aggiornamento», меняет тон своего обращения к «плюралистическому миру». Подчеркивая свою «эсхатологическую миссию», она тем не менее заговорила об «экономическом отчуждении». Разумеется, во всем этом она преследует свои цели, отстаивает свои интересы, исходит из своих идеологических позиций. Но и в этом случае делу мира и социального прогресса не безразлично, является ли церковь орудием империалистической политики, служит ли религия средством политической спекуляции реакционных сил, являются ли верующие объектом идейно-политических страстей антикоммунистического характера и т. д. Современный мир особенно нуждается в диалоге всех людей доброй воли по актуальнейшим вопросам мира и социального прогресса. И если со стороны католической церкви имеется ориентация на «доктринальный диалог» да еще с навязыванием своей философии как «условия диалога» христиан с атеистами, то это есть противопоставление примата «трансцендентных ценностей» реальным ценностям, и такая позиция не может способствовать истинному диалогу. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г., придавая исключительное значение единству всех демократических сил в борьбе против империализма, указало истинную платформу диалога между коммунистами и католиками, как и верующими вообще. «В результате серьезного обострения социальных противоречий, — говорится в основном документе Совещания, — во многих капиталистических странах открылись возможности для союза на антимонополистической и антиимпериалистической основе революционного рабочего движения с широкими массами верующих. Католическая церковь и некоторые другие религии переживают идеологический кризис, расшатывающий их вековые концепции и сложившиеся структуры. В некоторых странах развиваются сотрудничество и совместные действия коммунистов с широкими демократическими массами католиков и верующими других религий; приобрел большую актуальность диалог между ними по таким проблемам, как война и мир, капитализм и социализм, неоколониализм и развивающиеся страны; совместные действия против империализма, за демократию и социализм являются весьма актуальными. Коммунисты убеждены, что именно на этом пути — пути широких контактов и совместных выступлений — масса верующих становится активной силой антиимпериалистической борьбы и глубоких социальных преобразований»2. Принципиальной методологической предпосылкой реалистического и плодотворного диалога между христианами и марксистами должно быть отделение его социально-политической стороны от доктринальной (философски-мировоззренческой) , недопущение подмены обсуждения насущных проблем социальной жизни человека и нации дискуссией по мировоззренческим проблемам противоборствующих идеологических систем. Коммунисты разных стран в своих отношениях с верующими настоятельно выдвигают это требование: «По-видимому, настало время серьезно изучить в свете нынешних условий проблему соотношения между совместной политической борьбой и столкновением в области идеологии»3. В этом вопросе коммунисты очень четко исходят из классовых позиций. «Мы не требуем от верующих в качестве условия сотрудничества, чтобы они отказались от своих убеждений, точно так же, как мы не намерены отказываться от своих взглядов. Для нас, коммунистов, основной барьер проходит не между верующими и неверующими, а между эксплуатируемыми и эксплуататорами»4 — так определял позицию марксистов относительно католиков Генеральный секретарь Французской компартии Вальдек Роше. Марксисты и коммунисты приветствуют те церковные круги, которые с религиозных позиций не только не противостоят прогрессивным силам, но используют христианские мотивы для борьбы с социально-политической реакцией. В социалистической системе, где демократически реализуется принцип свободы совести и изменяется социально-политический и юридический статус церкви, христианские силы могут объективно и осознанно включиться в развитие своей страны. Марксистская философия, решающая проблему отчуждения и обосновывающая пути социальной и духовной эмансипации наций, их всемерного развития и утверждения гармонических национальных взаимоотношений, не приемлет подмены реальных ценностей спиритуалистическими. Объясняя диалектику взаимосвязи национального и религиозного факторов, указывая перспективу этой связи, она выступает не только за фактическое разрешение национального вопроса, но и исходя из объективной тенденции национального развития за снятие отчужденной формы его идеологического отражения. 1 «Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969», стр. 32, 38. 2 «Международное Совещание коммунистических и рабочих партии. Москва, 1969», стр. 27—28. 3 «Проблемы мира и социализма», 1968, № 1, стр. 86. 4 «Правда», 22 марта 1966 г. |
загрузка...