1. Католическая концепция нации в целом в ее конфронтации с марксистско-ленинским решением национального вопроса
Как показано во всех трех частях этой работы, католицизм связан с нацией многообразными отношениями, которые при всей консервативности наиболее общей католической позиции в данной области являются подвижными в зависимости от условий места и времени. Многообразие и изменчивость связей католицизма с нацией зависят не только от исторического процесса, в который они включены, но и от того, что обе стороны этой связи сложны — жизнь нации выступает в различных общественных сферах, а католицизм — это религиозно-мировоззренческая и этическая система, массы верующих с их конфессиональными отношениями, церковная организация с соответствующими учреждениями, аппаратом и кадрами, наконец это социальное движение со всей программой и тактикой.
Несмотря на отсутствие в католическом социальном учении специальной разработки вопроса о нации и национальных отношениях, католическая церковь придерживается в этой области своей концепции как в доктринальном, так и в практическом смысле. Значение этой концепции, выраженной в практической позиции церкви относительно современной этнической структуры общества и ее динамизма, возрастает в связи с возрастанием роли национального фактора в современную эпоху. В условиях возрастания роли национального фактора в современном общественном развитии существуют две основные, противостоящие друг другу философские и идейно-политические концепции по национальному вопросу: концепция буржуазного национализма со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями и концепция пролетарского интернационализма с соответствующей ее реализацией. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе»1. Хотя католическая концепция наряду с ними по всему объективному смыслу не составляет третьей, но ее также нельзя отнести к буржуазному национализму; она выделяется своим содержанием, методологией, а также прикладным значением. Католическая концепция по национальному вопросу с точки зрения ее идейно-теоретического содержания негативна. Доктринально и в смысле конечной миссии христианской церкви католицизм умаляет или нигилистически относится к национальному фактору. Это вытекает из сущности понятия «католическое» (всеобщее, повсеместное, вселенское) и из «христианского призвания» церкви: «переступая пределы времени и народов», осуществлять миссию избавления «в целом мире и во все времена». Но поскольку практическое существование и деятельность католической церкви протекает на национальной почве, она, признавая этот факт и учитывая его, имеет и позитивную сторону в своей концепции по национальному вопросу. Эта сторона выражается в том, что церковь приспосабливается к национальной форме бытия общества, соответствующим образом толкует категорию нации, интерпретирует национальные отношения, вырабатывает свою позицию по отношению к национальным движениям и к противоречиям на национальной почве и между нациями, реагирует на уже выработанную идеологию по всем этим вопросам. Негативная сторона в отношении католицизма к национальному фактору выражается в форме христианского космополитизма, отличающегося от буржуазного (империалистического) космополитизма тем, что он обосновывается не социально-политическими и экономическими интересами капиталистов-монополистов, а теологической догматикой и религиозной верой. Объективно он может выступать дополнением буржуазного космополитизма, а церковь, часть духовенства могут быть фактическими его носителями. Философская, этическая и теологическая платформа католицизма в основном составляет лишь негативную предпосылку его отношения к нации, национальному развитию, национальным ценностям. С этим связано отсутствие в католической доктрине сколь-либо оригинальной трактовки категории нации и заимствование ею буржуазных определений, включая их субъективно-идеалистические элементы. Национальные отношения католицизмом интерпретируются с позиций христианской этики. При этом в градации ценностей нация лишается своей субстанциональной значимости, а национальные ценности всегда оказываются второстепенными, ибо им противопоставляются «эсхатологические ценности». Многонациональное общество в глобальном масштабе представляется в виде «семьи народов», отношения между которыми, согласно программным предписаниям католицизма, должны регулироваться принципами христианской любви, христианского солидаризма, благотворительности, абстрактно толкуемой справедливости. Католическая церковь, представляющаяся вселенской, присваивает себе роль «матери и наставницы» «семьи народов». Поскольку «семья народов» подвержена действию законов классово антагонистического общества, программа «вселенской церкви» о солидарном развитии наций в лучшем случае представляется утопичной. Подобно тому как всякая религия представляет собой своеобразную реакцию на человеческое отчуждение, так и католицизм, отражая это явление, в целом реагирует определенным образом на отчуждение в национальной области. Он осуждает противоречащие христианским принципам концепции и фактические явления в области национальных отношений. Но ложная методологическая основа этого осуждения лишает его последовательности, действенности, обрекает в свою очередь на внутреннюю противоречивость. Мистифицирующая форма религиозного отражения общественных явлений не только отражает наличное отчуждение человеческого бытия, но и способствует этому отчуждению, ибо создает его специфическую разновидность, о чем свидетельствуют противоречия между национальностями на религиозной почве, связь религии с национализмом, реакционная роль религии и церкви в жизни и истории нации. Существуя на живом организме национально дифференцированного общества, в котором в качестве определяющих выступают производственно-экономические и классовые отношения, католицизм (церковные организации, духовенство, социальное движение, верующие) независимо от своей концепции в конечном итоге подчинен этим определяющим отношениям, поэтому он может также раздваиваться соответственно двум тенденциям в национальном развитии, притом отражая и закрепляя их превратные формы. Но доктринально и организационно (католическая церковь — централизованная иерархия) в католицизме преобладает тенденция космополитической интеграции. Однако это не исключает дилеммы интегризма и партикуляризма, неизменности латинской модели христианства и адаптации, традиционализма и обновленчества, ибо католицизм всегда стоит перед проблемой приспособления к изменяющимся условиям, к национальным формам жизни, к национальным движениям и национально-демократическим революциям. Будучи относительно национального развития в целом консервативной, а порой явно реакционной в идейно-политическом смысле силой, католицизм не исключает прогрессивного отношения к области национальной жизни, присущего отдельным слоям духовенства и, разумеется, католическим массам трудящихся. При оценке прогрессивных моментов (патриотизм, дружба народов, участие в создании и развитии национальной культуры, в национально-освободительной борьбе, в защите отечества), проявляющихся в католической среде, необходимо дифференцированно учитывать позицию католицизма, как такового, в целом, объективное его положение в национальном обществе и деятельность духовенства и верующих масс, субъективную мотивацию этой деятельности христианскими принципами. При такой мотивации прогрессивных позиций обычно создается видимость позитивного значения самого католицизма и его религиозной системы. Делая необходимую оговорку о том, что современный католицизм подвержен сильной дифференциации, адаптации и модернизации, что он существует в условиях разных уровней социального и национального развития общества, разных общественно-экономических, политических и идеологических систем и что этот «плюрализм» нарушает однозначность и тождество практической концепции по национальному вопросу, о католической иерархии можно сказать, что она в этом отношении придерживается умеренной, порой склонной к реформизму, позиции. При оценке ориентации католической иерархии с классовых позиций эта ориентация оказывается христианским (религиозно-этическим) вариантом той же буржуазной концепции, очищенной официально от «крайностей» национализма и расизма, ибо она складывается в пределах социальной структуры капиталистического общества. Католицизм не может противостоять буржуазной концепции по национальному вопросу ни методологически, ни социально-политически, хотя у него имеется такая претензия. Тем более он не может научно обосновать решения национального вопроса или разработать для этого конструктивную программу. Как в научном, так и в практическом отношении непревзойденную концепцию в этой области разработал лишь марксизм-ленинизм, международное коммунистическое движение. Марксистско-ленинская теория по национальному вопросу на основе диалектико-материалистического понимания истории общества вскрыла природу нации — высшей формы социально-этнической общности людей — условия ее формирования, сущность национальной формы бытия общества, законы ее развития и перспективы. При этом марксистско-ленинская теория ответила на важнейший вопрос об определяющем факторе национального развития и национальных взаимоотношений, понимая под ним производственно-экономические отношения и классовую структуру нации. Она выявила действительные причины национального угнетения и указала истинные пути разрешения национального вопроса. Лишь с позиций диалектико-материалистической методологии оказалось возможным вскрыть сущность и механизм превратного идеологического отражения в буржуазном сознании (и католическом тоже) национальных отношений и связанных с этим проблем и сформулировать их адекватное отражение. Коммунистическое движение рабочих разных стран породило основополагающую идею межнациональных отношений трудящихся — пролетарский интернационализм, развившийся ныне в мировой системе социализма в социалистический интернационализм. В марксистско-ленинской философии не только сформулирован закон развития наций, проявляющийся в тенденциях национальной дифференциации и интернациональной интеграции, но и разрабатывается диалектика национального и интернационального, при которой общее не поглощает частного, особенного, а последнее не подрывает общего. «...В рабочем движении, — писал Ф. Энгельс, — подлинно национальные идеи, то есть идеи, отвечающие экономическим факторам, как в промышленности так и в сельском хозяйстве, факторам, господствующим в соответствующей стране, в то же время всегда являются и подлинно интернациональными идеями»2. Главная заслуга в разработке марксистской теории национального вопроса и в ее практическом применении принадлежит В. И. Ленину, рассматривавшему разрешение этого вопроса в качестве предпосылки социального равенства вообще и, наоборот, видевшего возможность его решения в зависимости от ликвидации классового неравенства. «Самоопределение и равноправие наций; сплочение рабочих и трудящихся разных национальностей в борьбе за демократию и социализм; тесный политический, военный и хозяйственный союз народов, вступивших на социалистический путь; обеспечение фактического равенства наций через свободное развитие совместными усилиями их экономики и культуры — таковы принципы национальной программы ленинизма»3. Лишь при социализме осуществляется подлинная эмансипация наций, преодолевается их правовое и фактическое неравенство в политике, экономике и культуре, устраняются антагонизмы и коллизии между ними. В этих условиях обе тенденции в национальном развитии приобретают свой исторический прогрессивный смысл: всемерное развитие наций не страдает провинциальной узостью и обособленностью, национальной замкнутостью и эгоизмом, оно лишено формы корыстного соперничества и борьбы с другими нациями, а интернациональные отношения не осуществляются через подчинение одной нации другой, не принимают формы национальной дискриминации, умаления национальных ценностей. «Сплочение более ста социалистических наций и народностей нашей страны, их бурный хозяйственный и культурный подъем, утверждение единой пролетарской идеологии — таковы достижения социализма в разрешении вековой национальной проблемы, с которой не в состоянии справиться никакой другой строй... Советский народ — принципиально новая, интернациональная общность людей, социалистический союз всех трудящихся СССР... составляющий социальную основу многонационального общенародного государства»4. Социалистическая идея сближения и полного единства наций, политика коммунистических партий по ее осуществлению, отдаленная, но вполне реальная перспектива слияния наций соответствуют объективной диалектике взаимосвязи и взаимодополнения национального и интернационального. Буржуазно-националистическому выпячиванию и католическо-космополитическому умалению национального фактора марксистско-ленинская теория, революционное коммунистическое движение и социалистическая практика противопоставляют модель истинного гуманизма относительно национальных ценностей. Интернациональная по своей сущности социалистическая культура не только создает новые ценности, возвышающие каждую отдельную нацию, но является истинным хранителем и ценителем культурного наследия прошлого, к которому относятся также памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, народного творчества феодальной и капиталистической эпох, связанные с христианским прошлым народов, созданные на религиозные темы, по религиозным мотивам или религиозными авторами. Все это становится при социализме национальным достоянием. Диалектика национального и интернационального дает методологическое обоснование для реализации марксистской концепции по национальному вопросу. При этом учитывается сложность, трудность и деликатность борьбы за социалистическую модель межнациональных отношений, за наилучшие формы сочетания национальных и интернациональных интересов, ибо, как отмечал В. И. Ленин, союз между нациями «нельзя осуществить сразу; до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью, чтобы не испортить дело, чтобы не вызвать недоверия, чтобы дать изжить недоверие, оставленное веками гнета помещиков и капиталистов, частной собственности и вражды из-за ее разделов и переделов» Диалектика борьбы за дружбу народов, за их сближение и слияние указывает на необходимость преодоления как отчужденности на национальной почве, так и необоснованного декларирования полного слияния наций и искусственного форсирования этого процесса. «Никакого закрепления национализма пролетариат поддерживать не может, — писал В. И. Ленин, — напротив, он поддерживает все, помогающее стиранию национальных различий, падению национальных перегородок, все, делающее связи между национальностями теснее и теснее, все, ведущее к слиянию наций. Поступать иначе — значит встать на сторону реакционного националистического мещанства»5. Вместе с тем В. И. Ленин, выступая против мнимых интернационалистов, проповедовавших «отмену наций», говорил, что слияние наций — «это великолепная вещь, и это будет, только совсем на иной стадии коммунистического развития»6. Национальные отношения при социализме — это не стихийные отношения; они являются одним из важнейших объектов осознанного регулирования марксистско-ленинскими партиями и их борьбы за последовательный пролетарский интернационализм. «Последовательно проводя ленинскую национальную политику, партия непримирима к любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной исключительности и обособленности. Она воспитывает трудящихся в духе любви к социалистической Родине и братства свободных народов. Социализм породил новый тип патриотизма, органически слитого с интернационализмом»7. Принцип классовой партийности указывает коммунистам на необходимость осторожности в оценке разного содержания национального самосознания, в том числе и национализма. В эпоху империализма с его колониальной системой, в эпоху национально-освободительных революций складывается национализм угнетенных и возрождающихся наций, направленный против империалистических колонизаторов. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 374. 2 «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. М., 1969, стр. 32. 3 «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, стр. 32—33. 4 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 43. 5 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 133. 6 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, стр. 181. 7 «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, стр. 58—59. |
загрузка...