Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Вендален Бехайм.   Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в историческом развитии)

Музыкальные инструменты

Военная музыка, которая, как мы видели, уже в древности была связана со знаменами, по мере развития культуры и военного дела претерпела значительные изменения. Она, можно сказать, проделала долгий путь от примитивного уровня до высочайшего художественного совершенства, и в это ее развитие внесли свой вклад как Восток, так и Запад.

Музыка в армии выполняла различные задачи: она звучала для поддержания храбрости в сражении, для поднятия духа на марше. Наконец, ее использовали, в особенности в кавалерии, в качестве сигнала, ведь с помощью музыки даже в шуме сражения можно было передавать приказы на большие расстояния.

Древнейшим инструментом, который мы встречаем в западных армиях в эпоху переселения народов, является рог (лат. horn). Хотя рог, изготовленный из меди, формой напоминает рога римлян, однако представляется, что многие воинственные народы того времени унаследовали этот инструмент от византийцев, который под названием тромбон (лат. posaune) упоминается уже в книге Иисуса Навина, гл. 6, ст. 4 и 19. В военных отрядах менее развитых народов, например у швейцарцев XIV века, встречался рог из природных материалов, воловьи или коровьи рога.

В начале средневековья рог превратился в более легкую трубу, ее громкий звук был лучше слышен в гуле сражения. Впрочем, вплоть до XIII века такие трубы имели простейшую форму и состояли лишь из прямой трубки с прикрепленными к ней раструбом и мундштуком (рис. 583). В конце XIV века ее форма усложнилась; трубка получила двойной изгиб. В то же время впервые к трубе начинают прикреплять кусок ткани, «флаг трубы» (нем. Trompetenfahne) или занавес, на котором нарисована или вышита эмблема военачальника или вассала (рис. 584). Такие занавеси на трубах сохранялись в армиях до XVIII века. Только во второй половине [372] XV века появилась форма трубы, представленная на рис. 585, которая в основных чертах сохранилась и по сей день.

К числу наиболее часто используемых в армии инструментов принадлежат литавры (нем. Pauke) и барабан (нем. Trommel). В обоих инструментах для извлечения звука ударяют деревянной палкой, колотушкой по натянутой мембране из телячьей шкуры.

Несмотря на древнее происхождение этих инструментов, нет никаких свидетельств, позволяющих говорить о повсеместном их применении в первые столетия средневековья. В манускриптах XII века встречаются многочисленные изображения всех видов этих ударных инструментов — тамбурин, литавры, большой и малый барабаны. Данное обстоятельство доказывает, что Запад перенял эти инструменты у Востока во времена крестовых походов.


Рис. 583. Труба. С миниатюры в Апокалипсисе XIII в. Прежде находилась в коллекции Делессера.
Рис. 584. Труба с занавесью. Рукопись из библиотеки в Труа.

В XII веке рядом с барабанщиком или литавристом появляется трубач или флейтист, и с тех пор литавры и труба в кавалерии, барабан и флейта у пехотинцев составляют вместе военный оркестр. В этом составе мы встречаем их также в XV веке у французов и бургундцев.

Большое значение придавалось военной музыке в наемных армиях. Игра на барабане стала там настоящим искусством, и там же впервые появились простые и прелестные мелодии для флейты, которые частично сохранились и поныне.

В отрядах ландскнехтов барабан был еще довольно неуклюжим, с большими мембранами из шкуры. Корпус барабана («гроб») делали из дерева и раскрашивали в цвета герба полковника. В XVI веке в кавалерии, [373] как правило, лишь кирасиры наряду с трубами имели литавры. Уже тогда их драпировали богато расшитыми тканями — занавесями или «покровами для литавр» (нем. Paukendecken), которые в похожих формах были распространены вплоть до XVIII века (рис. 586).


Рис. 585. Труба с занавесью. Из «Книги турниров» короля Рене, XV в.
Рис. 586. Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка. Драпировка из зеленой камки, расшитая золотом, с тяжелой бахромой; в центре — изображение императорского орла с гербом лотарингских Габсбургов на щите сердцевидной формы. Ок. 1750 г. Императорский и королевский музей армии в Вене.

В турецкой армии литаврам и барабанам придавали большое значение уже потому, что шум был боевым приемом. В XVI веке и, предположительно, намного раньше в кавалерии, каждый человек имел на передней луке седла с правой стороны небольшой ручной [374]  барабан, в который били чаще всего при сближении с врагом. Только в непосредственной близости от атакуемого противника кавалеристы с криком вынимали сабли.

Такие ручные литавры вплоть до XVII века встречались также у московитов, в польских и венгерских кавалерийских отрядах, столетиями составлявших свое военное снаряжение по восточным образцам.

На рис. 233 представлен турецкий ручной барабан, в 1556 году добытый в бою Лазарусом Швенди+).

Во времена Тридцатилетней войны диаметр пехотных барабанов уменьшается, зато они становятся длиннее и остаются такими до XVIII века.


Рис. 587. Полный ротный оркестр. Нач. XVII в.

Так называемые большие барабаны в военной музыке уже в XVII столетии использовали янычары, через хорватские полки в 1743 году они попали в австрийскую армию, а оттуда во все другие. А вместе с ними и тарелки — чинелли (нем. Tschinellen), составляющие неотделимое дополнение барабана.

Столетием раньше, и также по турецкому образцу, барабан и флейту в пехоте дополнили так называемым ансамблем бубенчиков (нем. [375] Schellenspiel), своего рода бунчуком, полутораметровым шестом с укрепленными наверху колокольчиками и бубенчиками. Играют на нем, легко встряхивая его в такт музыке. Таких инструментов сохранилось очень немного, Один экземпляр начала XVII века хранится в коллекции оружия императорского дворца в Амбрасе под Инсбруком, еще один, первой половины XIX столетия, находится в императорском военном музее в Вене. На рис. 587 представлен полный оркестр (нем. Spiel), состоящий из барабанщика, флейтиста и музыканта с бунчуком, по гравюре на дереве из иллюстрированной книги сражений, изданной в 1612 году Якобом Сутором из Бадена.

Наконец, следует упомянуть еще один своеобразный инструмент, волынку, которая, появившись в давние времена в войсках Верхней Шотландии, сохранилась там и до настоящего времени.


Герб гильдии венецианских мечников. Барельеф на стене мастерской по изготовлению мечей. Кон. XIV в.


+) Так в книге. Но на рис. 233 изображено совсем не то и рисунка турецкого барабана в книге нет (HF).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Олег Соколов.
Битва двух империй. 1805-1812

Константин Рыжов.
100 великих библейских персонажей

Игорь Муромов.
100 великих кораблекрушений

Адольф фон Эрнстхаузен.
Война на Кавказе. Перелом. Мемуары командира артиллерийского дивизиона горных егерей. 1942–1943

Валерий Гуляев.
Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
e-mail: historylib@yandex.ru