Знамена
Знамена (нем. Fahne) в сухопутных армиях известны с древнейших времен.172) Их основное практическое назначение состояло в обозначении места сосредоточения войск и командного центра. Знамена и штандарты (нем. Feldzeichen) имели еще и моральное значение для боеспособности армии или отдельного отряда. Этим целям знамена и штандарты служили и в средние века, а формы и назначение их были унаследованы другими народами от Римской империи. Маленькие флажки на копьях всадников имели сарматские воины во времена великого переселения народов в V веке. Аналогичные флажки появились позже у вассалов, получивших от своих сеньоров ленные наделы. Так, на золотом кувшине из клада Надьсцентмиклош (Венгрия) изображен всадник с таким флажком (рис. 130). Он был четырехугольным, верхний край разрезан на две косицы. Более распространена форма полотнища, полностью совпадавшая с появившимися спустя много веков знаменами, которые заканчивались одной длинной косицей, а ниже имели прямоугольную форму (рис. 575). Подобными штандартами пользовались и мусульманские народы с самого начала своей истории. Впоследствии они переняли некоторое своеобразие форм знамен и штандартов от византийцев и даже от крестоносцев. Знамена короля остготов Теодориха Великого и его противника Одоакра, начальника одного из наемных германских отрядов на римской службе, — один из старейших примеров использования знамен на исходе античности, в конце V века. Знамя Теодориха было бело-золотое, Одоакра — трехцветное, черное, золотое и зеленое. Оба знамени были обильно увешаны большими бубенцами, звон которых позволял распознать в темноте на слух их местонахождение. На протяжении многих столетий знамена во время битвы окружались с целью их защиты самыми сильными и надежными воинами, а также музыкантами. До IX века знамя представляло собой кусок ткани на поперечине, привязанной к копьевидному древку шнурами. Таким же способом прикреплялся к поперечине и древнеримский значок вексиллум (лат. vexillum). Такое знамя Карла Великого можно увидеть на мозаике, украшающей дворец римского папы. И только при византийском императоре Льве V полотнище стало прикрепляться непосредственно к древку. В Золотой псалтыри знамя изображено только один раз; оно красного цвета, разрезано на три косицы и прикреплено к древку большими кольцами [365] (рис. 569). В истории знамен значительное место занимает боевое знамя французских королей, орифламма (старофр. auri flamma — золотое пламя), которое развевалось впереди французского войска с 1124 по 1415 год. Первоначально оно было боевым знаменем аббатства Сен-Дени и напоминало по форме штандарт римского императора Константина Великого (ок. 285—337). Знамя представляло собой полотнище из красного шелка, которое заканчивалось пятью косицами и по краям было отделано зеленой бахромой. Таким оно изображено на витраже XIII века в соборе города Шартр (Франция, рис. 570). С постепенным распространением и усилением феодализма формы знамен становятся разнообразными как по размеру, так и по значению. К главному знамени, императорскому или королевскому, добавляются знамена крупных феодалов и рыцарей с их отрядами, которые с XI века носили при себе постоянные знаки отличия. Во времена первых крестовых походов впереди христианского войска развевалось боевое знамя из красного шелка с белым крестом.
Самое древнее германское имперское знамя было красного цвета с изображением архангела Михаила, и только начиная с короля Сигизмунда на нем стали изображать имперского орла. В Милане впервые появилась четырехколесная повозка, карроччо, запряженная волами или быками, на которой к вертикальной мачте прикреплялось знамя. Эта повозка вошла в употребление у воевавших между собой итальянских городов-государств, в Англии и даже у сарацинов. Некоторым образом она символизировала боеготовность войска и постоянно сопровождалась группой отборных воинов и музыкантов. Еще при римских императорах у отдельных небольших отрядов встречались знамена, выделяющиеся своей особой формой. Это разукрашенные и позолоченные гибкие фигурки драконов, прикрепленные к длинному древку (рис. 571). Изображение такого дракона появилось и на колонне Траяна как боевой символ отряда даков. Эти драконы в качестве кавалерийских значков сохранялись в армиях на протяжении многих веков, их можно увидеть и в Золотой псалтыри, и на ковре из Байе,173) т. е. до конца XI века (рис. 572, 573, 574). Согласно дошедшим до нас письменным источникам, [367] подобные изображения драконов имели на поле боя в X веке языческие племена саксов. О языческих драконах, отделанных золотом и драгоценными камнями, упоминается и в «Песни о Роланде». На христианских же знаменах были изображены религиозные символы.
В более поздние времена существовали разнообразные формы знамен. С XIII века популярен был тип, аналогичный изображенному на рис. 575. Такое геральдическое знамя было сильно натянуто, что позволяло быстрее распознать герб на полотнище. Но чаще всего на печатях XI и XII веков видны знамена, напоминающие орифламму. Полотнище знамени было разрезано на две или четыре косицы (рис. 576). Персональные знамена рыцарей и отрядов наемников были чаще всего маленькие, имели квадратную или прямоугольную форму, в последнем случае прикреплялись к древку длинной стороной (рис. 577). Позже для таких знамен появилось название скаковое знамя (нем. Rennfahne), которое употреблялось еще и при [367] Максимилиане I. В XIII и XIV веках такие знамена нередко встречались во Франции и Бургундии, имели жесткое полотнище и отличались сначала только цветом, а потом уже стали наносить и гербы. Нередко знамя имело треугольную форму и называлось пеннон (лат. pennons, рис. 578). Для сравнения приведем германское скаковое знамя, принадлежавшее рыцарю Дерингу Эптингенскому и захваченное в качестве трофея на поле битвы при Земпахе в 1386 году (рис. 579). Знамя украшено накладной вышивкой и находится в цейхгаузе города Люцерн (Швейцария). Простые ленники и вассалы, как и рыцари благородного происхождения, вместо скаковых знамен очень часто имели только цветные вымпелы с разрезанным на конце узким длинным полотнищем. На протяжении всего средневековья так и не появилась определенная форма знамени, поэтому в различных армиях встречались самые разнообразные формы; деревянное древко оставалось тонким и цилиндрическим до XV века.
С появлением при Максимилиане I и Людовике XII наемных постоянных армий изменилась и организация всего военного дела, вследствие чего знамена претерпели значительные изменения в своей форме и распределении. Конница, с упорством сохраняя старые традиции, оставалась преданной старым формам знамен. Полк, состоявший из знатных и тяжеловооруженных всадников, делился на три-четыре отряда. Перед каждым отрядом скакал его капитан, рядом корнет (comet — знаменосец), несший скаковое знамя. В пехоте, у ландскнехтов и швейцарцев, появилась собственная организация. Административной единицей был полк, он делился на роты с капитаном во главе. Полк имел главное знамя, в каждой роте тоже имелось свое небольшое знамя — прапор. Полковое знамя несли впереди рядом с полковником. В пехотных полках, к тому времени почувствовавших свою важность, были склонны к преувеличениям, и полотнища их знамен достигали иногда удивительных размеров. Короткое древко снизу выступало настолько, что прапорщик (знаменосец в пехоте) мог держать его только двумя руками. Без [369] длительной тренировки было невозможно нести знамя и размахивать им в бою. Каждое знамя окружала группа специально выбранных солдат, вооруженных мощными двуручными мечами. Впереди них шагали барабанщики и музыканты, так называемая «полевая игра» (нем. Feldspiel, рис. 580).
В турецких войсках организационная структура была в то время настолько разнообразна, что в формах и распределении знамен по войскам существовали большие различия. Не касаясь знамен и штандартов, применявшихся у союзников Османской империи, ограничимся описанием тех, что имелись в войсках главной армии с XV до XVIII века. Алем, названный в народе кровавым знаменем, был символом военачальника. Полотнище знамени из камчатной ткани красного цвета, длиной 4-5 метров, шириной 3 метра, сужалось книзу и висело на поперечном древке подобно вексилуму римлян. На полотнище были вытканы золотом религиозные изречения и символы: сначала символ веры, потом отдельные стихи 48-й суры корана (сура победы), далее очертания руки мести халифа Али, его меча Зул-Фикар с двумя клинками. Реже встречаются изречения из 61-й суры Корана. Одним из самых великолепных экземпляров является алем главнокомандующего турецкими войсками Сулейман Паши, взятого в качестве трофея герцогом Карлом Лотарингским в битве при Гамзабеге вблизи Офена 22 июля 1684 года. Санджак174) — знамя наместника провинции, похожее на шлем, но меньшее по размеру, украшено проще, и на полотнище чаще всего один или два стиха суры победы. [370] Байрак — знамя легкой конницы дели («сорвиголов»). Дели состояла из добровольцев, завербованных в Азии. Знамя было чаще всего треугольным из красного или желтого холста; буквы надписей были вырезаны из красного или белого войлока и нашиты на полотнище, как и рука мести Али и меч зульфакар.
Туг, или бунчук, — конский хвост, укрепленный на цилиндрическом, полом внутри и поэтому необычайно легком древке из мягкого дерева; древко украшалось восточными орнаментами. Верхний конец древка заканчивался чаще всего металлическим шаром, а иногда полумесяцем. Ниже крепился простой или заплетенный в косы конский хвост, покрашенный в синий, красный и черный цвета.. На месте крепления хвоста древко было обтянуто тканью из конского и верблюжьего волоса. Волос был выкрашен в различные цвета, и иногда составлял очень красивый узор. Бунчуки, изображенные на рис. 581 и 582, использовались в середине XVI века и были взяты герцогом Фердинандом Тирольским предположительно в походе 1556 года. Количество конских хвостов на бунчуке было признаком звания. Три конских хвоста имели паши в ранге визиря, два хвоста — беглебеги, или наместники, один имел санджакбег, т. е. губернатор санджака. Бунчуки носили силихдары (оруженосцы), которых в этом случае называли тугджи. В Тридцатилетнюю войну формы знамен в европейских армиях изменились мало. В конных полках было только одно знамя, называемое [371] штандартом, скаковое знамя отрядов полностью вышло из употребления. В пехотных полках каждая рота солдат, как и ранее, имела прапор. Для его защиты на поле битвы пользовались уже не двуручными мечами, а коротким оружием, под которым, в отличие от длинных пик, понималась алебарда. В XVIII веке во всех армиях, в последнюю очередь во французской, размеры пехотных знамен значительно уменьшились. Особыми были так называемые орлы, знамена французской армии времен наполеоновских войн. Такое название они получили из-за того, что, подражая римлянам, Наполеон I ввел навершие в виде орла с распростертыми крыльями. 172) «Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой». Четвертая книга Моисея, гл. 2. Ст. 2 (прим. авт.). 173) На изображениях ковра из Байе встречаются уже отряды всадников со знаменами, формы которых отличаются друг от друга (прим. авт.). 174) Санджак — основная административно-территориальная единица в Османской империи (составная часть вилайета) (прим. ред.). |