Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.   Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

«Малая Скифия» — позднескифское царство

Помимо замещения савроматов сарматами необходимо внести еще одну поправку в сообщение Диодора о разгроме Скифии: в действительности не приходится говорить о поголовном истреблении прежнего, скифского, населения этого региона в процессе сарматского проникновения сюда. Отчасти, как свидетельствует археологический материал, оно было ассимилировано новыми пришельцами, воспринявшими некоторые черты скифской культуры [Смирнов 1984, 118]. Кроме того, на протяжении нескольких столетий у скифов сохранялось и самостоятельное политическое образование, сузившееся, правда, до небольшой территории по нижнему течению Днепра и в степях и предгорьях Крымского полуострова. Столица его находилась в Крыму, на территории современного Симферополя. Это образование несоизмеримо, конечно, с огромными пространствами Скифской державы предшествующих столетий, и потому, по свидетельству Страбона (VII, 4, 5), именовалось Малой Скифией. Аналогичное название, согласно указанию того же автора, носила в то время и область за реками Тирас (Днестр) и Истр (Дунай), т. е. современная Добруджа, вследствие достаточно массового переселения туда жителей из Северного Причерноморья, но политически эта территория не входила в крымско-днепровское царство. С двумя этими этнополитическими образованиями связаны позднейшие страницы истории некогда могущественного и многочисленного народа скифов.
Поздние скифы уже не были кочевниками и вели оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Их укрепленные городища, возникшие, в частности, перед лицом сарматской угрозы, известны на обоих берегах Нижнего Днепра, а также в Крыму. Население Позднескифского царства, судя, в частности, по данным эпиграфики, сохраняло за собой прежнее этническое наименование, а в его материальной культуре заметны следы преемственности от скифской культуры эпохи расцвета [Шульц 1971], хотя ощутимое влияние на нее оказала и культура сарматов. По археологическим данным, определенные сарматские контингенты в несколько приемов вливались в среду населения Позднескифского царства, в частности его крымской столицы и городищ Юго-Западного Крыма. Более заметны в культуре поздних скифов, чем в скифской культуре предшествующей эпохи, и следы эллинизации — особенно в среде столичной знати.
Позднескифское царство в Крыму и на Нижнем Днепре просуществовало до III в. н. э., когда было сокрушено готами, видимо, действовавшими в союзе с аланами. Часть его смешанного, скифо-сарматского, населения была оттеснена в Крымские горы, где составила один из компонентов сложного этноса, образовавшего ряд небольших средневековых государств. Там-то и завершилась многовековая история скифов. Никакой современный народ не может считаться прямым их потомком, поскольку они целиком растворились в иноэтничной среде.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. Б.А. Рыбакова.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э.

под ред. Т.И. Алексеевой.
Восточные славяне. Антропология и этническая история

под ред. В.В. Фомина.
Варяго-Русский вопрос в историографии

Любор Нидерле.
Славянские древности

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
e-mail: historylib@yandex.ru