Церковная география
В позднее средневековье Римская католическая церковь перестала быть единственной церковью на континенте: появляются лютеранство, кальвинизм, национальные церкви (англиканская, галликанская). В связи с этим церковная география Западной Европы претерпевает серьезные изменения.[201] Галликанская церковь возникла в результате соглашения между французским королем и папой (Болонский конкордат 1516 г.), по которому в руках королей оказалось право назначения высших сановников местной церкви — кардиналов, архиепископов, епископов, аббатов. И хотя догматически галликанизм почти не отличался от католичества, политически и организационно он был самостоятельным направлением, независимым от римской церкви. Территория этой церкви совпадала с территорией государства, однако не вся она подчинялась королю (главе церкви): по Нантскому эдикту в двух местностях каждого бальяжа и в неограниченном количестве замков было разрешено существование «реформированной», т.е. кальвинистской, церкви (разрешение не касалось Парижа и ряда других крупных городов). Процесс возникновения англиканской церкви был длительным: в 1532 г. был принят «Акт о супрематии», по которому король был объявлен главой национальной церкви; спустя несколько лет была проведена секуляризация монастырских земель, а в 70-х годах окончательно выработан англиканский символ веры. Англиканская церковь, хотя и стала господствующей, не была на островах единственной. Католицизм продолжал доминировать в Ирландии, да и в самой Англии он был временно реставрирован в середине века Марией Тюдор, но уже с 70-х годов XVI в. англиканизм одержал окончательную победу. Одновременно в стране возросло число кальвинистских общин (пуритане и индепенденты), особенно на востоке, где нашли прибежище многие беженцы из нидерландских и немецких земель. Кальвинизм (пресвитерианская церковь) был также очень распространен в Шотландии. Помимо Франции (особенно южной) и Британских островов сфера распространения кальвинизма простиралась на западно-швейцарские, нидерландские, немецкие, чешские, венгерские, польские и трансильванские земли. Наивысшего распространения кальвинизм достиг в середине XVI в.; во второй половине этого столетия во многих странах (Австрия, Чехия, Венгрия, Польша) началась феодально-католическая реакция, приведшая к его запрещению и постепенному искоренению. Однако в ряде стран кальвинизм укрепился и стал государственной религией (Шотландия, Голландия). Наиболее распространенным территориально в [202] позднее средневековье было лютеранство; в период наивысшего подъема оно охватывало многие земли Центральной, Восточной и Северной Европы: Германию, Австрию, Чехию, Польшу, Венгрию, Скандинавские страны. Значительное количество лютеран проживало также в западноевропейских странах. Уже в середине XVI в. лютеранство стало государственной религией во многих областях Германии, в Дании, Швеции, причем в Дании и Швеции официально главой церкви стали короли. Однако в конце XVI и в XVII в. католическая реакция привела к восстановлению католицизма в некоторых областях и сокращению ареала лютеранства. Помимо основных реформационных церквей в эпоху позднего средневековья получили широкое распространение и другие церковные направления, догматически и организационно представлявшие собой самостоятельные учения. В Швейцарии вокруг Берна, Базеля, Цюриха и в соседних немецких и австрийско-славянских землях в первой трети XVI в. было широко распространено цвинглианство; вскоре, однако, после поражения при Каппеле и смерти Цвингли в этой части Швейцарии было введено равноправие религий. В южных районах Швейцарии и на северо-западе Италии (Аоста) находились территории, сплошь заселенные вальденсами, учение которых в это время возрождается и находит многочисленных прозелитов. На востоке Нидерландов и в Северо-Западной Германии бурно распространяется анабаптизм; его последователи встречаются также во многих местах Восточной и Южной Германии и других областей континента. В чешских владениях Габсбургов широко распространилось учение «чешских или моравских братьев», наследников гусизма, борцов за национальные права и национальную культуру; в последней четверти XVI в. они совместно с лютеранами выработали единое «исповедание веры». Помимо этих враждебных католицизму направлений, в Европе существовало множество других, менее крупных сект и учений — антитринитарии, меннониты и пр. В сфере подчинения римской католической церкви в середине XVI в. безусловно находились только Испания, Италия и отдельные германские земли; Франция формально сохраняла католическую догматику, но фактически была независима от Рима; Нидерланды и другие европейские территории, «зараженные ересью», лишь номинально считались католическими. В [203] дальнейшем, однако, контрреформация вернула в лоно католицизма некоторые из стран (Южные Нидерланды, польские, австрийские и тирольские области и др.).
Пестрота и изменчивость религиозно-церковной географии позднего средневековья особенно ярко видна на примере Империи. После Аугсбургского мира, узаконившего «Аугсбургский символ веры» (религию определяет государь), католицизм сохранился приблизительно на трети территории страны. В основном он был распространен в Южной и Юго-Западной Германии и в областях по среднему и нижнему течению Рейна. Однако даже такие адепты Рима, как архиепископы Кельна, Трира, Майнца, не в состоянии были помешать распространению в своих землях кальвинизма и лютеранства. Домениальные владения Габсбургов, занимавших имперский [204]
трон и исповедовавших католицизм, также в основном отпали от Рима, хотя сами императоры занимали пока компромиссную позицию по отношению к иным религиям. Оплотом католической агрессии в стране в это время являлась Бавария. Центром же лютеранского лагеря была Саксония. Помимо нее лютеранская церковь прочно утвердилась на севере Германии — в Дании, Шлезвиге, Померании, Мекленбурге, Бранденбурге, а также в Рейнском Пфальце, Гессене, Брауншвейге, Вюртемберге, Бадене, Баварском Пфальце; значительным влиянием лютеранство пользовалось в Польше, Силезии, Богемии, Моравии, Венгрии; практически лютеранство господствовало на большей половине территории Империи. Кальвинистские общины были распространены во многих [205] городах прирейнских и верхнедунайских областей: Нюрнберг, Ульм, Регенсбург, Страсбург, Франкфурт и др., а также на граничащих с Нидерландами землях. Под влиянием кальвинизма находилась часть населения Венгрии, Чехии и Польши. В результате католической реакции конца XVI — XVII в. картина распределения церковных территорий в Империи изменилась. К началу 30-летней войны провозгласили верность католицизму Польша, Австрия, Штирия, Каринтия, Крайна, Тироль, вся Бавария, частично Вюртемберг и Баден, усилились позиции католической церкви в Венгрии; в ходе самой войны насильственно было восстановлено католичество в чешских землях. Усилилось влияние кальвинизма и он охватил отдельные территории Рейнского Пфальца, Гессена, Нассау, частично вытеснив оттуда лютеранство, которое, однако, территориально потеряло не так уж и много: к нему официально присоединились Пруссия и Силезия. В целом протестантские территории Германии в середине XVII в. занимали гораздо меньше половины страны. |