§ 1. Декрет о Саламине (№ 15)
Саламин был завоеван афинянами в результате длительной и упорной борьбы с Мегарами. Время установления афинской клерухии па острове точно неизвестно. Согласно традиции, отрядив пятьсот воинов-добровольцев для захвата Саламина, афиняне постановили, что в случае успеха эти воины будут принимать участие в управлении островом1. Если связывать издание декрета с этим событием, то его следует датировать временем Писистрата. Вероятней, однако, относить его ко времени Клисфена2.
Декрет о Саламине состоит из семи фрагментов (ныне находятся в Эпиграфическом музее). Текст декрета приводится по сборнику Мейггза — Льюиса (№ 14), за исключением сткк. 3 (конец) и 4 (середина), дополненных автором, и стк. 6, где дано представляющееся мне предпочтительным восстановление Уэйд-Гери. Перевод: «Народ постановил. Клерухам на Саламине дозволяется жить на Саламине... пусть вносят подати в Афинах и несут военную службу. Пусть клерух сдает свою землю в аренду, если не поселится на острове. Если же будет сдавать в аренду, то пусть уплачивают оба — и арендатор, и сдавший в аренду — десятину от арендной платы в государственную казну. (Десятину) пусть взимает архонт, если же он не (сделает этого), быть ему оштрафованным. Пусть клерухи обеспечат себе вооружение стоимостью в тридцать драхм, а архонт решит, (достаточно ли) вооружившийся снаряжен. При совете...» Принятый народным собранием декрет определяет основные положения статуса афинских клерухов на Саламине. Им позволено пребывать на острове при условии внесения податей в Афины (?)3 и выполнения военной службы. Как обычно полагали исследователи, клерухи не должны были сдавать свою землю в аренду, если они не проживали на Саламине. Не отрицая правомочности такой интерпретации, хочу указать на возможность иного понимания этого текста (сткк. 3—4). Обычно исследователи исходят из той презумпции, что клерухи, посылаемые на покоренные земли в целях охраны афинских интересов, непременно должны жить в клерухии. Однако этот тезис остается и по сей день не более как предположением, поскольку контр-идея Фукара, поддержанная Гольмом, Бузольтом и в последнее время Джоунзом, в принципе еще никем, начиная с Г. Свободы, не была опровергнута вескими аргументами4. Эта идея заключается в том, что часть клерухов могла оставаться в Афинах, уплачивая подать государству за владение участком и сдавая его в аренду. Имея это в виду, полагаю возможным в порядке дискуссии предложить следующее дополнение: τ[έν δε σφ- ετέρα' γ]|ε' μι[σϑ]δν, έά' μέ οίχ[έσει νέσ[oft ho χλερδχος] — «пусть клерух сдает свою землю в аренду, если не поселится на острове»5. Согласно Фукидиду, афинские клерухи па Лесбосе сдавали свои наделы в аренду местному населению (III, 50, 2). Однако, как правило, клерухи сами обрабатывали свои участки6. Поэтому государство за сдачу в аренду земли, данной прежде клеруху в пользование, взимает десятину от арендной платы как с клеруха, так и с арендатора: «Если же будет сдавать в аренду, то пусть уплачивают оба — и арендатор, и сдающий в аренду — десятину от арендной платы в государственную казну» (сткк. 4—7). Обычно эти строки понимались исследователями как предписание взимать штраф с клеруха и арендатора за нарушение запрещения сдавать землю в аренду (в том случае, если клерух не проживает на острове). Изложенная здесь интерпретация сткк. 4—7 основывается на дополнении лакуны стк. 6, предложенном Уэйд-Гери: δεχάτεν το μισϑώματος7, согласно которому за сдачу земли в аренду владелец должен уплатить государству десятую часть от арендной платы8. Управление внутренней жизнью афинских поселепцев на Саламине осуществлялось архонтом, особо назначавшимся афинским народным собранием9. В его функции, в частности, входило взимание десятины от арендпой платы с клерухов и арендаторов в государственную казну (сткк. 7—8), если восстановление В. Юдайха — Φ. Киллера правильно; ср. дополнение Уэйд-Гери10. Помимо этого, он также осуществлял надзор за вооружением клерухов (сткк. 10—12). Из этой статьи следует, что клерухи, получив надел, обязаны были за свой счет приобрести гоплитское (?) вооружение, т. е. этот момент, по-видимому, обусловливался их переходом в более высокий имущественный разряд. Поскольку первые три сословия и без того были обязаны иметь гоплитское вооружение, можно заключить, что контингент клерухов состоял первоначально из фетов. Отсюда предписание декрета «пусть вносят подати (как?) в Афинах и несут военную службу» (сткк. 2—3) следует понимать как включение клерухов в государственные податные списки, так как до этого они в качестве фетов податей не вносили. Саламин был государственным доменом, т. е. высшим собственником земли являлось государство. Оно распределяло земельные участки среди граждан, имея в виду в первую очередь малосостоятельные слои граждан. Распределение земли, как и набор клерухов, происходило при помощи жребия11. В отдельных случаях земельный надел на Саламине или на торритории какой-либо другой клерухии мог быть предоставлен иностранцу, оказавшему важные услуги Афинскому государству12. По всей вероятности, отмечешше черты афинского поселения на Саламине были свойственны и клерухии на Эвбее, выведенной в 506 г. Клисфеном13. Эти первые афинские колонии носили своеобразный характер. Поскольку колонизационная деятельность Афин во многом преследовала освоение близлежащих территорий, она приняла специфическую форму выведения клерухий. Система клерухии была выгодна во всех отношениях. За счет близлежащих государств увеличивался земельный фонд Афин, что позволяло решать пасущные социальные проблемы при помощи отправления в клерухию бедных слоев гражданства. Клерухи сохраняли афинские гражданские права, и государство, таким образом, увеличивало свои воинские ресурсы. Клерухи практически содержались за счет местного населения; они образовывали надежные форпосты афинской державы в Эгоиде, играя своеобразную роль «сдерживающей силы». 1 Plut., Sol., 9, 2. 2 По поводу датировки см. комментарий Мейггза и Лыоттса, р. 27; Aratowsky В. Op. cit., р. 792—793. Библиографию об этой надписи см. выше. 3 Весьма вероятным представляется дополнение М. Гвардуччи [χαϑαπερ 'Aϑευε], т. е. клерухам предписывалось вносить подати, «как и и Афинах» (Guarduccl М. L'origine e le vicende del few; attico dei Salamanii, p. 240). 4 Foucart P. Memoire sur les colonies athebiennes, p. 347; Swoboda II. Zur Gcschichte der attischen Kleruchien, S. 28—32. Jones A. H. M. Op. citM p. 174—177. 5 Конечное υ в οφετεραυ, подвергшись ассимиляции перед гортанным (ср.: Meisterhans К, Schwyzer Е. Grammatik attischen Inschrilten. B., 1900, S. 110), элидировалось, поскольку декрет в целом избегает удвоения согласных. По поводу сочетания οiχετυ с dat. Joci см. стк. 2: οiχετυ εχ Σαλαμτι. 6 Isocr., VIII, 92. 7 Wade-Gery 11. Т. The Sixth Contury Athenian Decree about Salamis, p. 103. 8 Вопросы, связанные с арендой земли, стоят в центре внимания декрета о лемносских клерухах (№ 17), которые арендуют землю у государства. 9 Arist., Ath. pol., 54, 6; 62, 2. 10 Wade-Gery H. Т. The Sixth Century Athenian Decree about Salamis, p. 102. 11 Тhuс, III, 50, 2. 12 Hdt, VIII, 11. 13 Ibid., V, 77. |
загрузка...