Антиосманская борьба набирает силу
Политика турецкого правительства в Албании поддерживалась как мусульманским, так и христианским духовенством. Мусульманские духовные учреждения владели в Албании большими земельными богатствами и боялись их потерять в случае отделения Албании от Турции. Позиция высшего католического духовенства определялась австро-венгерской политикой. Оно получало щедрые субсидии непосредственно от имперского министерства иностранных дел и старалось предотвращать неконтролируемые освободительные порывы народных масс. Православные священники и учителя греческих церковных школ, следуя установкам Константинопольской патриархии, направляли свою деятельность в Албании на пропаганду шовинистической идеи «Великой Греции», т. е. и они были заинтересованы в подавлении национального албанского самосознания. В сентябре 1907 г. демократическая газета «Шкюпея е Шкюпнис» («Звезда Албании») писала: «С каждым днем ширится иностранная пропаганда, проводимая насильно, против желания народа. Целью ее является искоренение нашей нации и языка».
Несмотря на многочисленные препятствия, албанское национальное движение набирало силу. Понимание необходимости и неизбежности вооруженной борьбы за независимость, расчет на поддержку народов Европейской Турции все шире проникали в сознание албанских патриотов. Идеологи албанского Возрождения, руководители патриотических организаций никогда не делали серьезной ставки на поддержку их дела великими державами. Для Албании выражение интереса и сочувствия к ее нуждам со стороны той или иной державы было чревато неприятными последствиями, а именно опасностью попасть под власть другого угнетателя или стать разменной монетой в нечестной политической игре. В начале XX в. турецкое правительство увеличило размеры многих налогов. Новая волна протестов захлестнула нетурецкие провинции Османской империи, стимулируя подъем освободительного движения. Не осталась в стороне и Албания. Ее жители поддержали Илинденское восстание 1903 г. в Македонии, участвовали на стороне арабских повстанцев в Йемене в 1904 г., куда они были посланы на подавление восстания. Вдохновляющим примером явилась русская буржуазно-демократическая революция 1905 г. Прогрессивные зарубежные издания знакомили албанскую общественность с событиями в России и призывали сделать соответствующие выводы. «Вот, дорогие албанцы, еще один пример того, как завоевываются свобода, честь и благополучие, необходимые народу, его земле и государству, — писала в октябре 1905 г. газета «Шпнеса е Шкюпнис» («Надежда Албании»). — Пример, показывающий, что нельзя добиться ничего, если не трудиться и не страдать, а иногда, если это нужно, то и не пролить кровь». Выступления против произвола турецких чиновников происходили в разных концах Албании. В Гирокастре горожане убили мутасаррыфа и отказались принять другого, назначенного на его место. В районе Люшни крестьяне изгнали сборщиков налогов, а в Круе горожане и жители окрестных деревень с оружием в руках потребовали от местных турецких властей отмены налога на скот. В горной католической области Курбин, недалеко от Круи, издавна пользовавшиеся налоговыми привилегиями горцы отказались платить налоги. В ответ на карательные меры турецких властей албанцы разрушили жандармские посты и телеграфную линию. Военные действия между турецкой армией и отрядами восставших продолжались здесь более полугода. В мае 1907 г. сильные волнения произошли в Эльбасане, где, по некоторым сведениям, восставшие выдвигали лозунги борьбы за независимость. Однако разрозненные антитурецкие выступления периода 1903—1907 гг. не слились в едином потоке. Албанская национальная буржуазия и рабочий класс не играли заметной роли в жизни общества и не проявляли большой активности в освободительном движении. Ведущую роль в нем продолжали играть феодалы, заинтересованные не столько в отделении Албании от империи, сколько в сохранении и расширении своих социально-экономических позиций и административной самостоятельности. Только распад империи мог заставить их пойти до конца по пути создания независимого албанского государства. Однако на рубеже XIX—XX вв. положение Османской империи не казалось уж столь безнадежным. Великие державы были заняты другими делами, и на какое-то время проблема турецкого наследства отступила на второй план. В конфиденциальных переговорах, которые проходили в европейских канцеляриях, подчеркивалась необходимость сохранения статус-кво на Балканах. Эта позиция была согласована в мае 1897 г. в ходе обмена мнениями между правительствами Российской и Габсбургской империй, когда они достигли договоренности о проведении совместной политики относительно «бурлящего Балканского полуострова» и о том, чтобы «поддерживать настоящее статус-кво столь длительное время, сколько позволят обстоятельства». Предоставление независимости Албании, как это ранее предусматривалось в одном из австро-венгерских документов, сочли преждевременным и отложили на будущее. Тем временем национально-освободительное движение в Албании стало приобретать реальные очертания. В ее южных и центральных районах активизировалось четническое движение, которым руководили тайные патриотические комитеты. Первый комитет «За свободу Албании» был создан в Монастыре (Битоле) в 1905 г. преподавателем турецкой гимназии Байо Топулы. Комитет имел свой устав, согласно которому каждый его член должен был вовлечь в движение пять новых участников. Первоначально комитеты выполняли национально-просветительные функции, пропагандируя албанский язык и культуру и укрепляя чувство национального самосознания. Они мобилизовывали общественное мнение против политики турецкого правительства, искоренявшего проявления национальных чувству албанского населения империи. Так, например, в ст. 1 устава монастырского комитета говорилось: «Комитет, который основан в Албании уважаемыми людьми и местными патриотами, ставит целью: возродить Албанию; воспитывать чувства братства, любви, единения; открыть дорогу цивилизации путем книгопечатания; посылать людей во все концы Албании, чтобы они сеяли знания; привлекать на свою сторону горцев, разъясняя им цели комитета, и употреблять все возможные средства ради защиты нации и спасения ее от гнета и темноты». В результате активной пропаганды монастырского комитета были созданы подчиненные ему подкомитеты в Охриде, Эльбасане, Струге, Дибре (Дебаре), Тетово, Корче, Дьякове, Пейе и Приштине. Организаторами и членами комитетов были учителя, военные, беи, чиновники. Руководство установило связи с албанскими эмигрантскими обществами, которые охотно предоставляли страницы своих газет и журналов для пропаганды деятельности и целей комитета. В январе 1906 г. комитет принял решение об организации вооруженных чет в целях подготовки всеобщего антитурецкого восстания. Наиболее активно четничество развивалось в Южной Албании. Действия отрядов в период 1906—1907 гг. ограничивались выступлениями локального характера против злоупотреблений турецкой администрации, а также агитацией среди населения. Албанские отряды установили тесные связи с действовавшими в Македонии четниками. «Нужно признать, — писал в своих воспоминаниях активный участник борьбы, поэт-демократ Михаль Грамено, — что, действуя вместе с болгарскими патриотами, мы были с ними в братской дружбе и заимствовали многое из опыта их организации». |
загрузка...