Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

9. Дом Жизни

В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы для рисовальщиков, резчиков и скульпторов, отдававших свой талант на прославление богов и царя. При них были библиотеки, где хранились архивы храма и всевозможные тексты, переписанные армией писцов, а также назидательные и литературные произведения, которые могли понадобиться школьникам, и различные технические устройства. Однажды царь Неферхотеп пожелал посоветоваться с книгами Атума. Придворные сказали ему: «Пусть твое величество войдет в библиотеки, и пусть твое величество увидит все священные слова!» Действительно, царь нашел книгу дома Осириса Хентиаментиу, властителя Абидоса. А в некоторых храмах были еще более значительные учреждения, которые назывались «Домами Жизни».

Мы знаем, что Рамсес IV часто посещал Дом Жизни в Абидосе. Изучая хранившиеся там «Анналы» Тота, он узнал, что «Осирис – самый таинственный из всех богов. Он – луна. Он – Нил. Он – тот, кто царит в ином мире. Каждый вечер бог солнца спускается к нему, и они образуют душу единую, которая правит миром, и Тот записывает их повеления». Перечитывая «Анналы» – он знал их так хорошо, как будто написал сам, – фараон понял, какой это богатый и разнообразный материал и как много можно извлечь из него полезного. Пожелав для себя саркофаг из камня бехен из долины Рахену, фараон нашел в «Анналах» рассказ о предыдущих экспедициях, доставлявших для некрополей и храмов саркофаги и статуи. Назначая правителей разных земель, военачальников и высших чиновников в состав своей экспедиции, он не забыл включить в него писца Дома Жизни. Другой Рамсес, который принимал посла царя страны Бахтан, прежде чем ответить ему, счел своим долгом проконсультироваться с писцом Дома Жизни. При Птолемее Филадельфе нашли нового священного барана. Жители Мендеса направили фараону петицию с просьбой показать его писцам Дома Жизни, чтобы они его осмотрели. Из Канопского декрета мы знаем, что эти писцы занимались астрономией. Но они занимались и политикой. Так, два писца Дома Жизни участвовали в заговоре против Рамсеса III. Из этих и некоторых других свидетельств очевидно, что Дом Жизни был собранием ученых, жрецов и мудрецов. Они хранили религиозные традиции, составляли «Анналы» фараонов и храмов, записывали научные открытия и технические изобретения. Здесь, в Доме Жизни, была придумана тайнопись – криптография. Вполне возможно, что многие новшества и открытия появились в этих Домах Жизни.

Таким образом, храм предстает перед нами как центр египетской жизни. Прежде всего, это дом бога, где отправляют его культ, чтобы заслужить его милости. В то же время это экономический и интеллектуальный центр. Жрецы создали в храме мастерские и склады, школы и библиотеки. Именно в храме, и только в храме Платон мог встретиться с учеными и философами. И наконец, в храме появились и развились из мифов театрализованные мистерии, которые заменяли египтянам комедию и драму.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Мариан Белицкий.
Шумеры. Забытый мир
e-mail: historylib@yandex.ru