В гробницах Нового царства мы находим много росписей, на которых показана работа в ремесленных мастерских. Эти изображения, а также подписи к ним наводят на мысль, что все ремесленники – резчики по камню и по дереву, точильщики каменных ваз, золотых дел мастера, ювелиры и гранильщики драгоценных камней, изготовители металлических сосудов, оружейники, столяры и мастера по изготовлению колесниц – работали одновременно в одном помещении. Однако это впечатление может быть обманчивым: возможно, это всего лишь традиционный в Древнем Египте композиционный прием. На изображениях за происходящим в мастерской следит строгий надсмотрщик, который выглядит настоящим гигантом по сравнению с корпящими над работой ремесленниками. Вокруг него мы видим иероглифическую надпись, определяющую спектр его обязанностей. Некий Дуаунехех, смотритель владений Амона, описывается как «приходящий, чтобы проверить, осмотреть мастерскую, открыть два дома золота и серебра, устроить все работы и делать все, что положено смотрителю…» Не исключено, что все лавки, объединенные той или иной специальностью, располагались на одной улице, как мы можем видеть сегодня в Каире или Дамаске, и что надсмотрщик обходил их одну за другой. Примечательно, что деревянные, а возможно, даже и каменные статуи украшались инкрустациями, а мебель, оружие и отдельные детали колесниц – деревянной резьбой или узорами из золота и драгоценных камней; каменная ваза вставлялась в золотую оправу и инкрустировалась бирюзой и лазуритом. Значит, или один работник должен был владеть всеми этими весьма разнообразными специальностями, или же нам остается предположить, что несколько специалистов работали бок о бок, передавая друг другу изделие, пока работа над ним не будет доведена до конца.
|