Реклама

М. С. Беленький.   Что такое Талмуд

Оформление Мишны

Римские притеснители и еврейская знать беспощадно эксплуатировали народные массы Иудеи. Римский император Адриан не принял во внимание борьбу еврейского народа под знаменем иудаизма как в семилетней войне (66-73), так и в годы восстания при Траяне (116-117). Видимо, «введенный в заблуждение, — как отмечает А. Робертсон, — равнодушием к религии, которое он заметил у богатых евреев в Александрии, Адриан (примерно в 130 г. — М. Б.) решил совершить то, что безуспешно пытался сделать Антиох за три столетия до него — покончить с иудейством раз и навсегда. Он издал эдикт, запрещавший обрезание, чтение еврейского закона и соблюдение субботы, и отдал приказ, чтобы Иерусалим был отстроен вновь как римская колония. Он надеялся урегулировать еврейский вопрос посредством ассимиляции евреев с другими подданными более или менее либерализованной империи»1. Двойной гнет, нищета, лишения и страдания, гонения и преследования переполнили до краев чашу горя большинства населения Палестины. Еврейский народ не мог дольше жить одними утешениями. Под лозунгом «Смерть насильникам и богачам!» он поднялся на борьбу против Рима. Во главе движения стал Бар-Кохба. Под его знамена стекались десятки тысяч жителей Палестины и Сирии: рабы и ремесленники, крестьяне и городская беднота.

Бар-Кохба, борец-освободитель, человек богатырского телосложения, смелый воин, пользовался огромным доверием масс. Авторитет его был настолько велик, что даже Талмуд вынужден был дать высокую оценку его необыкновенной силе и ловкости. Бар-Кохба «обладал такой силой, — сказано в трактате Таанит, — что пущенные в него пращой камни он одним коленом отбрасывал обратно, убивая каждый раз множество народа». Воодушевляя своих воинов, Бар-Кохба брал крепость за крепостью. В руках повстанцев оказалось много городов и поселений, в том числе и Иерусалим. «Весь мир, — говорит Дион Кассий (155-235), автор «Римской истории», — был потрясен»2. Но в жестокой и неравной войне повстанцы не могли победить хорошо вооруженные легионы Рима. Армия Бар-Кохбы была разбита. Десятки тысяч пали в борьбе против произвола и эксплуатации, а самые стойкие предпочли смерть рабству.

Экспедиция ученых 1960-1961 гг. открыла в склонах ущелий, прилегающих к западному побережью Мертвого моря, южнее Энгади, так называемую Пещеру ужаса. В ней было обнаружено около сорока скелетов мужчин, женщин и детей. «Это свидетельствует о том, — пишет Г. М. Лившиц, — что она служила убежищем для многих повстанцев (Бар-Кохбы. — М. Б.) и их семей на последнем этапе восстания. Обитатели пещеры предпочли погибнуть от голода, чем сдаться римлянам»3. В другой пещере, Пещере писем, были найдены пятнадцать писем Бар-Кохбы, адресованных Ионатану и Масабале, военачальникам крепости Энгади, а также другим лицам и касавшихся преимущественно вопросов снабжения армии4. Кроме того, обнаружены контракты, деловые расписки и другие важные документы, изучение которых раскроет более полно историю борьбы рабов и малоимущих крестьян Сирии и Палестины против Рима в 30-е годы II в. н. э.

Поражение Бар-Кохбы явилось заключительным трагическим актом многолетней борьбы народных масс Иудеи за свободу и независимость. По сообщению Диона Кассия, римские полчища уничтожили 50 крепостей и 985 селений и истребили свыше полумиллиона евреев5. Многих жителей Иудеи отправили в Египет на тяжелые работы, а также в Рим в качестве гладиаторов и на растерзание хищным зверям. В рабство было продано столько пленных, что цена на них резко упала; приходилось многих отправлять на разные рынки Римского государства. Значительная часть еврейского народа была рассеяна по провинциям империи, оставшаяся же часть крайне обеднела.

Поражение Бар-Кохбы усилило идейный разброд в древнееврейском обществе, который резко обозначился в годы семилетней войны. Наряду с активной деятельностью танаев широко действовали различные группы, пропагандирующие идеи, чуждые официальному иудаизму. В Талмуде о них говорится так: «Мины, вероотступники, доносчики, эпикурейцы, отрицающие Тору, удаляющиеся от общественных путей, не признающие воскресение мертвых, лица, сами грешившие и других в грех вовлекавшие» (Тосефта Сангедрин XIII, 5). Под минами в Талмуде чаще всего понимали иудео-христиан, эпикурейцами считались не только последователи философии Эпикура, но еретики вообще. Одни из них, например иудео-христиане, ставили себе задачу расширить национальную базу иудаизма, другие, например эпикурейцы, решительно опровергали догматы иудейства. Таким образом, танаям — идеологам официального иудаизма I—II вв. — пришлось вести борьбу на два фронта: против раскольников, стремившихся отыскать в этнически ограниченной религии Яхве некую космополитическую сущность, и против смутьянов, разуверившихся во всесилии Торы с дополнениями к ней.

Наиболее деятельным танаем рассматриваемой эпохи был Акиба бен Иосиф (50-132). Приверженец религиозной программы Иоханана, сподвижник Гамлиила И, Акиба считал, что иудаизм Торы нуждается в дополнительных толкованиях, чтобы выдержать конкуренцию языческих религий и народившегося христианства. Для этой цели он занялся широким комментированием Ветхого завета. Акиба утверждал, что он в состоянии вывести любое законоположение не только из любого стиха Торы, но и из любой ее буквы и даже черточки над буквой. Свое комментирование библейского текста, как и устное предание предыдущих танаев, Акиба бен Иосиф назвал «оградой для Торы» (Абот III, 17), т. е. идейным оружием для охраны иудаизма и его последователей от каких-либо внешних влияний. Свое обширное «устное учение» Акиба систематизировал и, наподобие Мишны ришоны, уложил в свод узаконений под названием Мишна ахрона (вторая, последующая).

Согласно данным Талмуда и мидрашей6, у Акибы было много учеников: трактат Недарим (50а) называет цифру 48 000, Иевамот (626) — 24 000, Верешит рабба (XI, 3) — 12 000. Цифры эти сильно преувеличены. Однако остается фактом, что такие плодовитые танаи, как рабби Меир, Иегуда бен Илая, рабби Нехемия, Симон бен Иохая, Иосе бен Халафта и Элеазар бен Шамуа, были его учениками. Дополняя сборник рабби Акибы, они создавали на его основе свои собственные мишны. К концу II в. число их неимоверно выросло. Появилась необходимость унифицировать мишны. Сведением всей мишнаитской литературы к некоторому единству занялся (примерно в 210 г.) патриарх Иегуда Ганаси (150— 220). Самочинно перетасовывая законы и постановления, он отобрал из всех сборников угодные ему галахи и свел их воедино под названием Мишны.

В современном виде Мишна Иегуды Ганаси разделена на шесть разделов (седарим), которые состоят из 63 трактатов (масехот). Каждый трактат имеет главы (пераким), а главы — параграфы (мишны).

В состав Мишны включены близкие ей по духу и по времени религиозные сборники: Тосефта (дополнение к Мишне), Мехилта (толкования глав XII, XIII и XXI библейской книги Исход), Сифра (сборник толкований книги Левит), Сифре (комментарии к книге Чисел, начиная с пятой главы, и Второзакония), Барайта (посторонние законоположения и толкования).

Итак, Мишна Ганаси (просто Мишна) ведет свое начало от школы Акибы. Значительная ее часть и большинство мидраши галахот принадлежат Акибе или его ученикам. Талмудист Иоханан бар Наппах (199-279) свидетельствует: «Все анонимное в Мишне идет от рабби Меира, все анонимное в Тосефте — от рабби Нехемии, все анонимное в Сифре — от рабби Иегуды и все анонимное в Сифри — от рабби Симона, но все они следуют системе Акибы» (Сангедрин 86а). Авторитет Акибы был настолько велик, что его прозвали отцом устного учения, самым «глубоким ученым в области галахот» (Берахот 276). Его сравнивали с пророком Моисеем, утверждая, что Моисей получил «синайское откровение», а Акиба — «устное учение». «Когда Моисей, — фантазируют талмудисты, — взошел на небо, он увидел бога, занятого приделыванием коронок к буквам Торы. На свой вопрос о значении этих коронок он получил ответ: придет муж по имени Акиба бен Иосиф, который выведет галаху из каждого значка и каждой коронки над буквами Торы» (Менахот 296).

Версию о величии Акибы активно распространяют современные идеологи иудаизма в Израиле. В «Энциклопедии мудрецов и гаонов» Акиба характеризуется как «великий мудрец, чудо поколений..., высоко ценимый святой при жизни и будущими поколениями, который стоит в одном ряду с пророком Моисеем и книжником Ездрой»7.

Деятельность Акибы бен Иосифа связывают с восстанием Бар-Кохбы. Еврейская и общая историография считает Акибу идейным вдохновителем этого восстания. В Талмуде сохранилось одно место, свидетельствующее о том, что Акиба при встрече с Бар-Кохбой говорил ему: «вот царь-мессия» (Иер. Таанит IV, 68). «Это единственное место во всей талмудической и мидрашитской литературе, в котором имеется указание на отношение Акибы к восстанию Бар-Кохбы, — пишет Г. Александров, — было расширительно растолковано. Был искусственно притянут легендарный и полулегендарный материал... для доказательства того, что именно Акиба был не только идеологом, но и организатором восстания»8. Однако, критически проанализировав имеющиеся источники по данному вопросу, Александров приходит к тому выводу, что в них нет никаких указаний на то, будто Акиба был идейным вдохновителем восстания Бар-Кохбы. Наоборот, «между основной массой участников восстания Бар-Кохбы и большинством современников-танаев, — подчеркивает Александров, — взаимоотношения были резко враждебные»9. Это и понятно. Нельзя забывать, что идея о мире с Римом стала венцом длинного ряда побед идеологов «несокрушимого Яхве». Потому танаи, за редким исключением, занимали проримскую позицию. Бар-Кохба же не смог спокойно ожидать, когда снизойдет «божья благодать» и освободит еврейский народ от иноземного господства и собственных поработителей. Для него призыв к миру выражал глубокое падение духовных: радетелей. Из сохранившихся материалов в Талмуде известно, что Бар-Кохба находился в остром конфликте с рабби Элеазаром из Модина, что рабби Иошуя бен Ханания убеждал повстанцев не браться за оружие (Берешит рабба LXIV, 8). Примечателен и дерзкий вызов Бар-Кохбы. Обращаясь к Яхве, он сказал: «Молим тебя не помогать только нашим врагам, мы же не нуждаемся в твоей помощи» (Гиттин 57а). В этой формуле сквозит открыто враждебное отношение руководителя восстания к представителям Яхве на земле.

Акиба и Бар-Кохба — антиподы. Первый выражал в иллюзорной форме мнимые интересы народа, второй с мечом в руках отвоевывал и защищал его подлинные интересы. Однако в ходе войны Бар-Кохбы с Римом та часть народа, которая составляла реальную его мощь, была либо перебита, либо угнана в рабство. Оставшиеся в Палестине были охвачены ужасом и прислушивались к проповедям Акибы и его последователей. И евреи диаспоры, «чужие среди чужих, ненавидимые и в лучшем случае только терпимые... естественно, держались особняком и с течением времени все более и более замыкались в своей среде»10. В идеологическом плане это положение еврейских народных масс закрепило тенденцию книжников-хасидеев и фарисеев. Они нашли благодатную почву для создания учения, пронизанного идеей о суровой самоизоляции и религиозной самозащите под знаменем бога Яхве от чужих влияний перед лицом исторической неизбежности жить среди других народов и религий и подвергаться искусу ассимиляции. Таким учением и стала Мишна танаев. Перефразируя Эншлена11, можно сказать, что поражение Бар-Кохбы принесло победу рабби Акибе.

Мишна явилась завершением религиозной деятельности танаев. Бесправной массе, искавшей утешения в религиозных поучениях, они дали отлитый в сухих и темных богословских формулах кодекс — огромное количество религиозно-нравственных предписаний, связывающих каждый шаг верующего человека и освящающих неравенство и рабство.

Чтобы вызвать у народных масс религиозное благоговение к Мишне, ее стали превозносить как богооткровенное учение. В устах талмудистов она оказалась священнее Библии. Мишна стала основным богословским сборником, из которого последующие идеологи иудаизма черпали материал для своих теологических построений и для разрешения любого религиозного казуса.



1 А. Робертсон. Происхождение христианства. М., 1959, стр. 253.
2 Dio Cassius, XIX, 13.
3 Г. M. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, стр. 43.
4 Иегуда Дабир. Бар-Кохба, человек и мессия. Иерусалим, 1964, стр. 26 (на яз. иврит).
5 Dio Cassius, LXVIII, 14.
6 Мидраши (евр. «драш» — исследование) — средневековые иудейские богословские сборники, которые относятся к талмудической литературе. Они распадаются на мидраши галахот — сборники, в которых комментируется библейский текст с целью установления законоположения, и на мидраши агадот — сборники, в которых комментирование библейского текста сопровождается повествованием, имеющим назидательный характер. В мидрашах агадот преобладают легенды и сказки, отображающие фантастические представления древних людей о природе и обществе, поучения и притчи, призывающие к религиозно-нравственному образу жизни.
7 M. Margalioth. Encyclopedia of falmudic and geonic literature, v. 2. Ierusalem, 1945, p. 725.
8 Г. С. Александров. К вопросу о роли Акибы бен Иосифа в восстании Бар-Кохбы. — «Краткие сообщ. Ин-та народов Азии», № 86. История и филология Ближнего Востока. Семитология. М., 1965, стр. 80.
9 Там же, стр. 89.
10 А. Тюменев. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922, стр. 219.
11 Имеются в виду слова французского религиоведа Эншлена (1901—1944): «Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак» (Ш. Эншлен. Происхождение религии. М., 1954, стр. 118).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Джон Аллен.
Opus Dei
e-mail: historylib@yandex.ru