Медицина
Сведения по медицине не собраны в отдельном трактате, а разбросаны по многим страницам Мишны и Гемары. Эти сведения даются в связи с «обоснованием» того или иного иудейского ритуала или обряда: обрезания, омовения, пищевых запретов, постов и т. п. Не случайно поэтому среди талмудических средств лечения широко представлены молитвы, амулеты, заклинания, рукоположения, гороскопы. Знахари, звездочеты и астрологи пользовались особым уважением. Мегилла За провозглашает: «Человек не видит, а его Мазал (т. е. звезда, под которой он родился. — М. Б.) все видит». Мазал, по мнению талмудистов, — это божество индивидуума, управляющее всей его жизнью. Мазал всесилен, ибо «от звезды зависит мудрость, от планеты зависит богатство» (Шаббат 156а); «долголетие, хорошие дети и средства к жизни, — твердит Моэд-катан 28а, — зависят не от заслуг человека, а от его звезды».
Талмуд одобрительно отзывается и о законоучителях, которые занимались рациональной медициной, о тех, кто обобщал эмпирический опыт, уход и наблюдение за больными, изучал целебные действия трав и экстрактов. Талмуд высоко ценит медицинские занятия законоучителя II в. Map Самуила, который знал способы лечения многих болезней (Баба-мециа 1136) и специализировался в области терапии глаз (Шаббат 78а). В Митне упоминается благородный труд врачей, таких, как Тодос (Берахот IV, 4), Бен Ахия (ІПекалим V, 1), Тобия (Рош-хашана I, 7) и др. Большое внимание талмудисты обращали на вопросы акушерства и гинекологии. В этих областях, по мнению историка древней медицины С. Ковнера, они «достигли замечательного развития, что объясняется важностью религиозных предписаний относительно чистоты половых органов, беременности и родов»1. Талмуд сообщает, что Map Самуил в интересах гинекологии исследовал половые органы своей рабыни, уплатив ей 400 зуз2. Это сообщение не лишено характерного привкуса времени. Законоучитель объясняет: платить он обязан был рабыне потому, что «бог предоставил ему право над ее трудом, но не над женской ее стыдливостью» (Нидда 46б). Врачи Талмуда занимались этиологическими проблемами. Одни утверждали, что причина болезней коренится во внешних условиях жизни человека, другие считали, что источники заболеваний - заключены в самом организме, детерминированы его конституцией. Свободные от предрассудков и религиозных запретов, эти врачи анатомировали трупы и установили некоторые важные для своего времени истины. Они узнали, например, что легкие помещены в двух оболочках, что почки имеют собственную оболочку, что пищевод состоит из двух перепонок (Хуллин 89б—90а)3. Много места в Талмуде уделено вопросам целесообразного и правильного питания здорового человека. В трактате Шаббат, например, даются советы: ешь умеренно и медленно (33а); «ешь простую пищу» (140б), «разжевывай тщательно зубами, ты снова найдешь это в ногах» (152а) и т. д. Из всех пищевых продуктов особенно рекомендуются мясо, овощи, молоко и фрукты. В Кетубот 59б сказано: «Молодые девушки, пьющие молоко и кушающие птицу, приобретают свежий цвет лица». В Иома 18а записано; «Бобы действуют возбуждающим образом на половую деятельность». В почете был чеснок, ибо он, по мнению Баба-кама 82а, насыщает, согревает, просветляет лицо, увеличивает сперму и убивает кишечных червей. Из фруктов самыми полезными считались финики. Обращает на себя внимание фармакология Талмуда. В большинстве случаев лекарства приготавливались из флоры страны. Историк талмудической медицины И. Бергель подсчитал, что Талмуд упоминает более ста растений целебного свойства4. Во главе всех целебных средств стояло вино. «Начало всякой болезни, — утверждает Баба-батра 586, — это я — кровь, начало всякого лечения — это я — вино, где нет вина, ищи лекарства». Как отмечают историки медицины, многие данные талмудической терапии были заимствованы из древнегреческих источников5. Вместе с тем составными элементами медицины Талмуда являются народные методы распознавания заболеваний и народные средства их лечения, а также обобщения эмпирических опытов и живых наблюдений врачей древней Иудеи. Положительные знания, обусловленные лечебной практикой, опрокидывали религиозное учение о дуалистической природе человека и формировали наивно-материалистические воззрения. Осколок этих взглядов сохранился в афоризме «нельзя разбить сосуд, не пролив вина» (Баба-батра 15а), который был понят в том смысле, что психические заболевания вызываются страданиями тела. Реалистические взгляды Талмуда также просматриваются в утверждении, будто физиология человека сконструирована из четырех «элементов» — огня, воды, воздуха и земли и четырех «сил» — холода, теплоты, сухости и влажности. Влияние древнегреческой материалистической философии здесь очевидно. Однако проблески реалистического миропонимания, иногда прорывавшиеся сквозь тяжелые тучи религиозной идеологии, не получили в Талмуде своего развития, не стали системой философского мышления. 1 С. Ковнер. История медицины, ч. I. Киев, 1879, стр. 27. 2 Зуз - мелкая монета. 3 J. Bergel. Die Medecin dor Talmudischen. Leipzig, 1885. 4 С. Ковнер. Указ. соч., стр. 26. 5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 12. |
загрузка...