Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Любор Нидерле.   Славянские древности

Технические средства торговли

   Пути. Первоначальное устройство дорог было примитивным. Большей частью купцы должны были сами привести дорогу в порядок, обозначить направление на перекрестках, выровнять овраги и перебросить через обрывы обрубленные стволы деревьев. Однако с течением времени, чем чаще проходили по той или другой дороге, тем больше она становилась относительно благоустроенной и постоянно поддерживаемой, то есть тем, что славяне называли путь или дорога. Нужное направление указывалось различными знаками (arbores signatae), а в непроходимых местах стали строить прочные мосты и насыпи. Там, где нужно было преодолеть водную преграду, помогал брод, лодки или паромы (старослав. прамъ, или лучше плътъ, церковнославянск. плоть75), на которых местные жители перевозили купцов. Но там, где не было брода и где нельзя было использовать паром, строили мосты (старославянск. мостъ), причем через небольшие горные потоки перебрасывали мосты висячей конструкции, без подпорок, подобные тем, какие мы видим и в настоящее время в Карпатах, а через большие реки и водоемы – мосты на столбах, вбитых в дно.



   Часть моста, открытого около Баумгарта, через болото в долине реки Сорт (по Конвентцу)



   Целый ряд подобных конструкций мостов засвидетельствован в славянских землях уже в IX и X веках, в частности у балтийских, западных и, конечно, восточных славян76; имеются даже сообщения VI века о славянах, которые помогали аварам строить огромные деревянные мосты через Саву и Дунай77; нам неизвестны в те времена у славян лишь понтонные мосты, раздвижные же мосты упоминаются только начиная с XII века78. Наряду с мостами проводили дороги через болота с помощью насыпей и особой деревянной субструкции, выложенной вязанками прутьев и называвшейся у славян гатью79. Насколько сами условия славянского края вынуждали к таким постройкам, в особенности внутри бывшей славянской прародины, видно, например, из того, что на железной дороге от Петрикова до станции Лышчи на реке Припяти на расстоянии протяженностью 218 верст нужно было построить 47 мостов и 83 гати. Позднее устройство и поддержание дорог, постоялых дворов и мостов стало обязанностью населения, которое исполняло эту повинность для своего властителя. Главное воздействие на организацию этого дела оказали уставы Карла Великого. На местах сближения двух рек дорогу между ними прокладывали так, чтобы можно было без больших трудностей переправить лодочную поклажу с одной реки на другую или даже целиком перетащить волоком лодки с грузом. Проложенная так дорога называлась на славянском западе prevlaka (впоследствии prevlaka, przewłoka), на востоке, где таких дорог было больше всего, волок?80. Я уже имел случай говорить об этих русских волоках и их значении, так как с их помощью в России была создана та большая и важная для торговли водная сеть, по которой суда могли попадать из одного моря в другое81.


75 Славянская форма плоть – паром – встречается, по всей видимости, уже в VI в. в Strategikon’e Маврикия (XI.5) в греческой форме πλωτή. См. Sophocl., Greek, lexicon, s. v. πλωτός.
76 См. перечисление их в «Ziv. st. Slov.», III, 434 и сл.
77 Menander, Fragmenta, 63–65; loan. Ephes., VI.24. Cm. «Slov. star.», II, 204, и Racki, Documenta, VII, 229.
78 Helmold, I, 86, и в XIV в. – Далимил, Хроника, XV, LVI.
79 См. Лаврентьевский список под 1144 годом, и грамоту 1183 года (falsum XIII в.), где указано: «ad pontem virgis factum, qui dicitur Bez streiowa hat» (Friedrich, Codex, I, 420). Такой мост длиной свыше 1200 м был открыт в долине реки Соры (Sorge) около Эльбинга; построен он был очень давно, вероятно, в доримскую эпоху, но, несомненно, сохранялся и до более поздних времен. См. И. Conwentz, Die Moor brticken im Thale der Sorge (Danzig, 1897), и E. Krause, Die alten Moor brticken der ost. Ostseelander, Globus, 1898, LXXVII.
80 Оба слова образованы из церковнославянского глагола влешти.
81 См. выше, с. 500–501, и П. Шафарик, Славянские древности, I, 132.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А.С. Щавелёв.
Славянские легенды о первых князьях

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Иван Ляпушкин.
Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства

Игорь Коломийцев.
Народ-невидимка
e-mail: historylib@yandex.ru