Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 70. Что такое экуменизм?

Экуменизм (от латинского слова «ойкумена» — мир, вселенная) — движение за всемирное объединение христианских церквей.

Стремление к объединению христианских церквей возникло еще в конце XIX — начале XX веков. Особенно активно эта идея пропагандировалась в протестантских церквях.

В Новом завете предписывается иметь только одну церковь Христову. История же христианства представляет собой непрерывную цепь расколов, возникновения различных течений, новых церквей и сект. О какой же божественной природе церкви в таком случае можно говорить?!

Другой причиной тенденции к объединению несомненно явился кризис религии во всем мире. Объединение рассматривалось как средство защиты от разрушения религиозных устоев.

Процесс экуменизации был длительным, прошел целый ряд этапов и завершился созывом в 1948 году в Амстердаме Всемирной Ассамблеи, на которой был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ). Сначала он координировал деятельность протестантских церквей, а впоследствии и других.

В настоящее время в него входят около 300 протестантских и православных религиозных организаций из 90 стран, в том числе русская и грузинская православные церкви, а также Всесоюзный совет ЕХБ, армянская церковь и евангелическо-лютеранские церкви Латвии, Эстонии. Католическая церковь не входит в состав Всемирного совета церквей. Каждые пять лет собирается Генеральная Ассамблея, являющаяся высшим руководящим органом экуменического движения.

Главное религиозное кредо этой организации состоит в том, что все христианские церкви являются частями единой церкви христовой, поэтому следует стремиться к преодолению исторически возникших различий в вероучениях и устройстве ныне существующих церквей.

Но не только религиозные проблемы стремится решить Всемирный совет церквей. Как заявляют сами богословы, цель экуменизма — более эффективно участвовать в разрешении «важнейших проблем, стоящих перед человечеством».

Это в полной мере продемонстрировала пятая Ассамблея ВСЦ, состоявшаяся в конце 1975 года в Найроби (Кения). Наряду с церковными вопросами, на Ассамблее обсуждались итоги Хельсинкского совещания, вопросы всеобщего разоружения, положение на Ближнем Востоке, империалистическая интервенция в Анголе, борьба с расизмом и апартеидом, нарушение прав человека в Латинской Америке и ряд других.

Следует отметить, что определенные империалистические круги не оставляют попыток использовать экуменистическое движение и ВСЦ для пропаганды антикоммунизма. Известно, что с самого начала деятельность ВСЦ носила антикоммунистическую направленность. Затем, учитывая настроения масс верующих и то, что в совет вошли религиозные организации социалистических стран, была сделана определенная переориентация, произошел поворот к объективной оценке явлений и процессов, происходящих в мире.

Ныне делается попытка оживить антисоветские, антикоммунистические тенденции. С этой целью перед открытием пятой Ассамблеи ВСЦ была развернута клеветническая кампания по обвинению СССР и социалистических стран в «нарушении» прав человека. В зарубежной прессе были опубликованы грязные пасквили отщепенцев вроде бывшего православного священника Якунина, якобы отражающие настроения верующих в СССР. Организаторы этой кампании ставили определенную цель — подорвать авторитет Советской страны на африканском континенте и ослабить влияние миролюбивых сил в странах Африки, принизить значение международного Совещания в Хельсинки.

В то же время программные задачи экуменического движения, направленные на объединение христианских церквей, остаются далеко нерешенными.



Литература:
Настольная книга атеиста. М., Политиздат, 1974
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств
e-mail: historylib@yandex.ru