Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 66. Почему усиливаются модернистские тенденции в религии?

Модернизация религии (от латинского слова «модерн» — современный) — это стремление ее идеологов приспособить то или другое вероучение к новым условиям, новой обстановке. Модернизм ставит перед собой задачу обновить религиозные представления и культ, предполагает поиск новых средств и форм с целью сохранить позиции религии, приостановить неуклонно усиливающееся падение религиозности людей.

Модернизм в той или другой форме и в разной мере проявлялся на протяжении всей истории религии. В настоящее время модернистские тенденции особенно сильны в связи с огромными социальными преобразованиями, важнейшими научными открытиями, со стремлением людей к миру, что коренным образом изменяет сознание верующих людей.

Особенно остро потребность в модернизации религии видят богословы в связи с развитием всемирного революционного процесса, укреплением Социалистической системы, где впервые в истории церковь существует в условиях строительства нового коммунистического общества. Раньше религия освящала частную собственность, а в социалистическом обществе ее не существует, раньше благословлялась эксплуатация человека человеком, а социализм ее уничтожил. Раньше церковь была на службе у царизма, а теперь она отделена от государства. Модернизация религии в таких условиях и объективно и субъективно неизбежна. Идет она ныне по трем линиям: изменение политической ориентации церкви, стремление к социальной активизации и изменение религиозного вероучения и культа.

Церковники стремятся менять политическую ориентацию, потому что терпит крах политика антикоммунизма, которую в той или иной степени проводили представители всех религий. На путь социализма встают народы на всех континентах, идеи коммунизма овладевают умами сотен миллионов людей на земле.

Церковники вынуждены менять политическую ориентацию, потому что поддержка ими агрессивных империалистических сил, сторонников холодной войны и гонки вооружений дискредитирует их в глазах миллионов граждан, стремящихся к миру. Поэтому они вынуждены вырабатывать новую линию, нацеленную на «опровержение» коммунизма путем диалога с марксистами и атеистами, пытаются прикрыться его идеями для защиты вероучений и, наконец, извратить их с той же целью, меняют формы миссионерской деятельности в развивающихся странах. Признавая прошлые ошибки, церковь пытается убедить народы Африки, Азии и Латинской Америки, что она сторонник национальной независимости, борьбы за мир.

В выступлениях служителей разных религий зазвучали нотки осуждения социальной несправедливости, нищеты, безработицы, неравенства, а то и частной собственности. Ясно, что причина подобной трансформации — в желании церковников сохранить свое влияние на массы.

Эти изменения в политической ориентации в настоящее время в определенной степени присущи католицизму, православию, протестантизму, исламу и всем другим конфессиям.

В области культа богословы критически переоценивают обрядность, веками считавшуюся канонической, изменяют толкования многих положений Библии и других «священных» книг. Так, православная, церковь считает возможным крестить ребенка на дому, а католицизм разрешает богослужение на национальном языке. А ведь совсем недавно это считалось кощунством!

Критически пересматриваются «священные» книги. Например, библейский миф о сотворении мира в шесть дней богословы рекомендуют понимать не буквально, а аллегорически, рассматривая день как эпоху. Все, что противоречит здравому смыслу сегодняшнего дня и вызывает улыбку у современного верующего, указывают они, не следует упоминать в проповедях.

Модернизм, проявляющийся в деятельности религиозных организаций в нашей стране, направлен главным образом на то, чтобы доказать необходимость религии в социалистическом обществе.

Известно, что уже в начале 30-х годов большинство священнослужителей в нашей стране стало на путь лояльного отношения к Советской власти. В годы Великой Отечественной войны религиозные организации участвовали в патриотическом движении народа за разгром фашистских захватчиков.

В настоящее время они поддерживают внутреннюю и внешнюю политику Советского правительства. Руководители русской православной церкви призывают паству «смело, честно и активно включаться в строительство новой жизни, основанной на социальной правде и справедливости». Здесь мотивы политической лояльности следует видеть в том, что массы верующих целиком и полностью поддерживают политику партии и государства, считают ее своей кровной, родной. Однако новая политическая ориентация церкви не означает изменения ее идеологии, приносящей вред социалистическому обществу.

Характерным направлением религиозного модернизма в нашей стране является попытка создать видимость близости христианского учения и идей коммунизма. Церковники таким образом, с одной стороны, маскируют антинаучный характер религии, а с другой — распространяют искаженные представления о коммунистическом мировоззрении и морали, что очень опасно. Религиозная модернизация требует от атеистов внимательного изучения происходящих изменений и учета их в своей работе. Верующий, который поймет, что религия приспосабливается к новой обстановке, новым условиям, сохраняя свою старую сущность, наверняка сделает шаг к атеизму.

В ответах на другие вопросы читатель найдет более подробный рассказ об отдельных направлениях модернизации как в религии вообще, так и в конкретных ее конфессиях.



Литература:
Гордиенко Н. Чему учат с амвона Л., Лениздат, 1975.
Курочкин М. Эволюция современного русского православия. М, Мысль, 1971.
Гараджа В. Богословская мистификация социальной революции. М., Знание, 1974.
Новиков М Современный религиозный модернизм. М, Знайте, 1973.
Шейнман М. Католицизм и меняющемся мире. М., Наука, 1975
Филимонов Э. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства. М., Знание, 1977.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru