Вопрос 43. Как относился к религии В. И. Ленин?
Владимир Ильич Ленин всю свою жизнь посвятил борьбе с ненавистным ему социальным рабством. Все, что оправдывало бесправие и тяжелую долю трудящихся, он беспощадно разоблачал. Естественно, он не мог быть нейтральным и к религии.
Уже в юношеском возрасте у Владимира Ильича сложилось твердое убеждение, что религия — это выдумка людей, сознательный и бессознательный обман. Пятнадцатилетним юношей, пишет Н. К. Крупская, он сорвал у себя с шеи крест и далеко забросил его. В. И. Ленин постоянно интересовался вопросами религии и атеизма, изучил все, что писали по этому поводу К. Маркс и Ф. Энгельс. В своих трудах «Материализм и эмпириокритицизм», «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии», «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» и других В. И. Ленин дал всестороннюю критику религии, разработал четкую и ясную программу партии рабочего класса в отношении религии и церкви, развил и конкретизировал положения марксизма по этому вопросу. Глубоко, ясно, четко определил он социальную роль и назначение религии. «Все современные религии и церкви, — писал он, — все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса»27. Ленин учил, что преодолеть религию можно, только совершив революционные преобразования, только уничтожив социальные условия, порождающие религию, только уничтожив весь тот строй, который порождает ее. В. И. Ленин считал, что борьбу с религией, ее разоблачение надо обязательно подчинить борьбе за экономические и политические интересы трудящихся. Эта борьба не должна быть чистым просветительством, отвлеченной проповедью атеизма, а должна являться составной частью борьбы трудящихся за уничтожение капитализма и победу коммунизма. Только в практической борьбе за свои политические, классовые цели трудящиеся могут по-настоящему усвоить социалистическую идеологию, и только на этой основе пропаганда атеизма может дать серьезные результаты. «Никакими книжками и никакой проповедью,— писал В. И. Ленин,— нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма»28. Отношение к религии, духовенству, верующим, задачи организации и содержания научно-атеистического воспитания в условиях нового социалистического общества были блестяще обоснованы В. И. Лениным в статье «О значении воинствующего материализма». В этой работе он подчеркивал воинствующий характер пролетарского атеизма, необходимость вести неутомимую работу по атеистическому воспитанию трудящихся, широко используя для этого разнообразные формы влияния на сознание верующих, добиваясь, чтобы борьба с религией велась идейным и только идейным путем. Эту работу по праву называют философско-атеистическим завещанием В. И. Ленина. Идеи Ленина о путях борьбы с религией были и остаются программой деятельности нашей Коммунистической партии. Они направлены на полное и окончательное преодоление религиозных пережитков. 27Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 416 28Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 146. Литература: Ленин В. И. О религии. М., Госполитиздат, 1964. Никишов С. Ленинская критика философских основ религии. М., Политиздат, 1968. |
загрузка...