Соотношение Корана и Сунны в Шариате
Главными источниками Шариата являются Калам Аллах и Суннатп ан-Наби — Слово Аллаха и традиция Пророка Мухаммада (хадисы). Все остальные источники — иджжа (согласованное мнение авторитетных богословов по религиозно-юридическим вопросам), фетпвы (юридические и богословские заключения теологов), кияс (решение вопросов по прецедентам), — имеющие важное значение для Шариата, не должны противоречить Корану и хадисам.
Арабское слово «хадис» означает «передавать сообщение, рассказывать». В исламской традиции хадис — это рассказ о высказываниях и поступках Пророка Мухаммада и его сподвижников. «Хадис» означает также «новый, но не древний; тот, что появился позже». Коран является Словом Аллаха, а хадис — словом человека, т. е. словом Пророка Мухаммада. Хадис дополняет и разъясняет коранические установления. Так, например, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как именно молиться? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают хадисы: «Молитесь так, как я молился...», а сподвижники Пророка рассказывали и показывали, как молился Пророк. Этому образцу, который зафиксирован в Шариате, и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или ИНОЙ поступок, мусульманин ссылается на хадисы Пр0р0к^. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступками Пророка Мухаммада. С этой точки зрения хадис — слово Пророка, его указание, как поступать в том или ином случае. Поступки Пророка, Даже молчание его, означают согласие с чем-либо, разъясняя различие между хадисом и Кораном, богословы говорят: «Сунна — образец практическое применения повелений Корана в жизни». Коран дарован людям через посланника Аллаха, и миссия Пророка Мухаммада заключалась в том, чтобы довести это послание до людей в том виде, в каком оно было дано. Пророк объясняет и комментирует Коран так, как ему внушил Бог. С точки зрения Шариата, Пророк Мухаммад — первый комментатор Корана, его изречения хадисы — служат средством понимания Корана. Так, в Шариате зафиксирован случай связанный с мусульманским постом, соблюдаемый в месяце рамадан. Еще при жизни Пророка Мухаммада его сподвижники узнали от него, что Аллах послал аяты о соблюдении поста, и стали поститься согласно Корану. Однажды кто-то из сподвижников спросил Мухаммада: «Если человек забыл что идет рамадан, и принял пищу, будет нарушен его» пост или нет?» В Коране не содержится ответа на этот вопрос. Пророк сказал, что «если кто-либо забыл о посте и принял пищу или воду, его пост не нарушен». Другой пример. В Священном Коране (2:228; 11:14; 17:28 и др.) имеются аяты относительно молитв, которые должны исполняться неукоснительно. Указывают они, в частности, и время молитвы, но остается неизвестным, когда именно нужно начинать молитву и когда завершать, сколько ракатов (циклов поясных и земных поклонов) необходимо совершить и т. д. Ответы на эти вопросы содержатся в словах и поступках Пророка. Хадис и Сунна также относятся к Священному Откровению. Архангел Джабраил явился к Пророку Мухаммаду не только с Кораном, но и с хадисами и Сунной. Хадисы должны восприниматься не как Слово Аллаха, а как мысль, отражающая Его Волю. Во время богослужения и молитвы Коран необходимо читать только на арабском языке, а комментировать его разрешается и на других языках. Слово Пророка Мухаммада, несущее в себе законодательный (шар'и) акт, также имеет статус священности. Коран является первым источником Шариата, а хадис и Сунна — вторым. Коран в целом и все его аяты в отдельности являются категорическими, последовательными, нерасчлененными, тогда как хадисы не имеют такого императива абсолютности. Коран и хадисы являются вахюн, что на арабском языке означает «откровение, вдохновение, внушение». При этом Коран абсолютен, он имеет самую высокую чистую степень откровения, исходящую непосредственно от Аллаха. Использование хадисов в качестве важнейшего после Корана источника началось уже при жизни Пророка Мухаммада. Сподвижники Пророка, праведные халифы — Абу Бакр, Умар, Усман, Али, — следили за тем, чтобы не распространились ложные хадисы от имени Пророка. Рассказывают, что однажды некий человек обратился к халифу Абу Бакру относительно наследства. При этом он ссылался на хадис Пророка Мухаммада. Абу Бакр спросил: «Может ли еще кто-нибудь подтвердить, что данный хадис действительно принадлежит Пророку?» Поиск свидетеля был продиктован тем, что в тот период многие хадисы бытовали только в устном изложении. Они еще не были собраны в отдельные сборники. Запись хадисов началась еще при жизни Пророка Мухаммада. Абу Хурайра сообщает, что Абдулла ибн Умар записывал их. Двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада, халиф Али, настаивал, чтобы хадисы записывали с именами рассказчиков. Великий сподвижник Пророка Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса. Согласно Шариату, считается ошибочным суждение, будто основу Ислама составляет только Коран и что нет необходимости обращаться к хадисам. Все, что в Коране не досказано, не прояснено до конца, все, что требует разъяснения, находится в суждениях Пророка Мухаммада. Сам Пророк говорил об этом: «Знайте, мне ниспослана книга Коран и дополнительно столько же. Знайте, что мне ниспослан Коран и еще подобие Корана». Шариат предупреждает мусульман не совершать ошибку, полагая, что все запреты Аллаха — в Коране, что вне Корана нет запретов. Пророк Мухаммад говорил: «Я запретил вам столько же вещей или же больше, чем запрещено в Коране, ибо эти запреты я получил через откровения». Запреты Корана и запреты Пророка, зафиксированные в канонах Шариата, равны. Пророк запрещает употреблять в пищу мясо хищных животных и птиц, например, волка, шакала, льва, тигра и т.д. Эти запреты есть только в Сунне Пророка и в Шариате; в Коране о них ничего не сказано. В изречениях Пророка Мухаммада встречается немало суждений, относящихся к практическим повседневным делам. Это суждения Пророка о пище, напитках, сне, о способах примирения поссорившихся, о купле-продаже, формах одежды, о земледелии, о медицине, размещении гостей и т. д. Все эти вопросы скрупулезно систематизированы в Шариате. Мусульманские правоведы всех направлений и толков Ислама требуют руководствоваться следующим хадисом. Пророк Мухаммад, говорится в нем, назначил правителем Йемена своего сподвижника — известного ученого, факиха Муаза. Пророк спросил Муаза: «Когда прибудешь в место назначения, чем ты будешь руководствоваться в решении вопросов, которые возникнут?» Муаз ответил: «Книгой Аллаха Кораном». Пророк спросил: «А если не найдешь ответа в Книге?» Муаз ответил: «Сунной посланника Аллаха». Пророк спросил: «Если и там не будет ответа?» Муаз ответил: «Тогда буду решать своим умом и иджтихадом» (т. е. самостоятельным, собственным суждением по религиозным и правовым вопросам). Такой ответ удовлетворил Пророка. Коран — уникальный религиозный и исторический памятник мирового значения, Священное Писание и откровение, без которого нельзя понять самую молодую мировую религию — Ислам, а также мораль, нравственность, поведение и психологию мусульман. На основе мусульманской традиции, Шариата, и исламской педагогики исследование и освоение Корана осуществляется в следующих направлениях: - чтение и заучивание наизусть аятов (стихов) Корана на арабском языке для исполнения молитвенных обрядов и ритуалов; - изучение содержания Корана на основе комментаторских трудов; - изучение Корана как религиозно-культурного, исторического, социального и юридического памятника; - исследование Корана с точки зрения языкознания, как памятника классического арабского языка; - изучение Корана как классического памятника арабской письменности и каллиграфического искусства и т. д. В положениях Шариата указывается, что по отношению к Корану хадис выполняет две задачи: дает свое толкование или разъяснение, добавляет к нему новые суждения. Во всех случаях хадис нельзя смешивать со Словом Аллаха, ибо хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран есть фундамент, основа вероучения Ислама, а комментарии — его строение. Для любой мысли хадиса существует основа в Коране. На протяжении всей истории Ислама мусульманские правоведы и богословы опасались того, что люди не всегда смогут установить различие между небесным посланием Калам Аллах (Словом Аллаха) и словом Посланника Его, что люди могут искажать их или сами придумывать, приписывая Пророку. Это означает, что разъяснение смысла и перевод не тождественны Корану. Поскольку на Сунне — хадисах лежит самая большая ответственность за правильное понимание Священного Писания Ислама, Шариат устанавливает строгие правила применения хадисов: следует прежде всего точно установить, кто передает изречения Пророка; рассказывающий хадисы должен быть знатоком Корана и Сунны. По мнению исламских богословов, абсолютного доверия заслуживают сподвижники Пророка — сахаба (асхаб) и табиин (люди, непосредственно общавшиеся с асхабами — сподвижниками Пророка Мухаммада). Шариат и мусульманская историография полностью доверяют сахаба и утверждают, что они относились к Пророку с любовью и преданностью, ибо слова Пророка — величайшая истина. Все эти истины рассказывали и передавали сахаба. Хадисы имеют иснад — цепь передатчиков, первые из них обязательно примыкают к самому Пророку. Передатчики хадисов должны быть надежными, не случайными людьми. Имам Малик (713-795), основатель маликитского мазхаба — один из крупнейших собирателей хадисов, говорил, что «наука о хадисах — это религия, и вы должны обратить внимание, от кого получаете эту религию». Основной догмат Ислама — поклонение единому Богу — Аллаху и признание Пророка Мухаммада посланником Аллаха. Сущность Аллаха и Его атрибуты изложены в Коране и хадисах Пророка: «Он — Аллах — един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (112:1-4). На этих коранических словах и изречениях Пророка зиждится мусульманский монотеизм, его суть изложена мусульманскими теологами, правоведами и философами следующим образом, основательно раскрывающим сущность коранического монотеизма: «Аллах один, не имеет себе равного, слышит, видит. Он есть не тело, не материальная вещь, не величина, не форма, не плоть, не кровь, не душа, не субстанция, не акциденция, не наделен цветом, вкусом, запахом, плотностью, теплотой, холодом, влажностью, сухостью, длиной, шириной, глубиной, тождеством, различием, движением, покоем. Он также не принимает ни деление, ни движение, ни появление, ни конечность, ни направление; ни право или лево, ни перед или зад, ни верх или низ, ни место, ни пространство не охватывает Его. Общение, удаление и воплощение не могут быть применены к Нему. Он не может быть определен каким-либо определением, которое приложимо к созданиям, поскольку они сотворенные. Нельзя также сказать, что Он конечен. Он не может быть определен ни мерой, ни движением в любом направлении. Он неопределенный, не рожденный и не порождающий, чувства не постигают Его, человек также не может определить Его по аналогии. Он не похож, ни в коем случае, на создания. Он первый и прежде всего. Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворения. Глаза не видят его, взоры не постигают Его, воображение не постигает Его. Он также не слышим (ушами). Он есть бытие, но не такое как другие бытия. Он один вечен, нет иного вечного, кроме Него, иного Бога, подобно Ему». Это самое яркое философское понимание сущности коранического единого Бога — Аллаха, который не имеет зримого образа, не может быть изображен. Признавая вечность и наддуховность Бога, Шариат, естественно, выступает и против антропоморфизма, и против абстрагирования идеи Бога. Исламское искусство, по учению Корана и Шариата, абстрактно отображает красоту и величие этого мира, запрещая изображать живые существа во избежание идолопоклонничества (поэтому в молитвенных домах (мечетях), духовных школах и т. д. отсутствуют изображения живых существ, портреты, статуи). Коран и Шариат не допускают использования «образа» Бога в материальном воплощении — в виде статуи, портрета, иконы — для украшения молитвенных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов. Божественный, сакральный строй мироздания получает свое отображение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения. И, таким образом, Коран и Шариат оказывают сильное воздействие на архитектуру и искусство градостроительства в мусульманском мире. Коран, Шариат, мусульманская культура неотделимы от единобожия, называемого таухид (монотеизм). Аллах — единый и единственный Бог. Вся жизнь мусульманина должна быть приведена в соответствие с этим главным догматом Ислама, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского. Коран и Сунна являются основой Шариата — мусульманского права, положений, регулирующих торговлю и финансы, налоговую систему, законов о семье и браке, мусульманских обрядов, праздников и запретов. |
загрузка...