Введение
Посвящается памяти отца Мешади Мухаммада и деда Хаджи шейх аль-Карама.
В изучение Ислама как религиозной системы знание основ Шариата — систематизированного свода мусульманских законов — имеет первостепенное значение. Обоснование правовых норм тем или иным вероучением всегда было характерным и распространенным явлением. В этом отношении мусульманская юриспруденция не является исключением. И тем не менее Шариат не имеет аналога в других религиозных законодательных системах. Иногда Шариат ошибочно отождествляют с мусульманским правом. В действительности же Шариат охватывает более широкий круг вопросов. В Шариате освещаются, с точки зрения Ислама, как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В Шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов, Шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы… Мусульманское право (фикх) является составной частью Шариата. В Шариате определяются нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра; рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев; нормы, регулирующие финансовые и торговые операции; сюда же включены правила убоя животных, охоты и рыболовства — при этом все проблемы рассматриваются в Шариате с позиций Ислама. Ранее в мусульманских странах даже такие акты, как договоры о купле-продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т. д., заключались у духовных судей-кадиев. Благодаря этому влияние религии на общественную и частную жизнь было значительно сильнее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и где законы издавались светской властью. Мусульманское право в настоящее время представлено в Шариате пятью основными юридическими школами (мазхаб), возникшими в VIII-X вв.: ханифитской, маликитской, шафиитской, ханбалитской и джа'фаритской. Имущественное, наследственное и уголовное право, институт адвокатуры, правила и формы принятия присяги, клятвенных обещаний, вопросы поручительства и гарантии, указания о вакфах разработаны на основе пяти основных юридических школ. Отличия редакций Шариата в зависимости от юридической школы, как правило, не носят существенного и принципиального характера. Так, джа'фариты, в отличие от других мазхабов, узаконили временный брак. В призыве верующих к молитве, в подаче милостыни, в оформлении молитвенных домов, в толковании основ мусульманского государства и в положении о его верховном правителе джа'фаритская трактовка также несколько отличается от других четырех мазхабов. Высказывания и поступки членов семейства Пророка Мухаммада, особенно изречения двенадцати имамов, в правовых нормах джа'фаритского мазхаба имеют юридическую силу. Источниками Шариата и мусульманского права являются Коран, Сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих Ислам). Согласно исламским традициям, главные источники Шариата — Коран и Сунна, и все прочие источники не должны им противоречить. Поэтому мусульманские правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и Сунне. В то же время, поскольку в Коране и Сунне нет конкретных ответов на некоторые вопросы, касающиеся регулирования жизни общины верующих, именно Шариату принадлежит главное место в решении этих вопросов. Принципиальное отличие Шариата от христианского права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хоть и функционировали на протяжении многих веков, никогда не заменяли полностью сосуществовавшие с ними светские правовые нормы, тогда как мусульманский мир с момента возникновения Ислама в VII в. и вплоть до конца XIX в., по существу, не знал других законодательных систем, кроме Шариата. Следует, однако, отметить, что в середине XIX в., в период танзимата, в судоустройстве и судопроизводстве Османской империи была сделана попытка отделить светские по форме дела от шариатских; в функциях и компетенции двух типов судебных органов не было четких разграничений. Автор начал исследовать законы Шариата с 1960 г. и опубликовал несколько книг по данной проблеме: «Шариат и его социальная сущность» (М., 1978, «Издательство восточной литературы); «Шариат — закон жизни мусульман» (М., 1999, «Леном»), а также ряд статей и брошюр. В годы советского строя публиковать работы по Шариату было довольно сложно и трудно. Для этого была важная причина. Ибо Шариат — систематизированный свод мусульманских законов — опирается на право и логику, бороться с которыми партийным идеологам было очень трудно. Поэтому партия и власть всячески препятствовали публикации книг по Шариату. Но в то же время они прекрасно понимали, что без исследования основ Шариата трудно понять Ислам — мировую религию. Естественно, выход в свет монографии автора «Шариат и его социальная сущность» в 1978 г. вызвал сенсацию. Богословы, верующие, атеисты-пропагандисты приняли ее по-разному. Было написано более 40 анонимных писем, в которых утверждалось, что книга мешает, создает трудности в антирелигиозной работе. Верующие и богословы читали книгу в мечетях и религиозных учебных кругах. Несмотря на все трудности книга все-таки была издана, и автор искренне благодарит людей, помогавших ему при выпуске в свет книги «Шариат и его социальная сущность». Утверждали книгу к печати руководители Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС и руководители кафедры религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Особую благодарность автор выражает доктору философских наук Окулову Александру Федоровичу, доктору философских наук Лисавцеву Эмилю Ивановичу, доктору философских наук Курочкину Павлу Константиновичу, доктору философских наук Зулфие Аббдулхановне Тажуризиной, доктору философских наук Яблокову Игорю Николаевичу. Автор также приносит свою благодарность директору «Издательства восточной литературы» — Дрейеру Олегу Константиновичу, ответственному редактору, доктору исторических наук, профессору, Людмиле Рафаиловне Полонской, издательскому редактору Тамаре Константиновне Гарушиянц. Автор также благодарит: посольства Египетской республики, Королевства Саудовской Аравии, Исламской республики Иран, которые способствовали поездке автора в старейший исламский университет Аль-Азхар в Каире, Мекку и Медину, Тегеран и Кум (Центр шиитского духовенства в Иране) для сбора материалов по Шариату и совершенствования знания арабского и персидского языков. Автор также благодарит Издательство «ДИЛЯ», подготовившее к выходу в свет данное дополненное и переработанное издание книги «Шариат: закон жизни мусульман. Ответы на проблемы современности», куда вошло много материалов, которые опубликовать раньше не имелось возможности. |
загрузка...