Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Предписания Шариата о паломничестве

Паломничество (хаджж) — одно из основных предписаний Ислама, которое обязывает мусульманина хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Паломничество в Исламе состоит из посещения храма Каабы в Мекке и совершения ряда сопутствующих обрядов, вместе с хаджжем возможно посетить могилу Мухаммада в Медине, совершить молитвы в ряде мечетей в Хиджазе — в области священных городов Ислама.

Согласно учению Ислама, паломничество в Мекку является обязанностью всех мусульман. Некоторые мусульмане посещают также могилы различных пророков, праведников и святых, таких как могилы пророка Ибрахима в Хевроне, четвертого халифа Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата Пророка, в Неджефе, его сына имама Хусейна в Кербеле, имама Резы в Мешхеде, святой Ма'сумы в Куме, имама Бухари в Хартанге, ходжа Ахмада Иасави в Туркестане и др. Посещение могил пророков, праведников и святых именуется не хаджжем (паломничеством), а зияратом (посещением).

Законы и правила паломничества окончательно были сформулированы и канонизированы Шариатом, который устанавливает следующие условия паломничества в Мекку:

1. Паломник должен быть совершеннолетним.

2. Паломник должен быть не умалишенным и свободным (не рабом).

3. Паломник должен совершать паломничество, не будучи вынужденным для исполнения запретных дел — разбоя, убийства и др., не должен совершать паломничество, если у него есть дела важнее или если дорога опасная и нет другой дороги.

4. Паломник должен иметь следующие возможности для паломничества:

- иметь дорожный провиант;

- транспортные средства для поездки, в современных условиях — машину или средства для приобретения билетов на воздушный, морской и наземный транспорт;

- быть физически здоровым, чтобы исполнять требования паломничества;

- иметь достаточно средств на расходы семьи и людей, содержание которых поручено ему, или же иметь возможность все устроить так, чтобы после возвращения из хаджжа его хозяйство не пришло в упадок и не оказалось в затруднительном положении;

- в случае если женщина знает, что после хаджжа будет испытывать материальные трудности, а муж ее беден, паломничество для нее не обязательно;

- для бедного человека паломничество не обязательно, если только какой-либо состоятельный человек не пообещает взять на себя расходы, включая содержание его семьи, и если есть уверенность, что этот человек выполнит свое обещание;

- если мусульманин совершает поездку в Хиджаз по каким-либо делам (торговым и т. д.), по возможности он должен совершить и хаджж.

Шариат допускает хаджж по найму. Если мусульманин имеет средства, но здоровье не позволяет ему совершить поездку, он может вместо себя послать в паломничество в Мекку другого. Человек, совершивший паломничество за другого, сам не считается хаджи (совершившим хаджж) и должен еще раз совершить хаджж за самого себя. Шариатское правило о наемном паломничестве допускает, чтобы мужчина совершал хаджж за женщину и наоборот. Но Шариат строго осуждает тех, кто, не имея материальной возможности и обладая слабым здоровьем, все-таки совершает хаджж, подвергая свою жизнь опасности. Об этом есть поучительное наставление в «Книге назидания» («Кабус-наме»), написанной в XI в. Там говорится, что, «если нищий совершает хаджж, он подвергает себя опасности, ибо нищий, совершающий дело богатых, подобен больному, совершающему дело здоровых». Далее приводится рассказ: «Однажды правитель Бухары задумал посетить Дом Божий. Человек он был очень богатый, и в караване том не было никого его богаче. Больше ста верблюдов были под его вьюками, а сам он сидел в носилках и ехал по пустыне, покачиваясь и нежась, со всеми припасами и утварью, что бывает дома. Много народа, нищих и богатых, шло вместе с ним.

Когда доехал он до Арафата, попался ему навстречу нищий дервиш, босоногий, терзаемый жаждой и голодом. Все ноги у него были покрыты пузырями. Увидел он правителя Бухары в такой неге и довольстве, обратился к нему и сказал: "В день воздаяния будет награда тебе и мне одна и та же, ты же едешь в таком богатстве, а я в таких мучениях".

Правитель Бухары ответил ему: "Избави Боже, чтобы награда моя была равна твоей награде! Если бы я знал, что меня и тебя сравняют, никогда бы не выехал я в пустыню".

Дервиш спросил: "Почему?". Тот ответил: "Я выполняю приказ Господа нашего Всевышнего, а ты нарушаешь его. Меня звали, я — гость, а ты прихлебатель. Разве может сравниться прихлебатель с почетом званого гостя? Господь Всевышний пригласил богачей, а беднякам сказал: И не ввергайте себя своими руками в опасности. Ты без приказа Господа в нищете и голоде пришел в пустыню, подверг себя опасности и не послушался приказа Божьего. Зачем ты хочешь равняться с послушными приказу?"»29

Несмотря на запрет Шариата совершать хаджж тем, кто не имеет для этого возможности, в мусульманских странах практически отсутствуют какие-либо законодательные меры, препятствующие людям, не имеющим для этого средств и сил, отправляться в паломничество. В мире действует много благотворительных организаций, целью которых является помощь неимущим мусульманам в совершении хаджжа. Они берут на себя многие расходы по осуществлению паломничества.

Хаджж совершается ежегодно в 12-м месяце мусульманского календаря — зуль-хиджжа. Чтобы представить себе церемонию мусульманского паломничества, необходимо иметь представление о местах, где должны побывать паломники, чтобы выполнить обряд хаджжа. Местом паломничества является область Саудовской Аравии — Хиджаз со священными городами мусульман — Меккой и Мединой. В Мекке находится Кааба со священным «черным камнем» (Хаджар алъ-асвад), в Мекке же и ее окрестностях — холмы Сафа и Мерв, священный колодец Замзам и в долине Арафат — местность Муздалифа. В Медине находятся могилы Мухаммада, его дочери Фатимы, праведных халифов Абу Бакра, Умара, Усмана, могила жены Мухаммада Айши, мечеть Мухаммада (Масджид набави). Все эти места являются объектами паломничества. Мусульманская традиция присвоила известным городам мусульманского Востока особые эпитеты: Мекке — «аль-мукаррама», «умм аль-кура» («благословенная Мекка», «мать городов»), Медине — «аль-мунаввара» («лучезарная Медина»), Багдаду — «мединат ас-салям» («Багдад — город мира»), Дамаску — «джаннат ад-дунья» («Дамаск — рай земли»), Каиру — «аль-Кахира» («победоносный»), Бухаре— «руи замин» («лик земли»), Стамбулу— «дар ас-саадет» («обитель блаженства»).

По правилам хаджжа паломники ступают на землю Хиджаза в особом одеянии — ихраме. Ихрам состоит из двух кусков бязи или полотна. Одним куском оборачивают тело ниже пояса, другим (побольше), перекидывая его через левое плечо и пропуская под правую подмышку, закрывают верхнюю часть тела.

По правилам хаджжа, облачившись в ихрам, нельзя уже снять его до конца хаджжа. Тот, кто по чрезвычайной необходимости нарушит это правило, обязан искупить свою вину, принести барана в жертву накануне Курбан-байрама. Облаченному в ихрам запрещено обрезать ногти, бриться, стричься, курить. Паломник не должен никого обижать, повышать голос, убивать (хотя бы муху), срывать листья с деревьев и т. д. Он должен весь погрузиться в мысли об Аллахе.

Церемония хаджжа начинается с тавафа — обхода вокруг Каабы. У порога Каабы паломники произносят следующие слова на арабском языке: «Лаб-байк-аллахума лаббайк. Ла шарика лака лаббайк» (Вот я перед Тобой, о Аллах. Нет у Тебя сотоварища, Ты один). Семь раз паломники обходят вокруг Каабы и семь раз совершают ритуальный пробег между холмами Сафа и Марва. Как правило, обход Каабы совершается под водительством добровольного сай-йида — знатока правил тавафа и осуществляется против часовой стрелки. Площадь Каабы довольно широкая, ее ограждают большой и малый навесы. К Каабе ведут мраморные дорожки. Паломники входят во двор мечети Аль-Харам (Запретная мечеть) через ворота, которые носят символическое название «Баб ан-наджат» (Ворота спасения). В левом углу наружной восточной стены Каабы помещена позолоченная дверь, чуть ниже и левее ее расположена ниша, где хранится священный «черный камень» — Хаджар аль-асвад. Величина ниши позволяет просунуть туда голову и коснуться священного камня губами, но при большом наплыве паломников далеко не всем удается приложиться к нему губами, многие паломники лишь рукой дотягиваются до него, а затем целуют свою руку и прикладывают ее к глазам. Напротив позолоченной двери Каабы возвышается строение — Макам Ибрахим (Стояние Авраама). Здесь помещена каменная плита со следами ног Ибрахима (мусульманская традиция утверждает, что Кааба была построена Ибрахимом и его сыном Исмаилом). В знак уважения к пророку Ибрахиму паломники дважды читают здесь молитву, и мусульманская традиция возвеличивает Ибрахима эпитетом «Ибрахим Халил Аллах» («Авраам — друг Аллаха»). Интересно отметить, что эта традиция закрепила за библейскими пророками и за Мухаммадом следующие эпитеты: «Ибрахим халил Аллах», «Муса калим Аллах», «Иса рух Аллах», «Мухаммад расул Аллах», «Адам сафи Аллах», «Нух наджи Аллах» («Авраам — друг Аллаха», «Моисей — говорящий с Аллахом», «Иисус — дух Божий», «Мухаммад — посланник Аллаха», «Адам — чистота Бога», «Ной — спасенный Богом»).

Рядом с Макам Ибрахим расположено здание, богато украшенное пестрым арабским орнаментом. В нем находится священный колодец Замзам. В настоящее время, чтобы обеспечить его водой миллионы паломников, колодец оснащен электрическим мотором. Снаружи, в восточной стене здания, поставлены краны. Во время первого обхода Каабы паломники посещают внутреннюю часть здания. После обхода Каабы и питья воды из колодца Зам-зам паломники совершают пробег между холмами Сафа и Мерв, затем в долине Мина они собирают камешки, чтобы бросать в трех бывших идолов. Эти истуканы, напоминающие белые каменные столбы, огорожены также белой каменной стеной. Они олицетворяют дьяволов. Побывав у горы Муздалиф, на девятый день паломничества, паломники прибывают в долину Арафат, где слушают проповедь Мек-канского имама. На десятый день хаджжа начинается курбан-байрам: паломники приносят кровавую жертву — барана или верблюда. По представлениям мусульман, скот, принесенный в жертву во время Курбан-байрама в день Страшного суда, узнает своих благодетелей среди множества мусульман и перевезет их на себе в рай через мост Сират, который лежит над огненными языками адского пламени. Перед тем как отправиться в другой священный город Хиджаза — Медину, паломники совершают прощальный обход вокруг Каабы — таваф алъ-вида, после чего получают титул хаджи. В Медину можно проехать через Таиф. Это единственный курортный город Саудовской Аравии, который расположен на высоте 2400 футов над уровнем моря. В Таифе находится известная мечеть Аббаса — дяди Пророка. Паломники совершают молитву в этой мечети.

Большая мечеть Пророка Мухаммада в Медине построена из жженого кирпича и является образцом мусульманского архитектурного искусства. Пол мечети и его суфы выполнены из чистого мрамора, устланы дорогими коврами. В юго-восточной части мечети — место вечного упокоения Мухаммада. Внешние стены и двери усыпальницы выложены изразцами всех цветов радуги. Пройдя к усыпальнице, паломники обязаны произнести слова: «Ас-салам вас-салат...» (Мир и молитва тебе, о Пророк, любимец Аллаха, о великий провидец). Рядом с усыпальницей Пророка находятся могилы его сподвижников — Абу Бакра и Умара.

На территории Медины расположено небольшое кладбище под названием «Джаннат аль-Баки» (Вечный рай), где находятся гробницы дочери Пророка Фатимы, жены Пророка Айши, халифа Усмана. Женщины-паломницы, последователи джа'фаритского мазхаба, обязательно посещают могилу Фатимы, где раздают милостыню нищим.

Паломничество усиливает чувство приверженности Исламу. Прибывшим в Мекку паломникам кажется, что они попали в рай. Рассказывают, как одинокий паломник из Дарфура после долгого пути по пустыне внезапно очутился среди ярко освещенного двора мечети Аль-Харам. При виде священной Ка-абы, окруженной морем света, он пал ниц. Затем, встав, воскликнул: «О Боже, возьми теперь мою душу, ибо это — рай»30.

Паломничество в Мекку укрепляет братскую связь между различными народами и нациями, способствует сближению их культур и цивилизации. Находясь в одинаковом одеянии (ихраме) во время хаджжа, люди осознают, как можно одинаково жить и мыслить, тем более, что, находясь у порога Дома Божьего, они предстают равными перед Богом, независимо от их социального положения, цвета кожи, различия языка и т.д.

Зиярат могилы четвертого халифа, Али ибн Абу Талиба, в городе Неджефе и его сына имама Хусейна в Кербеле (Ирак), а также одного из потомков Али, имама Резы, в Мешхеде (Иран) твердо вошло в обычай у последователей джа'фаритского мазхаба. Они посещают также могилу Ма'сумы, сестры имама Резы, в городе Кум (Иран). Могилы потомков двенадцати имамов есть во многих странах мусульманского мира. Однако последователи джа'фаритского мазхаба считают предписанным посещение могил имамов Хусейна и Резы. Людей, посетивших эти могилы, называют с почтением кербалаи и мешеди.

Возникновение городов Неджеф и Кербела связано с захоронением там халифа Али и его сына имама Хусейна. Али был убит в 661 г. в Куфе при выходе из мечети. Легенда гласит, что смертельно раненого халифа по его завещанию привязали к верблюду и пустили по окрестностям Куфы. Пройдя 20 км, верблюд опустился на колени. Там и был похоронен халиф. Впоследствии вокруг могилы возник город Неджеф, что означает «холм». Традиция именует город «Неджеф аль-Ашраф». Позже над могилой Али была выстроена мечеть с золотым куполом и минаретами, неповторимыми по своей красоте. В Неджефе действует высшее джа'фаритское учебное заведение Аль-Мадраса аль-Джафария, построенное на средства иранского текстильного фабриканта Хаджи Ит-тифака. В медресе учатся студенты из многих стран мира. Мечеть Али в Неджефе наполнена драгоценными камнями и дорогими коврами. Огромная люстра сделана из чистого золота. Персидский ковер, длина которого достигает 92 м и ширина — 1,8 м, оценивается в 2,5 млн долларов. Для изготовления дверей мавзолея было использовано более 3 т. золота.

В 80 км к северу от Неджефа находится Кербела. Этот город возник вокруг могилы сына халифа Али, внука Пророка Мухаммада имама Хусейна, убитого в 680 г. по указанию омейядского халифа Йазида ибн Муавии. Название «Кербела» толкуется по-разному: Курб-Аллах (близость к Аллаху), кур-Бабил (квартал Вавилона), аль-курбва аль-бала (скорбь и беда). Традиция именует имама Хусейна и его сторонников, убитых в Кербеле, «шахид Кербела» (мученик Кербелы), а события, которые произошли в 680 г., трагедией Кербелы.

Ежегодно в месяце мухаррам шииты устраивают траурные поминки — шахсей-вахсей, скорбя по имаму Хусейну. В Кербеле находится могила и мечеть аль-Аббаса, брата имама Хусейна по отцу. Мать его была персиянкой, т. е. не была дочерью Пророка Мухаммада, поэтому он не вошел в число двенадцати имамов. Однако последователи джа'фаритского мазхаба, особенно иранцы, высоко чтят память аль-Аббаса как доблестного воина, именуя его Хазрат Аб-басом.



29Кабус-наме. Изд. 2-е. М., 1958, 58-59.
30Ралли А. Мекка в описаниях европейцев. Ташкент, 1913, 99.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1
e-mail: historylib@yandex.ru