Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат о мусульманском посте

Пост входит в число канонов Ислама (фардов), соблюдение которых считается обязательным. В Шариате утверждается, что пост есть веление Бога. Это означает, что необходимость его выполнения не подлежит обсуждению, а тем более, сомнению.

Мусульманский пост отличается от христианского и других религиозных постов. Ислам категорически запрещает всякий прием пищи — есть, пить, даже нюхать что-либо съедобное — с раннего утра до захода солнца. Мусульманский пост (ас-саум) соблюдается в течение 30 дней в мусульманском месяце рамадан по лунному календарю. Мусульманский пост бывает двух видов:

- обязательный 30-дневный пост в месяце рамадан;

- дополнительный пост по обету, када, или просто по желанию.

Шариат категорически запрещает выполнять дополнительные посты в месяце рамадан.

В Шариате до мельчайших подробностей разработаны правила соблюдения поста. Следующие нарушения, указанные Шариатом, делают мусульманский пост недействительным — это еда и питье, половое сношение или онанизм, клевета на Бога, Пророка и наместников Пророка (в принципе это действие выводит человека за рамки Ислама, поэтому совершившему такой проступок следует покаяться и заново принять Ислам), попадание в горло густой пыли или плотного дыма; согласно джа'фаритскому мазхабу, следующие действия также нарушают пост: полное погружение головы в воду и оскверненность до утренней молитвы (имеются в виду, в основном, менструация, послеродовое кровотечение у женщин, клизма и рвота).

Рассмотрим подробнее предписания джа'фаритского мазхаба.

Пост считается нарушенным, если человек что-либо съест или выпьет. Даже проглатывание несъедобного — земли, смолы с дерева — в самом малом количестве делает пост недействительным. Если зубочистку вынуть изо рта и обратно взять в рот, вследствие чего в горло попадет остаток пищи, то и это нарушает пост. Если человек занят едой, когда наступило утро, он тут же должен вынуть кусок изо рта, иначе этот день посчитается нарушенным, и он должен дать искупление (кормить или одевать бедных и т.д.). Желательно отказываться от питательных уколов. Допустимо лишь впрыскивание чего-либо для притупления чувств. Остаток пиши между зубами Шариат требует удалять до утреннего азана (призыва к молитве). Проглатывание мокроты также нарушает пост. Не нарушает поста проглатывание слюны. Если человек чувствует, что может умереть от жажды, он может выпить воду в таком количестве, чтобы не умереть, но пост после этого считается нарушенным и требует искупления. Во время поста большие трудности возникают перед теми, кто готовит пищу для детей и для тех, кому разрешается не соблюдать поста. Они могут пробовать эту пищу и даже жевать для выяснения, готов ли обед, но ни в коем случае не проглатывать. Тот, кто специально часто пробует готовящуюся пищу для своего удовольствия, считается нарушителем поста и должен дать искупление. Слабость не дает мусульманину права нарушать пост. Но если он знает, что не сможет перенести жажду и голод, то может принять пищу и воду в небольшом количестве. Шариат ставит резкую грань между тем, кто не может переносить жажду и голодание в дневное время, и тем, кому тяжело соблюдать пост. В обоих случаях Шариат допускает принятие пищи и воды в небольшом количестве. Но во втором случае пост считается нарушенным и необходимо искупление. Малейшее сближение с женщиной во время поста делает его недействительным. Однако, утверждается в Шариате, если мужчина совершит половой акт, забыв о посте, последний нарушенным не считается. Но если во время этого акта он вдруг вспомнит о посте, он должен тут же прервать его и после полного омовения приступить к соблюдению поста.

Что имеет в виду Шариат, говоря о клевете на Бога и Пророка, которая делает пост недействительным? Прежде всего, прямое порицание Бога и Пророка. К клевете относится и что-либо сочиненное самим человеком, но со ссылкой на Бога или Пророка. Если человек рассказывает о чем-либо и ему неведомо, правда это или ложь, он должен ссылаться на источник, иначе пост его будет нарушен.

Попадание в горло густой пыли, будь то мучная пыль или песок, делает пост нарушенным. Поэтому верующий должен следить, чтобы не проглотить пыль в ветреную погоду. Так, Шариат требует, чтобы постящийся остерегался и попадания в его горло густого пара и дыма табака. Автор данной работы, находясь в Египте, был свидетелем такого случая. Некий молодой человек, возможно, араб-христианин, закурил в городском автобусе (в городском транспорте Каира, Александрии и других городов курить не запрещается, кроме месяца рамадан, когда мусульмане постятся). Пожилой мусульманин, который сидел с ним рядом, сделал ему замечание, сказав, что по его вине он проглотил дым сигареты и пост его нарушился. Стоящий рядом полицейский вытолкнул нарушителя из автобуса еще до того, как автобус дошел до остановки. Считается, что с нарушителем поступили еще крайне мягко.

Учитывая тот факт, что подавляющее большинство мусульман проживает в жарких климатических условиях, да и сам Ислам возник в одном из наиболее жарких уголков мира — Аравии, в правилах соблюдения мусульманского поста особое внимание уделяется проблеме перенесения жажды. Детальная разработка Шариатом этого вопроса доказывает, что постящийся чаще всего нарушает пост именно из-за жажды, естественной в странах Азии и Африки, где жара днем достигает пятидесяти градусов в тени.

В Шариате утверждается, что, если в дневное время в месяце рамадан капля дождя попадет на губы постящегося и он ее проглотит, пост считается нарушенным, точно так же, как если он полностью погрузит голову в воду. Однако допустимо даже полностью погружать в воду тело, только чтобы голова была погружена не больше, чем наполовину. И некоторые люди ухитряются дважды погружаться в воду, один раз окуная одну часть головы, второй раз — другую. И в этом случае пост не считается нарушенным. Шариат, учитывая это, порицает тех, кто поступает так для своего удовольствия. Но если постящийся нечаянно поскользнулся, упал в воду и погрузился с головой или же поступил так, забыв о посте, его пост считается ненарушенным. Если же верующий под видом совершения омовения полностью погружает голову в воду в дневное время рамадана, пост его считается недействительным. Но пост не нарушается, если человек бросается в воду для спасения утопающих.

Ставить клизму для профилактики (а не для лечения) также считается нарушением поста. Делает пост недействительным и рвота. Если человек вечером или ночью что-то съест и чувствует, что это может днем вызвать рвоту, то за такой день он должен поститься дополнительно или по возможности воздержаться от рвоты в дневное время. Если постящемуся муха попадет в горло, ее надо постараться вытащить. Если это возможно лишь путем рвоты, Шариат рекомендует лучше ее проглотить, пост от этого не будет нарушен. Не нарушает пост и отрыжка. Но если постящийся знает, что с отрыжкой из пищевода может выйти остаток пищи, он должен воздержаться от нее. Шариат предостерегает верующего от посещения мест, где его могут заставить есть или пить в нарушение поста.

Кто же освобождается от мусульманского поста?

Больные, старые люди, беременные женщины и кормящие матери, а также няни, кормящие ребенка своей грудью (однако по Шариату, если няня кормит своим молоком ребенка за плату, на время поста ее могут освободить), путешественники, воины, которые находятся в сражении (проходящие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).

Шариат освобождает людей от соблюдения поста с большими оговорками и многочисленными условиями. Тот, кто освобождается от поста в месяце рамадан, может поститься в другое время. Освобождение от поста влечет дополнительные материальные затраты в виде искупления. Как правило, искупление нарушения поста обязывает нарушителя освободить раба или выдать бедному один мудд (5 кг 128 г) пшеницы или ячменя, или накормить или обеспечить одеждой бедного мусульманина.

Законы Шариата о соблюдении поста не обошли и путешественников, кочевников, пастухов, погонщиков верблюдов, в современных условиях — работников сухопутного, морского и воздушного транспорта. В канонах Ислама говорится, что путешественники совершают молитву в сокращенном виде (вместо четырех — два рак'ата) и освобождаются от соблюдения поста. Но даже и те, которые по законам Шариата освобождаются от поста, не должны в месяце рамадан увлекаться чрезмерной едой и питьем, половыми сношениями и позволять себе чрезмерное блаженство. Они должны избегать демонстративного принятия пищи и воды, дабы не раздражать постящихся.

Способ определения начала месяца рамадан — одна из сложных проблем Ислама. В связи с проникновением Ислама в различные уголки земного шара и категорическим запретом использовать другие календарные системы, кроме лунного календаря, создались большие трудности при определении начала рамадана. Каноническое определение начала месяца рамадан устанавливается пятью способами:

- человек сам видел луну;

- многие утверждают, что видели луну;

- два справедливых мужчины утверждают, что видели луну;

- по мусульманскому календарю прошло тридцать дней от начала месяца шаабан;

- ответственные лица из духовенства официально сообщают, что наступил месяц рамадан. Следует отметить, что в современных условиях в мусульманских странах широко используются радио и телевидение, которые сообщают о наступлении начала месяца рамадан. Наряду с этим сохраняется и средневековый способ определения начала рамадана, вплоть до того, что используются специальные кувшины, куда со дня начала месяца шаабан бросают по одной горошине каждый день. Шариат не считает действительным начало рамадана, если оно не подтверждено официальным духовенством или двумя справедливыми лицами. Людям, находящимся в заключении, о начале рамадана сообщает администрация. Но если тюремщики сами не знают, когда начинается рамадан, заключенные по своему усмотрению должны соблюдать пост в течение тридцати дней. Географические и климатические различия иногда создают трудности для постящихся мусульман. Так, на Севере солнце летом совсем или почти не заходит (белые ночи), поэтому мусульмане в таких регионах соблюдают пост по расписанию более южных местностей.

В современных условиях мусульманские ученые объясняют значение поста, утверждая, что мусульманский пост служит как средством очищения и воспитания души, так и средством разгрузки и очищения организма, способствуя нормализации веса человека, т. е. имеет профилактическое оздоровительное значение.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Игорь Тимофеев.
Бируни

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 2

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена
e-mail: historylib@yandex.ru