Проблема мертвых голов
Древним паракасцам не давали покоя головы живых людей. Насканцы же никак не могли оставить в покое головы не только живых, но и мертвых.
Детишкам, как это было принято, продолжали деформировать черепа, путем сдавливания лба и затылка. Некоторым взрослым иногда трепанировали черепа – но уже не в таком массовом порядке, как это происходило в Паракасе. Любопытно, что отношение общества к этим людям (вернее, головам) резко изменилось. Судя по всему, все «трепанированные» состояли на особом учете. И когда они умирали, их головы отделялись от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой! Опасные (или особо ценные?), по всей видимости, головы захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Этот, казалось бы, странный факт может послужить доказательством гипотезы Л.П. Гримака о попытках древних американцев достичь с помощью нейрохирургического вмешательства измененного состояния сознания. Люди, перенесшие трепанацию, становились «колдунами» или ясновидящими и неизбежно занимали особое положение в обществе. Совершенно очевидно, что в Паракасе были и великолепные хирурги, и множество ясновидящих. В Наска по неизвестной нам причине эта традиция постепенно утрачивается. Очень может быть, что новая власть решила разделаться с колдовскими практиками, для чего головы умерших (возможно, убитых) колдунов стали отделяться от тел. Как известно, нарушение целостности тела при захоронении, согласно поверьям многих народов, предопределяет невозможность реинкарнации или возрождения умершего. Не случайно у Булгакова фрагмент исчезновения головы Берлиоза стал одним из ключевых в сюжете «Мастера и Маргариты». Можно предположить и иное – постепенно исчезала традиционная школа нейрохирургов, и потому все более редкие трепанированные головы колдунов стали носить особый сакральный характер. Так или иначе, практика трепанаций черепа в культуре Наска угасает и постепенно практически сходит на нет. Иногда отрезанные засушенные человеческие головы оказывались в чужих погребениях в качестве сопроводительного инвентаря. Эти головы носили следы традиционной для Наска деформации. Они были прикреплены к шнурам, на которых их некогда носили. Археологи называют их «головами-трофеями», полагая, что они были отрезаны у побежденных врагов. Культ так называемых «мертвых голов» занимает особое место в этой культуре. Головы встречаются не только в погребениях. Их изображение появляется на керамике и тканях и имеет в себе черты сходства с «плачущими масками» из Паракаса. Иногда это круглый сосуд, выполненный в виде головы и расписанный как человеческое лицо, а иногда – роспись на сосуде, где появляется орнамент из голов. Изображаются и птицы, несущие головы под крыльями или даже в клюве. «Лицо» (голова) иногда изображается поглощаемым неким фантастическим ягуаропобным существом. А сам «бого-кот» или «кото-демон» представлен в виде одного из обязательных украшений приличного человека – уже упоминавшейся золотой маски, изображавшей усатую морду кошачьего. Любопытно, что «лицо» в некоторых случаях вписывается в прямоугольный контур – этот графический прием хорошо известен в мезоамериканском письме. И даже дополняется знаком «холодной лестницы» – мексиканского символа пещеры-преисподней. Таким образом, мы вновь и вновь возвращаемся к странным совпадениям в темах и сюжетах перуанцев и мексиканцев на рубеже нашей эры. |
загрузка...