Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Данилова.   Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

О Винодоле и положении в нем кметов

Занимаясь сравнительным анализом источников германского и славянского права и характеризуя по ним состояние общества (в период генезиса феодализма) у франков в Древней Руси, Польше и у хорватов, мы позволим себе остановиться на источнике, составленном в маленькой славянской общине Винодол,— на «Законе Винодольском».

«Закон Винодольский» еще в конце XIX века привлек к себе внимание ученых. В 1880 году он подвергся основательному анализу со стороны В. Ягича, который опубликовал источник, нависав к нему русский перевод и комментарии279.

Винодол — маленькая, но самостоятельная хорватская община на северном берегу Адриатического моря. «Хорваты — один из первых славянских народов — проникли в глубь Балкан, продвинулись к Адриатическому морю и расположились на его берегах и ближайших к ним островах»280.

Винодольский закон 1288 г. содержит 77 статей и дополнительную статью.
Мы используем данные «Закона Винодольского», чтобы вскрыть экономические и социальные стороны жизни общества в Винодоле и положение в нем кметов, т. е. крестьян.
Название страны — Винодол. Оно, без сомнения, связано с культурой винограда и виноделием. Выясним по источнику, есть ли в нем упоминания о данной культуре. Оказывается — есть: в статье 1, в статье добавочной, в статьях 23 и 43.

В этих статьях говорится и о культуре винограда, и о продаже вина виноделами. В добавочной281 статье упоминается вообще о земле и, в частности, о земле, на которой растет виноград, о богатстве, которое он собой представляет для тех, кто его выращивает. Статью можно толковать так: виноградарством занимались очень многие жители Винодола (выращивали виноград, собирали его и делали из него вино; вино продавали, как об этом свидетельствует другая статья, упомянутая нами,— статья 43).

В 43-й статье «Закона Винодольского» говорится о торговцах вином. Очень интересно, что закон дает два типа торговцев вином и называет их по-разному. К первому типу отнесены торговцы, торгующие своим вином, т. е. приготовившие его сами и сами, видимо, взрастившие виноград. Это «товернары». Ко второму типу отнесены те торговцы, которые торгуют «чужим вином», т. е. торговцы в полном смысле этого слова, превратившие торговлю вином в свою профессию. Это «подружники». Они не только торгуют вином в лавках и погребах, но и ведут торговые книги (квадерны)282.

Все это, вместе взятое, говорит, без сомнения, о том, что культура винограда, его выращивание и приготовление из него вина в маленьком славянском Винодоле стояла не ниже, а, по всей видимости, выше, чем, допустим, в большом поместье Карла Великого, в котором виноград мяли ногами, и он использовался только для нужд двора феодала. Никакой регулярной продажи вина там не было, так как городов, куда бы могли сбивать вино франки, тоже практически еще не было.

В Винодоле же ко времени появления закона было уже 9 городов283, в которые купцы могли привозить и, конечно, привозили вино для продажи.
Зерновое хозяйство, судя по законнику, тоже имело место в Винодоле, но о наличии крупных зерновых хозяйств не сказано в законе.

По нашим наблюдениям, в «Русской Правде», например, чувствуется заинтересованность хозяина в воспроизводстве хлеба. В Винодоле же, по сведениям, отраженным в законе, виноградарство и виноделие значили больше, чем хлебопашество, которое не было статьей дохода. Это объясняется климатом и хорошими почвами Винодола.

О скотоводстве в данном памятнике сведений несколько больше, чем о земледелии. Скот разводили и крупный, и мелкий. Есть сведения о быках и о волах284. Мелкий скот (овцы, бараны) все же преобладал над крупным285. О лошадях упоминает 4-я статья закона. В ней сказано, что епископ, разъезжая по стране, мог требовать 7 лошадей верховых и одну вьючную. По этим данным можно судить, что лошадь в первую очередь служила для перевозок и в какой-то мере использовалась на пашне. По «Русской Правде» лошадь непосредственно связана с пашней.

Для Винодола ведущей отраслью хозяйства являлось виноградарство. Именно вино вывозилось и на внутренний рынок (во все 9 городов страны), и на внешний. О хлебе в этом плане в законе не говорится. Его сеяли и убирали для внутренних потребностей государства и каждой семьи. Закон заботится о посевах, охране полей и хранении зерна. Сведений о торговле хлебом нет.

Интересно, что «Закон Винодольский», упоминая о характере торговли в Винодоле, отмечает, что, наряду с деньгами, применяли еще счет на голову «скота», т. е. платили за товар или штрафы по суду овцами и волами286. Это говорит о живучести старых обычаев, старинных методов торговли. Б. Д. Греков замечает, что «Русская Правда», составленная раньше «Закона Винодольского», меньше сохранила таких архаизмов, и добавляет, что на то были свои причины.

«Успешное создание огромного по размерам Киевского государства, грандиозные задачи, стоявшие перед ним в деле защиты от внешних врагов, потребность в организации внутригосударственных отношений — несомненно, ускорили рост производительных сил...
Винодольское княжество развивалось в условиях гораздо менее сложных и не столь бурных. Кроме того, винодольское общество, вынужденное подчиняться чужой власти, было весьма заинтересовано в том, чтобы сохранить в своем обиходе как можно больше разных, освященных стариной черт, и это стремление Винодола увенчалось успехом. Статус донес и до нашего времени осколок старины, для всякого историка, не только слависта, весьма интересный и ценный»287.

Б. Д. Греков подчеркивает этим архаику, которая проступает парой в статьях закона Винодола.



279 См.: «Закон Винодольский». Под ред. В. Ягича. Белград, 1880.
280 Б. Д. Греков. Винодол, стр. 3.
281 См.: «Закон Винодольский», ст. добавочная.
282 Там же, ст. 43.
283 См.: Б. Д.. Греков. Винодол, стр. 14.
284 См.: «Закон Винодольский», ст. 5, 51, 52.
285 Там же, ст. 5, 27.
286 См.: «Закон Винодольский», ст. 51, 52, 58.
287 Б. Д. Греков. Винодол, стр. 99.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Иван Ляпушкин.
Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства

под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева.
Славяне. Этногенез и этническая история

Е.И.Дулимов, В.К.Цечоев.
Славяне средневекового Дона

Мария Гимбутас.
Славяне. Сыны Перуна

Любор Нидерле.
Славянские древности
e-mail: historylib@yandex.ru