Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Данилова.   Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

Свободный общинник на Западе и его эволюция

Закономерность исторического развития общества позволяет изучить эволюцию аграрного населения Европы на ранних этапах существования феодальной формации.

Теоретически мы знаем, что свободный общинник (ingenuus, смерд, кмет) на заре феодальной эпохи становится зависимым человеком и его зависимость от феодала (как светского, так и церковного) продолжает расти до тех пор, пока свободный не станет крепостным. Путь, который проходит человек от состояния свободы до состояния полного закрепощения,— путь длинный и конкретно не во всех деталях изученный.

Особенно много трудностей возникает при изучении пути закрепощения русского смерда. Каковы этапы этого пути, что собой представляет сам смерд — это вопросы, до настоящего времени не вполне разрешенные русской историографией, а некоторые историки старшего поколения сомневались в возможности их разрешения вообще110.
Но нам представляется, что пути закрепощения свободных людей у разных народов могли иметь общие черты. Этот вывод нами сделан на основании результатов сравнительного анализа источников, уже упоминавшихся в данной работе.

Б. Д. Греков — глубокий исследователь судеб русского крестьянства, неоднократно говорил, что нельзя изучать историю русского крестьянства изолированно от истории крестьянства других стран. Отказавшись от этого метода, нельзя «избежать многочисленных ошибок, сделанных авторами, не желавшими учитывать аналогичных процессов в странах, поставленных в одни и те же условия развития экономики и классовых отношений»111. Это, по нашему мнению, глубоко верное суждение. Далее Б. Д. Греков добавляет, что «русский крестьянин в своей исторической судьбе не представляет какого-либо «самобытного» явления, а переживал в своей истории совершенно те же этапы, что и крестьяне всех стран»112.

Учитывая все это, мы решили сделать сравнительный анализ источников, раскрывающих пути развития крестьянства разных стран Европы (Западной и Восточной), чтобы посмотреть, как отражен путь человека от свободы до несвободы в источниках, какие конкретные явления подмечены в том, или ином источнике, возможна ли некоторая аналогия с историей развития тех народов, чья история слабо отражена в источниках.
Это очень трудоемкая, но интересная работа.

Свободный общинник (ingenuus) германских стран Европы показан в значительном количестве документов, которые вполне доступны для анализа и сравнения. На основании их можно делать обобщения и выводы.

К таким документам можно отнести «Записки о Галльской войне» Цезаря113, «Германию» Тацита114 и все германские «Правды»115, по которым, расположив их в хронологическом порядке, можно проследить за эволюцией в положении свободных людей, свободных общинников (ingenuae), теряющих постепенно свою свободу при столкновении с растущими элементами феодализма.

Более поздние периоды истории закрепощения германского общинника отражены в более поздних источниках, к которым можно отнести «Капитулярий о поместьях» Карла Великого116, «полиптики» (писцовые книги), составленные в различных монастырях Европы117, и «Traditiones»— жалованные грамоты монастырям о «дарениях» земель в их пользу118.

Все эти документы чрезвычайно красноречиво рассказывают о том, как свободный и полноправный германский земледелец, член когда-то свободной общины-марки, становится в процессе развития феодальных отношений земельно-ущемленным, зависимым члёном марки, которая и сама подвергается процессу закрепощения.

К сожалению, для характеристики восточнославянского смерда и его эволюции такого обильного количества источников нет119.
В связи с этим полезен сравнительный анализ германских источников о германском свободном земледельце и его закрепощении и русских, для того чтобы пролить свет на некоторые затемненные (не отраженные в источниках) стороны эволюции смерда.



110 А. Е. Пресняков в труде «Княжое право» (СПб., 1909) писал, что решение вопроса о смердах представляет трудности почти непреодолимые. «Вопросу о древнерусских смердах суждено, по-видимому, оставаться крайне спорным надолго, может быть.
111 Б. Д. Греков. Крестьяне на Руси. М„ 1952, стр. 11
112 Там же.
113 Сеsаг. De bello Gallico.
114 Tacitus. Germania.
115 Lex Salica", „Lex Ribuaria", „Lex Hannavorum", „Lex Alamannorum", ,Lex Bajuwariorum", „Leges Burgundionum" ets.
116 „Capitulare de villis".
117 В начале IX века.
118 Например, «Traditiones» Сен-Галленского монастыря от VIII—X веков.
119 С этой целью можно использовать «Русскую Правду» и весьма скупые выдержки из летописей.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. В.В. Фомина.
Варяго-Русский вопрос в историографии

А.С. Щавелёв.
Славянские легенды о первых князьях

Мария Гимбутас.
Славяне. Сыны Перуна

Е.В. Балановская, О.П. Балановский.
Русский генофонд на Русской равнине

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления
e-mail: historylib@yandex.ru