Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Данилова.   Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

Характер государственности у хорватов, отраженный в законах каствы и вепринца

Маленькие хорватские общины, жившие своей жизнью, входили в состав более крупных государств, частью которых они считались. Каства, например, должна была принимать у себя «капитана», которого направляла Австрия — ее верховный сюзерен.

«Законник города Каствы» неоднократно упоминает о «капитане» и его функциях798. «Капитану» платились штрафы по суду, пени, налоги. Его приглашали в особо торжественных случаях на суд. Обычно управляли Каствой и судили общинников судьи, жупан и старшина, составляя так называемую «господу», т. е. правительство, в которое входил и «капитан».

Законы Каствы и Вепринца были написаны на отечественном древнехорватском языке, что приближало их к народу. Очень интересны описания Далмации у Рейнца в его сочинении «Политическое устройство и права прибрежных островов и городов Далмации в средние века». Рисуя Далмацию как прежнюю римскую провинцию, но заселенную славянами, автор писал: «Славяне не имели даже выражения для nobiles или Equites... "Они знают выражение «господа» и «князови». Славяне приняли понятия первых жителей, а совершенное отделение знатных патрицианских родов исключило мало-помалу народ от всякого участия в управлении общиной»799. Давно написано, но сказано верно.

Какие же сведения о государственности дают нам законы Каствы и Вепринца?
Жители Каствы «капитану» как представителю государственной власти уплачивали ежегодный налог в 100 марок (марка равнялась 8 либрам)800. Креме того, горожане должны были платить государству «десятину» от вина, от ягнят, от коз и «от всякого хлеба»801. Вносить «десятину» полагалось деньгами и потому жители должны были сначала продать свой продукт на рынке802. Местная власть в лице жупана, судьи и сотника тоже не забывала о своих выгодах. Ей шли штрафы по суду. Наказания по суду были очень суровые (за кражу — или руки отрубали, или назначали штраф в 5 марок803, за драку, членовредительство, посрамление (psovanie) назначались штрафы и пени в 5—50—100 либров)804.

Уже эта величина штрафов, взимаемых с простых людей, показывала классовую сущность «господы», т. е. тех, кого славяне не умели называть «nobiles» (по словам Рейнца), но которые, по существу, уже были феодальной знатью. Штрафы, пени, налоги, десятины, сборы, войны разоряли общины, и люди должны были идти в кабалу к церкви и светским феодалам, чтобы прокормиться. Прямое внеэкономическое принуждение все более и более содействовало процессу феодализации. Но в Кастве и Вепринце процесс феодализации развивался не такими бурными темпами, как в Древней Руси и Сербии XIV века.

В Кастве, по мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, управление было коллегиальным. Управляли Каствой австрийский капитан, «господа» и коллегия старейшин805. В Кастве прочно укрепилось патриархальное право. «Узаконения показывают, что дети обоего пола и лица, живущие в общине на положении слуг (а таких было немало), ограничены в своей правоспособности рластью глав семей. Нет сомнения, что и в общественных делах их вполне заменял отец и «господарь»806.




798 См.: «Законник города. Каствы», 19, 35, 37, 39, 67, 95.
799 См.: «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных». М., 1845, стр. 14.
800 См.: «Законник города Каствы»; гл. 1. (Sto marak, svaka marka
biera osam...").
801 Там же, гл. 2.
802 Там же, гл. 3.
803 Там же, гл. 5.
804 Там же, гл. 7 - 11.
805 См.: М. Ф. Владимирский-Буданов. Неизданные законы юго- западных. славян.
806 Там же, стр. 121.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

коллектив авторов.
Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего средневековья

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Игорь Коломийцев.
Славяне: выход из тени

под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева.
Славяне. Этногенез и этническая история
e-mail: historylib@yandex.ru