Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Данилова.   Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

О закрепощаемых крестьянах Сербии по «Законнику Стефана Душана»

Мы отметили выше те особенности, которые отличают основных производителей феодальной эпохи — крестьян — в указанный период в разных странах (у франков, аламаннов, баваров, восточных славян и хорватов). В одних случаях мы называли их «закрепощаемыми свободными» (ingenuus), в других именовали смердами, в третьих, — кметами. В Сербии они назывались «меропхами». Так называет этих людей основной источник сербского средневековья — «Законник Стефана Душана» (XIV век).

Сербы — славянский народ, родственный хорватам (в настоящее время проживает на территории Югославии). Язык сербов близок к хорватскому. Сербы расселились на Балканском полуострове в VI—VII веках среди иллирийцев и фракийцев. Впервые о «сербах» упоминается в источниках IX века.

В конце VIII века в юго-западной части Сербии сложилось первое сербское государство, но оно не было прочным (Сербии пришлось подчиняться, то Болгарии, то Византии). Расцвет средневековой Сербии приходится на XIV век и совпадает с царствованием Стефана Душана (1331—1355 годы). Им же был обнародован законник, названный его именем (в 1349 году и в новой редакции — в 1354 году).

Он и будет служить основным источником нашего исследования о феодальной Сербии XIV века и о положении меропхов. Мы исследуем «Законник Стефана Душана» по изданию Н. Радойчица 1960 года315.

В «Законнике Стефана Душана» меропхи— это явно закрепощаемая группа крестьян, но она отличается от группы рабов, которые именуются отроками. О них будет идти речь особо.
Меропхи живут в селах. Они еще не порвали своей связи с общиной316. Этим они напоминают и винодольских и полицких кметов. Но относительно меропхов можно сказать, что они не только просто зависимы, от князя или другого феодала. Нам известно и какую они несут ренту. И эта рента нашла конкретное отражение в статьях «Законника». Так, например, в статье 68 «Законника» сказано, что меропхи обязаны работать на своих господ (прониариев) два дня в неделю, и указаны работы, которые они должны выполнять (косить или работать в винограднике или другие работы делать и давать еще в год царский перпер)317. Упоминание о прониарие, на которого работает меропх, очень показательно, так как позволяет видеть большую степень феодализации в этот период у сербов. Дело в том, что словом «прония» у южных славян обозначается бенефициальная земля, полученная бенефициарием (в данном случае — прониарием) от более крупного феодала (скорее всего — от короля) в бенефиций.

А раздача бенефиций (проний) свидетельствует о глубоком процессе феодализации страны. Указание же на то, что меропхи должны платить ренту и «прониариям», а не только королю или монастырю, свидетельствует о феодализации всего общества и о том, что над меропхом был господином не только крупный, но и мелкий феодал (и властель, и властелич).

Если мы сравним последовательно то, что наблюдали в положении бывших свободных общинников по разного типа источникам, составленным в разное время, то складывается картина их постепенного закрепощения.

В «Законнике Стефана Душана» мы находим конкретные указания даже на нормы ренты, которую обязан платить меропх своему господину. Господ у него много, как и у полицкого кмета: царь, монастырь, крупный феодал (властель), феодал поменьше (властелич). Все они имеют право на труд меропха, на его двухдневную барщину и на царский перпер. Об этом говорят статьи «Законника».

Работа меропха прямо названа барщиной (меропщиной). Помимо барщины, он несет и другие повинности, например, подводную, или гужевую, повинность. В статье 60 «Законника» сказано, но не ясно, что всякий должен возить царя, когда он пожелает (т. е. выпдлнять гужевую повинность). Что же касается меропха, то о его труде сказано ясно. Указаны даже пункты, куда везти («от жупы до жупы»).

Но все же, несмотря на всю суровость феодальных статей «Законника», они не могут скрыть, что община у меропхов еще существует. И названия «жупа» и «село» постоянно встречаются в «Законнике» как синонимы318.

Конечно, это уже не та свободная марка, или вервь, о которой говорилось в ранних германских или славянских источниках. Это уже наполовину закрепощенная община, но она есть.

В «Законнике» представлен весь феодальный мир Сербии, который претендует на труд меропхов, возвышается над ними, составляет феодальную верхушку общества. Это царь, властель, властеличи, церковники, военачальники, воеводы. Между ними, конечно, существует иерархия. И «Законник» хорошо отражает ее, ставя властеля выше, чем властелича, хотя бы даже в том, что один за побои платит больше, чем другой319.

Но есть в «Законнике» и еще одна группа людей, именуемая себрами. По контексту тех статей, которые упоминают о себрах, можно судить, что это простые люди Сербии, но еще свободные, незакрепощенные320.

Они напоминают нам «людей» или «мирян» «Русской Правды». «Луди» «Закона Винодольского» или «Полицкого статута» тоже, видимо, еще свободные люди.

Итак, помимо закрепощаемых меропхов, есть себры, свободные, которые живут в общинах (жупах, селах), занимаются хозяйством и, видимо, противостоят еще феодальным силам, закрепостившим меропхов. И феодалы чувствуют себя еще не совсем уверенно даже в своем сравнительно крепком феодальном Сербском государстве. И эта неуверенность сквозит в статьях «Законника». Статьи «Законника» написаны в несколько беспокойном тоне. Чувствуется, что составители их беспокоятся за свое положение, за свою будущность.
Это уже можно заметить в тех статьях «Законника», которые касаются еретиков и борьбы с ними321. Наказания еретикам «Законник» выносит очень суровые. Статья 10 требует клеймить каленым железом еретика, живущего среди христиан, а также тех, у кого он жил и кто его укрывал.

Почему такая нетерпимость к еретику? Во всяком обществе были нехристианские элементы, но такой жестокости в отношении к ним законы не проявляли. Дело в том, что под «еретиками», о которых упомянуто в «Законнике», подразумеваются члены секты богомилов, секты, которая сочетала еретическое понимание христианской религии как борьбы сил добра и зла с самой откровенной социальной борьбой против светских и церковных феодалов.

Феодалы боялись богомилов, ненавидели их и в «Законнике» постарались поставить их в положение вне закона. Возможно, этим объясняется тот факт, что «Законник» дает много материальных льгот церкви и духовенству322 (тут и освобождение церковных людей от больших и малых работ в пользу царя, тут и отказ царя в пользу церкви о тправа суда над церковниками, тут и передача в пользу церкви материальных ресурсов, домов, скота и т. д.).

Но не только страх перед богомилами и стремление искоренить эту ересь руководили феодальной верхушкой при составлении «Законника»<бФеодалы вообще боятся народных масс и стремятся предотвратить их выступления. В законе есть статьи, которые запрещают людям собираться вместе и решать таким образом какие бы то ни было дела323. В статьях второй части «Законника» (1354 года) неожиданно начинают звучать более мягкие нотки. Так, например, в статье 139 вдруг появляются слова, что меропхам в царской земле господин не вправе ничего учинить, что противно закону.

В целях борьбы с народными выступлениями записаны статьи о ворах и разбойниках. В этих статьях говорится о применении к ним крутых мер. Примером может служить статья 145, в которой есть прямая угроза и село разгромить, если в нем появится разбойник, и разбойника повесить вниз головой, и даже господина того села привлечь к ответу за действия разбойника324.

Итак, источники южнославянского права целиком подтверждают наши наблюдения о непосредственных производителях материальных благ у славян (о смердах, кметах), сделанные по «Русской Правде».
1. Смерды и кметы — некогда свободные земледельцы-общинники— были, судя по источникам, до XIII—XIV веков непосредственно связаны с общиной. Но в процессе феодализации, которая у славян несомненно имела место, как смерды, так и кметы стали зависимыми от феодалов людьми. Степень этой зависимости прямо пропорциональна степени феодализации в той или иной стране (на Руси, у хорватов и сербов).
2. В то же время мы подметили, что в связи с ростом феодализации в жизни германских народов тоже произошли изменения. Их отразили «Салическая Правда», «Правды» аламаннов, баваров, «Капитулярий о поместьях» и другие источники. И мы убедились в том, что ущемление прав и личности свободного человека у германских народов происходило тоже в связи с процессом феодализации.
3. Свободные когда-то люди (как германцы, так и славяне) с ростом феодализации становились зависимыми. Над ними нависало иго крепостничества.
Но класс крепостных крестьян и на Руси, и в других славянских странах, и на Западе сложился не только из одного слоя закрепощаемых свободных людей. В него вошла и другая зависимая часть общества — бывшие сервы (холопы, хлопы, отроки и т. д.). О них будет идти речь в следующей главе.




315 См.: «Законник царя Стефана Душана». Под ред. Н. Радойчица. Белград, 1960.
316 См.: «Законник Стефана Душана», стр. 67.
317 Там же, ст. 22.
318 См.: «Законник Стефана Душана», ст. 60 («Цара свако да спроводи куда било да иде, град до жупе и жупа до жупе и опет жупа до града»).
319 «Законник Стефана Душана», ст. 50 «О псости» («Властелин кои опсуие и осрамоти властеличика, да плати сто перпер, и властеличик ако опсуйе властелина, да плати сто перпер и дае бийе стапи»).
320 Ст. 55, 69, 98

321 См.: «Законник Стефана Душана», ст. 10 «О иеретике» («И ко се начо йеретик, живечи между хришчанима, да се оже же по образу и да се изагна»).
322 «Законник Стефана Душана», ст. 26, 33, 35; ст. 26 («...освободи царство ми от вьсех работь, малых и великых»); ст. 33 («Црьковни людие всакои правде да се суде пред своими митрополитиа и пред епископи игумени»).
323 См.: «Законник Стефана Душана», ст. 69.
324 Там же, ст. 145.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Фроянов.
Рабство и данничество у восточных славян

под ред. Б.А. Рыбакова.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э.

Игорь Коломийцев.
Народ-невидимка

Валентин Седов.
Славяне. Историко-археологическое исследование

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
e-mail: historylib@yandex.ru