Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Белова.   Египтяне в Нубии

7. Нубийцы и египтяне

В период Нового царства отдельные районы Нубии находились под управлением не ḥḳ3w — "властителей", как это было раньше, а wrw — "великих", т.е. вождей. Впервые этот термин встречается со времени правления Тутмеса II (Urk. IV. 139).

В надписях в гробнице Хеви термин "великие" относился именно к правителям дальних стран (Davies, Gardiner, 1926, ил. XXIX, XXVII), причем подчеркивалось, что "великие не знали Египта со времен бога (и) просили о милостях перед его величеством" (Davies, Gardiner, 1926, ил. XX).

Египтяне согласно территориальному делению Нубии ввели такие общие понятия, как "великие Куша" (wrw nw кš) и "великие Вавата" (wrw nw W3w3t), объединяя ими вождей более мелких территориально-административных единиц Вавата и Куша (Davies, Gardiner, 1926, ил. XXVII, XXIX; Davis, Maspero, 1912, с. 39; Lepsius, Denkmäler, III, 209a). Известны "великие Миама" (Davies, Gardiner, 1926, ил. XXVII, XXIX), "великие страны Миу" (Davies, 1942, ил. V), "великие страны Ирем" (Mariette, 1877, с. 18), "великие страны Теххет" (Säve-Söderbergh, 1960, ил. 2). В более отдаленных южных областях страны, очевидно, правили "великие Та-Нехси" (wrw nw T3-Nḥ sj) (Davies, 1942, ил. V); скорее всего вожди именно этих районов на изображениях имели ярко выраженные негроидные черты (Wrezinski, 1923—1936, ил. 290). Общим обозначением для всех вождей Нубии служил термин "великие южных стран" (Davies, 1973, II, ил. XXI).

На изображениях "великие" обычно представлены несущими дань египетским чиновникам. "Приказал ты, и несут для тебя великие всех стран различные избранные прекрасные вещи земель их" (Helck, Urk. 2064).

Интересно отметить, что до времени Тутанхамона на изображениях нет разницы в одежде между нубийцами-вождями и нубийцами, несущими дань, и лишь с правления этого фараона она появляется, т. е. имущественное расслоение в среде местных племен уже налицо (Davies, Gardiner, 1926, ил. XXVII).

Вожди или их часть, принявшая египетских богов, участвовала в празднествах в египетских храмах Нубии. Так, "великие юга" присутствовали при церемонии освящения обожествленного образа Аменхетепа III в Солебе (Lepsius, Denkmäler, III, 846).

Упоминание в гробнице Хеви "великих" среди "находившихся во дворце" вместе с семерами (Helck, Urk. 2064) скорее всего объясняется выполнением вождями при дворе каких-то поручений дипломатического характера.

В этой связи интересно привести пассаж, относящийся, правда, к вождям Речену, но, видимо, в равной степени и к прочим "великим": "Вожди Речену Верхнего, не знавшие Египта со времени бога, молят о жертвах, (что) от его величества. Говорят они: „О, дай дыхание для дающих тебе. Расскажем мы о силе твоей, и не будет мятежников [122] вокруг тебя. Всякая земля будет в мире". Все вожди дальних стран с поручением для фараона, говорят они: „Велика мощь твоя, бог благой, великий, благодаря силе твоей! Не будет жизни, если не будет тебя, дай нам, дающим тебе, дыхание. Расскажем мы о могуществе твоем!"" (Helck, Urk. 2070).

В ходе раскопок, проводившихся экспедицией Пенсильванского и Йельского университетов, во главе с проф. У.К. Симпсоном в восточной Тошке были исследованы три скальных захоронения. Особый интерес представляет гробница Хеканефера, "великого Миама".

Имя Хеканефера было известно не только по граффито, опубликованному А. Вейгаллом в 1905 г. (надпись, однако, была прочитана им с ошибкой, неверно скопировал А. Вейгалл и титул чиновника: imj-r pr вместо ḫrdw n k3p (Weigall, 1907, с. 126), позже ошибку повторил Г. Штайндорф (Steindorff, 1935, 2, с. 250, № 97)), но и по надписям в гробнице Хеви в Фивах; последний был наместником Нубии в правление Тутанхамона. В 1920 г. Г. Райзнер первый отождествил нубийца, изображенного в Фивах, с владельцем захоронения в Тошке.

Как совершенно верно подметил У.К. Симпсон, на изображении в Фивах Хеканефер — типичный нубиец с темной кожей, полными губами, в одежде жителя южных стран, в то время как в Тошке он скорее напоминает египетского сановника (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с. 44). В этом явно прослеживалось стремление нубийских вождей подражать египетским чиновникам.

Недалеко от гробницы экспедиции удалось также обнаружить четыре неизвестные ранее надписи Хеканефера. Особый интерес представляет граффито № 2 (Simpson, 1963, с. 24, ил. 21), где, пожалуй, впервые у вождя (wr) встречается титул ḥrj ḫn(jt) — "начальник гребцов". Если знаки прочитаны верно,114) у то в подчинении у Хеканефера находилась команда судна, осуществлявшая перевозки в районе Тошки. Возможно, Хеканефер должен был следить за обеспечением беспрепятственного передвижения судов по реке и т.д. "Великий", живший бок о бок с египтянами, видимо, выполнял роль посредника, приводя в исполнение приказы и распоряжения "царского сына Куша" и его "заместителя", которым он подчинялся, среди местного нубийского населения.

Действительно, надписи Хеканефера проливают свет на значение самого термина wr. Часто так обозначался не вождь в полном смысле этого слова, а специально подготовленный чиновник-нубиец, возможно получивший египетское образование.

Так, Хеканефер носил титул ḫrdw n k3p (Simpson, 1963, ил. 7, 20). Титул переводят по-разному: "дитя, юнец дворца k3p" (Берлев, 1978, с. 318), "воспитанник детской" (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с.44), "вскормленник царской резиденции" (Богословский, 1979, с. 103); он служит в нашем случае для обозначения захваченных и переданных или добровольно [123] отданных на воспитание и обучение при египетском дворе детей нубийских вождей.

Так, в надписи времени Рамсеса III в Мединет-Абу в уста Амона-Ра "вложены" следующие слова: "Повелю я, и придут к тебе „великие" южных стран, при[ведут] они детей своих" (Champollion, 1844, I, с. 727).

Обучение мальчиков проходило если не вместе с детьми фараона, то по крайней мере среди детей египетских сановников. Несколько титулов указывают на довольно высокое положение Хеканефера при дворе, на определенное место в придворном церемониале: "носитель кресла владыки обеих земель" (t3j (Wb. V, 348) isbt (Wb. I, 132) n nb t3wj), "царская сандалия" (tbw nswt) (Simpson, 1963, ил. 17, 20).

Значение последнего титула до конца неясно: возможно, почетное прозвище либо титул, свидетельствующий о выполнении обязанностей, близких к обязанностям "носителя сандалий".115)

Таким образом, "великие" были тесно связаны с египетской администрацией, будучи фактически ее представителями.

Упомянутый выше Хеканефер, очевидно, сопровождал "царского сына Куша" Меримеса в экспедициях в Восточную пустыню: его граффито высечено рядом с надписями людей из свиты наместника (см. выше). Интересно отметить, что только на этом граффито у "великого Миама" встречается титул "великий Вавата (?)" (c3 W3w2(t) (?)) (Žaba, 1974, с. 227, № А5).

"Царские сыновья Куша" привлекали "великих" для выполнения различных поручений, на что указывает надпись, сохранившаяся на фрагменте стелы, обнаруженной Скандинавской объединенной экспедицией. Надпись отрывочна, но на ней упомянуты "великий Теххет" и "царский сын Куша" Хеканехет (Säve-Söderbergh, 1963, ил. 8).

"Великие" были потомственными вождями, получавшими титул еще до рождения, об этом, видимо, идет речь в пассаже: "...который был дан ему (?) до того, как он был в яйце", сохранившемся в надписи на этом же фрагменте.

Известна семья "великих Теххет": Руну, которого сменил его сын Джхутихетеп (местное его имя Паитси), затем брат Джхутихетепа — Аменемхет. Причем оба брата, до того как они стали вождями, исполняли обязанности писцов. Члены этой семьи, безусловно, нубийцы, о чем говорят как нубийские имена отца и матери, так и местное имя старшего из братьев. Захоронены братья по египетскому обычаю, однако на изображениях в гробницах сохранен южный колорит.

В конце Нового царства нубийцы все чаще встречаются среди чиновников египетского административного аппарата.

В правление Тутмеса III некто Иамунеджех занимал должность "первого царского вестника" и "начальника складов" (захоронен в Фивах, см. Gardiner, Litt, Weigall, 1913, № 84). Но вот что интересно: его имя собственное (вернее, его часть) совпадало с именем независимого [124] нубийского правителя II переходного периода. Возможно, чиновник был потомком царьков Куша и привлечение его египтянами на службу не объясняется ли желанием заручиться поддержкой могущественного еще врага? Иамунеджех был захоронен в Фивах.

Большой интерес представляет и захоронение Нахтмина у Богга, неподалеку от Калабши. Нахтмин занимал при дворе завидное положение "старшего домоправителя хозяйства царской жены" (imj-r pr wr n pr n ḥ m(t) nswt (Hermann, 1936, с. 8)) и был, очевидно, близок царице, скорее всего вдовствующей (достаточно вспомнить Сенмута), тем более если учесть, что в захоронении (возможно, случайно) не сохранились имена его жены и детей. Своеобразная архитектура гробницы, напоминавшая царские погребения XIX—XX династий, подтверждает догадку.

Кем же был покойный: египтянином или нубийцем? Гробница сделана в чисто египетском стиле, но перед нами скорее египтизировавшийся нубиец. Во-первых, трудно представить, чтобы египтянин, занимавший столь высокое положение при дворе, был похоронен в Нубии, пусть даже на родине. Другое дело нубиец, связанный более тесными узами с местом, где он родился. Во-вторых, встречающие траурный поезд с телом Нахтмина — люди с негроидными чертами лица (по крайней мере один из них, поскольку изображения прочих сохранились плохо). В-третьих, имя матери Нахтмина неегипетского происхождения: Мергер.

Безусловно, нубийцы могли занимать очень высокие должности в египетском административном аппарате.

"Царский сын Куша" Панехси был нубийцем, его происхождение выдает не только его имя, но и место погребения: в отличие от всех прочих наместников Нубии, могилы которых находятся в Египте, он был погребен в Анибе.

"Начальник войска владыки обеих земель" Нехси в надписи биографического характера особенно похвалялся своей грамотностью: "Писец, который правильно читает запись, который хорошо знает иероглифы" (Anthes, Aziz, Bakry, 1965, ил. 9). Нельзя ли усмотреть здесь намек на его иноземное происхождение?

Известно еще несколько чиновников по имени Панехси: в правление Аменхетепа III это имя носил "начальник сокровищницы" (Helck, Urk. 1890, 1891), при Рамсесе III — жрец-пророк, похороненный в Фивах (Gardiner, Litt, Weigall, 1913, № 16). Некто Панехси, "первый слуга Атона в храме Атона, в Ахетатоне", был захоронен в Тель эль-Амарне. В его гробнице среди прочих изображений представлены нубийцы, присутствовавшие при награждении фараоном жрецов Атона (Davies, 1905, ил. XXXIII). Безусловно, часть нубийцев была опорой Аменхетепа IV при проведении религиозной реформы.

Нубиец по имени Ченени удостоился даже чести быть погребенным в Долине царей (Säve-Söderbergh, 1941, с. 229).

Многие чиновники имеют на изображениях ярко выраженные негроидные черты. Так, "начальник конюшен" в гробнице [125] Хеви, подносящий золото "правителю", возможно, нубиец (Davies, Gardiner, 1926, ил. XVII).

В период Нового царства не только в Нубии, но и в Египте по-прежнему использовались нубийские наемники. Причем мы имеем дело с маджаями и нехсиу.

Среди маджаев известны: Небимен (время правления Тутмеса IV и Аменхетепа III) — "глава (отрядов) лучников-маджаев на западе Фив" (ḥ rj pdt n md3jw ḥ r imntt W3st (Gardiner, Litt, Weigall, 1913, № 90)). его брат Тур — "глава маджаев" (ḥrj md3jw) (Helck, Urk. 1629), Ментумес —"начальник маджаев" (Massart, 1957, с. 181, ил. XXXV), Мах — "глава маджаев Ахетатона" (ḥ rj mcd3jw n 3ḫt-Itn) (Helck, Urk. 2005).

Известен титул "глава маджаев Коптоса" (ḥrj md3jw n Gbtjw) (Urk. IV, 931). Неби, современник Тутмеса IV," "великий маджаев", носил также титулы "начальник укреплений земли Вават", "начальник лучников из Чару", "начальник укреплений", "правитель Чару" (Helck, 1939, с.25).

Титулы Небимена и Маха дают основание предполагать, что отряды охранников, формировавшиеся как из иноземцев, так и из египтян, несли службу в городах Египта — Ахетатоне,116) Фивах (кстати, здесь Небимен и Тур были похоронены (Gardiner, Litt, Weigall, 1913, № 90), этой чести удостаивались только сановники высокого ранга).

Маджаи образовывали охрану фиванского некрополя. Сохранился текст времени правления Рамсеса III относительно работ в некрополе Фив: "Год 6-й, третий месяц лета, день 23-й.

Передача того, что было отложено (за ненадобностью или поскольку вышло из употребления): ḫ3j инструмента фараона, да будет он жив, здрав, невредим, старшинами (ḥ (n)tjw) (Wb. III, 122) — двумя заместителями (и) двумя наставниками. Направились они к ḫtm царского захоронения (ḫr)117) с тем, который открывает дверь" (wn)118) Хауатом, с маджаем Именмесом, с маджаем Нехетсебеком; был писец сокровищницы дворца царя Верхнего и Нижнего Египта Рамсеса III, да будет он жив, здрав, невредим,119) Хаднехет (ср. Ranke, 1935, I, с. 231, № 20). Они нашли: меди дебен 307 и дебен ..." (Massart, 1957, ил. XXXVIII).

Речь идет о том, что медные орудия при работе затупились и, прежде чем передать их другой партии работников, их отнесли под охраной двух маджаев, чтобы взвесить. Результат взвешивания был отмечен царским писцом. Вероятно, к этому же сообщению относится и еще одна строка, последняя на лицевой стороне листа (весь предыдущий текст был записан на оборотной стороне): "Это пришло счастливо к его концу... [благодаря (?) начальнику маджаев] Ментиумесу царской гробницы сделано" (Massart, 1957, ил. XXXV). К сожалению, текст довольно скупо излагает факты, и в общем-то трудно сказать, какую точно роль играли маджаи в данном случае. Обычно они следили за порядком при проведении строительных работ. Вероятно, такие же обязанности выполняли и "маджаи некрополя". [126]

Маджаи принимали участие в военных операциях. Так, Небимен, возможно, находился в войске во время похода Тутмеса IV в Сирию (Helck, Urk. 1628). В захоронении № 91 в Фивах "главы лучников благого бога (т.е. фараона), великого ма[джаев]" (Helck, Urk. 1598) изображены сирийцы, несущие дань "великому Нахарина".

Отряды маджаев, основным местом службы которых был Египет, использовались и в Нубии. В этом смысле интересна фраза из надписи "главы маджаев Ахетатона" Маха; "Пусть услышат „великие" (и) люди чужеземных стран (то, что) сказал чати: „Да будет вечен Амон, да будет вечен властелин"" (Urk. IV, 2005). Чиновник был похоронен в Амаре; возможно, он был по происхождению нубийцем.

Подчас чиновники совмещали должность "главы маджаев" с должностью "начальника охотников". Нередко маджаи были гонцами (Černý, 1939, с. 32).

На изображениях в захоронении Небамона маджаи вооружены и одеты как египтяне и названы "доблестными" (Davies, 1923, ил. XXVII).

Маджаи участвовали и в заговорах египетского двора, в частности они выступали, поддерживая Панехси, против узурпации власти Херихором и его сыном Пианхи (Černý, 1939, с. 36).

Не совсем ясно, можно ли расценивать титул "великий маджаев", хотя бы в некоторых случаях, как синоним титула "глава маджаев". Сохранившийся в надписи Нефретхаита термин "маджаи" в словосочетании "великий маджаев" выписан как этноним (Urk. IV, 990) (с детерминативом А1, мн. ч., по А. Гардинеру). Однако титулы Нефретхаита "начальник чужеземных стран", "сопровождающий его величества во всех походах в страны южные и северные" (Urk. IV, 991) как будто подтверждают, что он был египетским чиновником. Сочетание титулов чиновника, определенно жившего в Египте, с титулом "великий маджаев" встречается и у "начальника работ над всевозможными памятниками его величества, великого маджаев, домоправителя храма Рамсеса II в (n) Pr-im3-dw(?), домоправителя [храма] Ра Рамсеса II на юге Мемфиса" (Brugsch, 1878—1879, I, с. 435).

Место погребения Нефретхаита — Шейх Абд эль-Курна — и надпись в одной из молелен Силсилы (Caminos, 1963, ил. 74) (отсюда начинались все походы, экспедиции и путешествия в Нубию) также свидетельствуют, что он был чиновником, служившим в Египте.

Согласно биографии сына Нефретхаита, Менхеперрасенеба, "великого маджаев": "Великий, любимый в царском доме, владыка приятного во дворце, сопровождающий царя с юности, проведший юность там, где был бог, воспитанный владыкой сущего по причине его величия и великодушия среди „глав сопровождающих его величества", он среди вельможных детей, начальник конюшен его величества, начальник чужеземных стран его величества, великий маджаев, начальник охотников, бдительный, возлюбленный владыкой обеих земель" (Urk. IV, 993-994), он по происхождению [127] был нубийцем, "великим", т.е. потомственным вождем, отданным с детства на воспитание во дворец, где позже и получил, очевидно, должность главы охранников, однако его титул был несколько изменен. О его нубийском происхождении говорит имя матери — Руиурести.

Возможно, должности "главы маджаев" и "великого маджаев" в некоторых случаях были тождественны, однако титул, составной частью которого было слово "глава", давался обычно египтянам, в то время как слово "великий" свидетельствовало, что его носитель — неегиптянин.

Основной контингент "маджаев" (термин со временем потерял этническое значение и стал равноценен термину "охранник") составляли неегиптяне. Во всяком случае, в правление Рамсеса XI, как мы узнаем из послания писца некрополя, набор наемников, скорее всего маджаев (Černý, 1939, с. 7), происходил в Элефантине, на границе с Нубией.

Известно, что за службу маджаи получали паек, в том числе зерно, а также полотно (Černý, 1939, с. 19).

Наемники-нехсиу были организованы в отряды во главе с ḥ rj nḥ sjw.

В нескольких надписях сохранилось имя Нехета, современника Аменхетепа II. В честности, на небольшой статуэтке, сделанной, вероятно, в Гермополе; "Царь приносит жертву Знатному,120) находящемуся в Гермополе, (чтобы дал он) пребывание на земле в восхвалениях царских Тому, кто выполнял приказ его любой. Для духа t3j-srjt121) (подразделения) „Бык в Та-Сети" Нехета”122) (Helck, Urk. 1492; Faulkner, 1934, с. 155, ил. XIX). Нехет выполнял также обязанности "царского сопровождающего в любую чужеземную страну". Сочетание этих должностей с должностью "главы нехсиу" свидетельствует, что Нехет возглавлял охрану фараона в походах или экспедициях.

Термин "глава нехсиу" встречается также в декрете Сети I в Наури. Носители титула названы как возможные нарушители в отношении храмового хозяйства. Но вот что интересно: титул фигурирует лишь в статье об уводе из храма скота (Коростовцев, 1939, табл. IV, с. 34-36). И еще с одной стороны освещается характер взаимоотношений египтян и нубийцев. На стеле Аменхетепа III из его заупокойного храма сообщается, что Амон совершил для фараона два "чуда". Одно из них не вызывает удивления: "(Когда) повернул я лицо свое к югу, сделал я чудо для тебя: повелел я „великим" Куша презренного возвратиться к тебе, принеся всю дань на спинах своих" (Helck, Urk. 1656).

Однако другое заслуживает особого внимания: "(Когда) повернул я лицо свое на запад, сделал я чудо для тебя: повелел я захватить Техну так, чтобы никто не остался, и построить укрепление в честь моего величества, окруженное большой стеной, достигающей неба, и заселить детьми нубийцев" (Helck, Urk. 1657).

Как известно, египтяне неохотно селились на чужбине, а поскольку над поверженной страной Техну (Gardiner, 1947, I, с. 116-119, № 239) следовало бы закрепить власть, [128] то лучше всего это можно было сделать, заселив возведенные крепости преданными слугами — нубийцами, охотно нанимавшимися на службу к египтянам. Возможно, среди нубийских детей, отправленных в Техну, были и ḫrdw n k3p-нубийцы, получившие египетское воспитание и преданно служившие до поры фараону.

Получив доступ в египетский административный аппарат, нубийцы начинают играть все большую роль не только у себя на родине, но и в Египте, вынуждая считаться с собой египтян. Хоремхеб, став фараоном, совершал поездки в Нубию, очевидно, чтобы заручиться поддержкой нубийско-египетской администрации (Davis, Maspero, 1912, с. 38-39). В Северной Нубии зарождались заговоры против египетских фараонов. Главой одного из таких заговоров был "глава лучников Нубии", узнававший все тайны двора через свою сестру, находившуюся в гареме фараона (Buck, 1937, с. 155, V. 3).

В то же время служба в Нубии становится непопулярной среди египтян. Она представляется чем-то вроде ссылки для неугодных чиновников, поэтому в надписях часто проскальзывают фразы такого рода: "Если я лгу, пусть меня отошлют в Куш" (Gardiner, 1905, с. 49-50, № 21, 22, 287 и т. д.); правитель Иераконполя Хормени выражал радость по поводу того, что он "не достиг старости в Вавате" (Urk. IV, 77). Отказ египтян от службы в Нубии, безусловно, способствовал сложению собственно нубийского административного аппарата.

По надписям этого периода труднее выявить египтизировавшихся нубийцев, поскольку они в надписях, как правило, называют себя египетскими именами и изображаются как египтяне. Так, надписи и сцены в могиле Джхутихетепа, правителя Дебейры, почти вовсе не говорят о его нубийском происхождении, которое выдают лишь имена его отца и матери и первое имя чиновника — чисто нубийские, да и южный ландшафт на изображениях (Säve-Söderbergh, 1960, ил. 2, 4, 10).

Археологические данные тоже не вносят достаточной ясности. Несмотря на то что некрополей и отдельных захоронений на территории Нубии обнаружено немало,123) трудно сказать, в какой степени эти могилы принадлежат египтянам, ибо по египетскому обычаю погребались и египтизировавшиеся нубийцы; так, "чисто египетские" могилы упомянутого выше Джхутихетепаи его брата Аменемхета принадлежали нубийцам. Следует отметить, что вообще в могилах этого периода отмечается смешение египетской культуры с культурой народа группы С и Кермы (Säve-Söderbergh, 1964, с. 30-31; Junker, 1925, c. 6).

Ситуация в Нубии постепенно менялась. Год за годом, постепенно, подготавливалась почва для самостоятельности Нубии. Во времена Рамсеса-Сиптаха Египет, ослабленный возраставшим противодействием правящей верхушки Нубии, с трудом удерживал здесь власть. Прошло то время, когда фараоны беспрепятственно получали сырье и рабов. [129] Египетские владыки XX династии вынуждены были считаться со стремлением нубийцев к самостоятельности: наместники назначались теперь и из среды египтизировавшихся нубийцев. Так, наместник Мессиу, "избранный южной земли" (stp n t3 šmcw), возможно, был выходцем с юга. Имя собственное Панехси ("Нубиец") (Ranke, 1935, I, с. 113, № 13) прямо указывает на нубийское происхождение этого наместника. Напротив, "царские сыновья Куша", египтяне, все труднее приживались на нубийской земле. Если по крайней мере до Рамсеса-Сиптаха фараон лишь назначал наместника на должность и тот сам ехал в Нубию, к месту службы, то теперь, как следует из надписи, сохранившейся в Абу-Симбеле, фараон прибыл сюда собственной персоной вместе с наместником, чтобы подтвердить его права "царского сына Куша":124) "Хвала Амону! Да даст он жизнь, процветание, здоровье для духа царского посланца во всякую чужеземную страну, спутника (у) ног владыки обеих земель, возлюбленного Хором во дворце, первого колесничего его величества Рехпехтуфа. Его господин прибыл утвердить „царского сына Куша" Сети на его месте, в год 1-й владыки обеих земель Рамсеса-Сиптаха".

Совместной поездкой фараон не только хотел подчеркнуть законность полномочий Сети, но и еще раз продемонстрировать силу своей власти.

Политика "пряника" доходит до того, что сопровождавший наместника "царский посланец во всякую чужеземную страну" Неферхор приехал с подарками для вождей Нубии.125) "Для духа царского посланца во всякую чужеземную страну жреца wcb Месяца-Тота, писца архива фараона, да будет он жив, здрав, невредим, Неферхора, сына Неферхора, когда шел он с подарками для вождей Нубии, в то же время сопровождая царского сына Куша Сети в его первой поездке" (Caminos, 1974, I, ил. 30).

Дань в Египет отныне доставлял зачастую не сам "царский сын Куша", а его доверенные лица. Возможно, конечно, что подобный порядок не стал закономерностью, но, видимо, практиковался довольно часто: "Год третий при величестве царя Верхнего и Нижнего Египта Сиптаха, сына Ра... Прибыл носитель опахала справа от фараона, царский писец, начальник сокровищницы, царский писец архивов фараона, домоправитель храма Амона Пиаи, чтобы взять дань земли Куш" (Caminos, 1974, I, ил. 32-33; Breasted, III, §644).

Изображение начальника казны Баи сохранилось на скальной стеле у Асуана, он стоит за восседающим на троне Рамсесом-Сиптахом (Lepsius, Denkmäler, 202c = Morgan, 1894, I, с. 28, 6).126) Перед фараоном в молитвенной позе склонился наместник Нубии Сети. Фараон как бы знакомит вельмож друг с другом. Баи, очевидно, намеревался совершить инспекционную поездку по Нубии либо, так же как Пиаи, забрать дань, собранную "царским сыном Куша". Баи в это время еще не имел титула "чати", появившегося у него позже. На асуанской надписи Баи назван "казначеем [130] царя Нижнего Египта, [другом единственным], отвергающим ложь, дарящим правду тем, кого царь утвердил [на] месте его отца, великим начальником казны всей страны, Рамсесом, воссиявшим среди богов".127) Судя по тому, что надписи Баи встречаются в различных районах Нубии (см. ниже), он совершал подобные поездки неоднократно.

Сбором дани на территории Нубии до того, как сложилось наместничество, занимался "начальник казны", затем — "царский сын Куша". К концу правления XIX династии функции по сбору дани отчасти опять перешли к "начальнику казны". Таким образом, с одной стороны, долговременное присутствие (без права на короткое время покинуть вверенную территорию) "царских сыновей Куша", даже если они не были нубийцами, в Нубии было желательно египетскому фараону, поскольку существовала постоянная угроза неповиновения со стороны нубийцев и нужен был доверенный человек, предупреждавший вовремя об опасности и боровшийся с ней, человек, который рьяно, ежечасно заботился бы о пополнении казны фараона, несмотря на возраставшие трудности. С другой стороны, следовало контролировать деятельность наместников, забиравших в свои руки все большую власть и все в большей степени пренебрегавших интересами фараона в угоду личным.

Панехси, одному из последних наместников Нубии, удалось сосредоточить в руках всю полноту власти в Нубии и, в конце концов вторгнувшись с кушитскими войсками в Египет, захватить Фивы.

Часть вождей Нубии поддерживала подобные выступления, превратившись из лиц, преданных фараону и воспитывавшихся, как правило, в Египте, в жаждущих самостоятельности правителей. Теперь их назначает не фараон, как это было раньше, они приходят к власти согласно традиции, посланцы фараона лишь узаконивают их кандидатуры: "Год 3-й царя Верхнего и Нижнего Египта Сиптаха, сына Ра, Мернептаха... первый колесничий его величества, царский посланец во всякую чужеземную страну, утверждающий вождей в должностях их, (чтобы) удовлетворить сердце владыки своего. Хор, сын Кама, покойного, принадлежит он к великой конюшне Сети-Мернептаха, (что в) резиденции, (где) он служил в течение Х + 3 лет" (Caminos, 1974, I, ил. 43, с. 35-36; Breasted, III, § 645).128)


114) В тексте: . Правильность чтения подтверждается изображением судна непосредственно под надписью.

115) Как известно, одно из значений термина tbw — "изготовитель сандалий" (см. Wb. V, 363). В таком случае, возможно, Миам славился своими кожами или кожевенными изделиями. Мысль о том, что "в Миаме процветало кожевенное дело", принадлежит У.К. Симпсону (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с. 44).

116) Охраняли порядок и šncjw — "стражники" (Wb. IV, 506). Из декрета Сети I следует, что они по приказу вышестоящих чинов могли задерживать суда (Коростовцев, 1939, табл. IV, с. 33).

Функции по охране порядка выполнял "начальник нагорий" (imj-r ḫ 3swt), сохранилось граффито у Томбоса: "Аменхетеп II, дающий жизнь! Молится начальник нагорий, начальник rwjjt, правитель Суемратауи" (Lepsius, Denkmäler, Text, V, 244). Имя собственное "Он — Ра обеих земель" в списке Г. Ранке не фигурирует. Интересно напомнить,  что один из чиновников, несших службу в Нубии, некто Кача, носил титул "начальник стран (?) Вавата" (imj-r ḫ 3swtj (?) W3w3t) (Lepsius, Denkmäler, Text, V, 180). Возможно, эта должность была как-то связана с несением охранной и пограничной службы. Ср. (Wb. III, 235) и титул времени Среднего царства "начальник западных пустынь" (imj-r smjwt imnwt) (Anthes, 1930, ил. VII).

117) Wb. III, 323; возможно, выражение ḫ tm n p3 ḫ r следует понимать как "закрытый склад при захоронении"?

118) Wb. I, 311, титул чиновника. В данном случае скорее всего человек, который имел право открыть ḫ tm.

119) Папирус из Дер эль-Медины датируется правлением Рамсеса III и Рамсеса IV. Сейчас он хранится в Музее искусств и истории в Женеве. Он был подарен музею в 1937 г. А. Гардинером. Текст на оборотной стороне листа был переведен Р. Каминосом.

120) К šps см. Wb. IV, 449.

121) Носитель штандарта (Wb. IV, 192).

122) В тексте: t3j-srjt Nḫ t n К3 m T3-Stj. Скорее всего "Бык в Нубии" — это название отряда, которым командовал Нехет, он же носил соответствующий штандарт.

123) В Аргине, Гезире-Дебарозе (Nordström, 1962, с. 42, 48) и т.д. [170]

124) Надпись не опубликована. Перевод выполнен с английского текста Дж. Брэстеда (Breasted, III, § 642). По этой причине за точность интерпретации титулов "спутник (у) ног владыки обеих земель и "возлюбленный Хором во дворце" трудно ручаться.

125) Строка ḥswt n ḥ3tjw n Ts-Stj надписи Неферхора обычно переводилась как "вознаграждение вождей Нубии". Однако Р. Каминос (Caminos, 1974, I, с. 26, ил. 30) дает другой вариант перевода — "вознаграждение для вождей Нубии". Отсутствие мотивировки для такого перевода вызывало сомнение в его правильности. Р. Каминос в частном письме привел два соображения, обосновывающие такое понимание текста:

1. Если бы "вознаграждение" было передано Неферхору вождями Нубии, то египтяне использовали бы в надписи разделительный предлог m — "от": ḥswt m ḥ3tjw — "дань от вождей".

2. Термин ḥst употребляется в надписях для обозначения "благосклонности", переданной от лица высокопоставленного менее знатному, например от бога фараону, от фараона визирю; Неферхор, "царский посланник", передает "вознаграждение" местным вождям.

Причем Р. Каминос отмечает, что в данном контексте слово hswt не обязательно означает дары, но "благосклонность", под которой может подразумеваться подтверждение власти нубийских вождей.

126) Дж. Брэстед указывал на ошибки в копии Р. Лепсиуса, которые сохранил и Ж. Морган.

127) Сложное имя собственное: Rcmss-ḫ c-m-ntrw-B3j.

128) Дж. Брэстед последнюю фразу переводит: "he made it in the year 3" (Breasted, III, c. 277).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов
e-mail: historylib@yandex.ru