Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Хозяйство

Во времена правления инков существовали две основные системы земледелия: выращивание основных корнеплодных культур в горной местности, которые на протяжении тысячелетий локально одомашнивались на высоте до 5 тысяч метров, и маиса, теплолюбивой культуры, возделываемой на более низких склонах и в защищенных долинах – у подножия гор и в низинах. Мурра считает, что в сельскохозяйственных ритуалах жителей Анд проявляются значительные различия между двумя образами жизни, основанными на этих двух системах сельского хозяйства, и что один из них, основанный на более широко распространенном возделывании маиса при правлении инков, находился в процессе поглощения и преобразования другого – процессе, прерванном испанским вторжением.

На больших высотах совместно развивались культивирование морозоустойчивых клубней и скотоводство. Из корнеплодов наиболее известен картофель, и оказалось, что он замечательно себя чувствует на высоте в 5 тысяч метров при 18 градусах мороза. Значение этого овоща может быть наилучшим образом проиллюстрировано тем, что единицей измерения времени служило время, необходимое для того, чтобы сварить картофель! В Кольяо еще до недавнего времени выращивали до 220 его разновидностей. На предельных высотах культивировали медленно созревающие и горькие сорта чуньо, который, по словам Кобо, мог храниться «много лет». На этот процесс влияли холодные ночи, теплые дни и сухой климат; где этих условий недоставало, жители Анд не могли эффективно сохранять урожай корнеплодов. С другой стороны, маис, хоть и выдерживал более длительные сроки хранения, чем чуньо, не годился для выращивания в горах, поскольку он там вымерзал.

Есть и другие базовые различия между картофелем и маисом. Маис требует постоянного полива и удобрения, но если его выращивать при этих условиях, то нет необходимости ни оставлять землю под паром, ни чередовать культуры; с другой стороны, картофель можно выращивать при нормальном количестве осадков без орошения или удобрений, но после четырех лет возделывания земля должна быть оставлена под паром в течение семи лет.

Благодаря своей социально-экономической организации инки сумели значительно распространить культивацию маиса в горных районах в качестве «государственных посевов». В доинкские времена большинство горцев выращивали (или выменивали) маис главным образом для ритуальных целей. При правлении инков маис оставался элитным продуктом – для изготовления чичи и для ритуальных, пиршественных блюд, – но был гораздо более распространен и благодаря хранилищам доступен по всей империи. Фактически, по предположению Мурра, «основной функцией [митимаев] было на самом деле расширение территории, где выращивали маис». Эта стратегия часто совмещалась с политикой расселения по причинам безопасности и могла быть действующим фактором всех трех типов программ переселения митимаев.

Кока, низкорослый кустарник, листья которого, если разжевать их вместе с лаймом, выделяют кокаин, росла во влажных низинах андской монтаньи, к востоку от Куско. Жрецы и аристократия применяли коку как возбуждающее средство, главным образом в связи с религиозными ритуалами. Хотя ее действие притупляло ощущения голода, жажды и усталости, инки ограничивали ее использование и строго контролировали распределение листьев.

Индейцы нагорий испытывали в климате монтаньи физическое недомогание и быстро заболевали, поэтому инки выращивали лишь ограниченное количество этих листьев, используя труд общественных рабочих сил мита из низменных районов, а также преступников, ссылаемых сюда с гор в качестве наказания. Представители элиты носили листья коки в маленьких мешочках. Эти же листья приносились в качестве жертвоприношений. Этот кустарник стал интенсивно возделываться именно в период испанской колонизации, и его в это время продавали индейцам по всей территории Анд.

Удобрения, которые применяли в Андах, были разнообразными. На побережье собирали и разбрасывали по земле птичий помет – гуано, чрезвычайно богатый азотом. Кроме того, инки транспортировали гуано, сардин и мелкие рыбьи головы, также используемые на побережье, в горы, на маисовые поля. Единственными непривозными удобрениями для горцев были навоз лам в более высоких регионах и человеческие экскременты в долинах.

Инкам приписывается изобретение ножного плуга – такльа. Как этот плуг, так и корана, мотыга – два наиболее важных сельскохозяйственных орудия, – с началом использования бронзы стали намного эффективнее. Ножной плуг (см. рис. 34) представлял собой шест около 1,8 метра длиной, с острием из обожженного дерева или бронзы, с упором для ноги около острия и рукоятью на другом конце. Его использовали, чтобы рыхлить землю, выкапывать ямы и убирать картофель. Мотыгой, более легкой в применении, разбивали комья земли и пололи. Ее короткий черенок был оснащен широким бронзовым лезвием, напоминающим по форме долото. Кроме этих орудий, еще использовался разбиватель комьев и доска в форме лодки для разравнивания земли над посаженными семенами (см. рис. 34).

Хорошо организованное сельскохозяйственное производство и гарантированный избыток продукции, которую нетрудно хранить, стали существенными факторами в социополитической системе инков. Обильно орошаемые прибрежные долины, вероятно, были одними из наиболее надежных ежегодных поставщиков урожая в инкские хранилища. Важными областями, известными производством маиса, были обширные и теплые долины, к примеру Урубамба, Тарма и Кочабамба.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru