Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

Л.С. Клочко, З.А. Васина (Киев). Костюм населения лесостепного Днепровского Левобережья в скифское время (по материалам Посулья)

1. Костюм называют одной из наиболее ярких характеристик народа и специалисты, и все, кто интересуется вопросами археологии, истории, этнографии. В курганах Посулья найдено довольно большое количество украшений и других фрагментов, по которым можно реконструировать различные элементы облачения жителей этого региона в VI-IV вв. до н.э.

2. Изучение древних костюмов опирается на несколько видов источников. В данном случае больше всего информации можно извлечь из археологических находок. Мы привлекаем декоративные элементы, аксессуары, связанные с нарядом, и, кроме того, - различные предметы, отражающие в той или иной мере идеологические представления,эстетический идеал, принятые в обществе. Эти явления, как правило, закодированы в костюме, поэтому их исследование поможет понять принципы его создания.

3. Одним из первых пунктов при исследовании головных уборов, одежды, обуви стоит вопрос о материалах, из которых эти вещи изготавливались. В отчетах о раскопках курганов Посулья есть упоминание о текстиле и коже в мужских и женских погребениях. Исходя из этих данных, а также общих положений о сырье, которое применяли в то время в соседних регионах, можем предположить, что использовались лен, конопля и шерсть. Из них вырабатывали ткани полотняной и саржевой структуры, а также войлок.

4. Письменные замечания по поводу облика и одежды жителей региона, который мы рассматриваем, отсутствуют. Но есть (правда, немногочисленные) памятники изобразительного искусства. Мужской костюм IV в. до н.э. можно увидеть на золотых пластинках из кургана № 5 у с. Аксютинцы с оттиснутым изображением мужчины: он одет в куртку, подпоясанную довольно широким кушаком, и узкие, облегающие штаны, заправленные в короткие сапожки. Обращают на себя внимание прическа или головной убор (из-за нечеткого рельефа нет единого мнения): длинные волосы, поднятые надо лбом и спускающиеся на плечи, или башлык с украшением спереди. Древний художник передал облачение персонажа, очевидно, следуя направлению "этнографического реализма", принятого в искусстве в IV в. до н.э. На миниатюре можно «прочитать» не только силуэт, но некоторые детали костюма. Наплечная одежда отличается от курток скифов-степняков, т.е. вероятно, изображен тип, характерный для жителей лесостепного Левобережья.

5. Археологические находки, сопоставленные с изображением, расширяют возможности воссоздания костюма и в целом, и отдельных его компонентов. Так, названые пластинки зафиксированы возле поясницы погребенного, то есть очевидно, украшали пояс. Золотые аппликации на головных уборах и одежды социально выделенных особ применяли еще в V в. до н.э., но особенно распространенной эта манера оформления парадного облачения на всей территорий Скифии стала в IV в. до н.э. Среди декоративных фрагментов, которые отличают костюмы скифов-земледельцев, причем с архаического периода, выделяются так называемые «пронизи» - золотые трубочки, орнаментированные косыми насечками (длиной до 7 см, шириной 1 см). Они найдены чаше всего у левой ключицы (хутор Поповка, курган № 1 у с. Волковцы), один раз - справа у височной кости (курган 3 у с. Стайкин Верх). Возможно, эти изделия служили застенками наплечной одежды, которая относится к виду несшитой или драпировочной, т.е. плаща. Как показывают исследования по истории костюма разных регионов Европы, отрезки ткани - накидки или плащи характерны для облачения земледельцев.

6. Своеобразие костюмов мужчин из лесостепного Днепровского Левобережья составляли съемные украшения: гривны и браслеты (наручные и ножные). Нашейные обручи на этой территории носили еще в VI в до н.э (золотая витая гривна из курганов Роменской группы), они всегда были престижными элементами костюмов. Особенно выделяется изделие IV в. до н.э. (курган 1 у с. Волковцы) из литого стержня, концы которого завершают скульптурное изображение фантастической птицы.

7. Обратимся к находкам деталей женских костюмов. Чаще всего - это устойчивые наборы декоративных элементов. Наиболее характерные - бронзовые и железные шпильки и ножные браслеты. Общая черта всех изделий - массивность. В VII-VI вв. до н.э. комплекты включали: 1) стеклянные бусы, браслеты (наручные и ножные), булавки: 2) браслеты, булавки: 3) стеклянные бусы, булавки.

В некоторых нарядах были только бусы или булавки. Последние не имели постоянного места в композиционном решении костюма (их находили на груди, на левой ключице, под головой, у подбородка). Это свидетельствует об аморфном характере одежды, для которой они предназначались: накидки или плащи, головные уборы в виде покрывала.

8. Другие компоненты костюма реконструировать трудно, так как в нашем распоряжении только косвенные данные. Мы предполагаем, что женщины носили длинную сорочку, которая соединялась в ансамбле с поясной одеждой типа юбки. К такому выводу подталкивают скульптурные изображения с Бельского городища, аналогии из лесостепного Правобережья, закономерности в распространении и бытовании разных форм одеяний на территории Европы. Разные сочетания наплечной и поясной одежды позволяло создавать наряды разных силуэтов: «антропоморфного» (т.е. подчеркивающего очертания женской фигуры) - сорочка с юбкой, а также «не антропоморфного» - сорочка с юбкой, дополненные плащем.

9. Комобиации украшений V в. до н.э.: 1) серьги, бусы, браслеты-перевязки: 2) серьги, бусы, булавки, ножные браслеты.

В комплектах сочетаются золотые и бронзовые изделия. Также как и наборы более раннего времени, они отражают не только социальное положение женщин, но и различные явления, обычаи, принятые в обществе.

10. Выделяется наряд женщины, погребенной в кургане 3 урочища Стайкин Верх. Вокруг головы - золотые пластинки с изображением кошачьего хищника, под затылком - массивная железная булавка. Это выглядит как указание на наличие головных уборов: по нашему предположению - это покрывало, закрепленное шпилькой, и лента, расшитая бляшками. В составе комплекса: золотая серьга в виде «опрокинутого конуса», золотые бусы, бронзовая булавка, браслеты- перевязки из золотых элементов, бронзовые ножные браслеты. Золотой декор головного убора содержит символы божеств плодородия, он имеет особенный акцент, так как женщина погребена вместе с мужчиной. В ее костюме - знаки особого положения при жизни, а наличие только одной серьги, возможно, указывает на то, что женщина умерла до рождения ребенка.

11. Своеобразием отличаются костюмные ансамбли женщин, погребения которых исследованы в кургане 4 у с. Волковцы. У одной из них были: непарные серьги («опрокинутый конус» - 2 экземпляра, одна - биконическая с плоской дужкой) ожерелье из золотых бусин в виде ягодок и шести лунниц, бронзовые ножные браслеты. Анализ соединения всех элементов показывает, что превалируют знаки обрядового костюма. В частности, несколько пар сережек, их непарность - одна из характеристик свадебного наряда.

Набор украшений другой женщины, похороненной в той же могиле: золотые серьги («опрокинутый конус»), ожерелье из халцедона, сердолика, горного хрусталя, бронзовые с золотой плакировкой наручные браслеты, бронзовые ножные браслеты. Это сочетание ювелирных изделий отражает праздничный костюм социально выделенной особы.

12. В IV в. до н.э. на территории лесостепного Левобережья появились украшения, «модные» в степных областях: серьги, гривны, перстни. Но сохраняется своеобразие костюмных комплексов: по-прежнему женщины скрепляли шпильками плащи и покрывала, носили браслеты на ногах. Но теперь это случается редко. Археологические материалы свидетельствуют, что престижными становятся другие формы головных уборов и, вероятно, одежд. Это иллюстрируют находки в некоторых погребениях. Например, так называемый «полный набор» ювелирных изделий из кургана 5 у с. Аксютинцы включает в себя - золотые серьги, ожерелье из стеклянные бус, серебряный перстень, золотые браслеты бронзовые булавки. Он сочетается с головными уборами, характерными для аристократок степного региона - метопидой и «скифским калафом», золотыми аппликациями от одежды.

13. Наряды жителей Посулья представляют собой интересное явление в контексте истории костюма населения Скифии. Они сохраняли этнолокальное своеобразие в течение VI-IV вв. до н.э. Особенно выразителен женский костюм, благодаря четко зафиксированным наборам съемных украшений, которые представляют костюмные комплексы. Они отражают социальное положение, семейный статус, возраст, общественную роль владелиц.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

А.Н. Дзиговский.
Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы
e-mail: historylib@yandex.ru