Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

Н.Б. Бурдо (Киев). Культурно-исторические контакты раннетрипольских племен

Раннетрипольские памятники появляются в Среднем Поднестровье на фазе Прекукутени 2 - Триполье А в результате продвижения прекукутенских племен из прикарпатской Молдовы в восточном направлении. Это был не первый западный импульс в Днестро-Бугском регионе. В Н. Даниленко и В.И. Маркевич констатируют, по меньшей мере, два периода влияния кришских культурных традиций, отмеченных в материалах буго-днестровской культуры. О.В. Ларина полагает, что появление культуры линейно-ленточной керамики в Поднестровье связано с продвижением племен этой культуры из Запрутской Молдовы. Вероятно, импульсом, приведшим в движение население, были климатические изменения, вызвавшие необходимость освоения новых регионов, а расселение из предгорий Карпат прекукутенских общин носило характер аграрной колонизации Буго-Днестровского междуречья. Но это не была одномоментная миграция.

Раннетрипольское население не только поддерживало постоянные контакты с прародиной, которая, по нашему мнению, связана с западной частью Трансильвании, но и находилось под тем или иным культурным влиянием соседних племен. О том, что миграция была поэтапной и непоследовательной, свидетельствует как бы прерывание некоторых традиций в разных типах прекукутенско-раннетрипольских памятников. Так, с одной стороны, можно проследить различия между керамическими комплексами поселений Прекукутени 2 - Триполье А в прикарпатской Молдове - Ларга Жижия, на Реуте - Флорешты и в Среднем Поднестровье - Бернашевка. С другой стороны, весь орудийный комплекс поселения фазы Прекукутени 3 - Триполья А Гребенюков Яр, расположенного в Буго- Днепровском междуречье, связан с сырьем днестровского происхождения. Это свидетельствует о достаточно быстром продвижении общин с Днестра на восток.

Формирование прекукутенско-раннетрипольской культуры приходится на переходный этап от позднего неолита к раннему энеолиту, характеризующийся усиливающейся культурной дифференциацией, широкими межкультурными связями и появлением новых культурных типов в Карпато-Дунайском бассейне. В культурах этого региона появляются такие новые черты, как укрепленные, достаточно долговременные поселения с новыми типами жилищ, боевые топоры. Довольно многочисленные медные изделия. Эти данные свидетельствуют о более высоком уровне социального развития раннеэнеолитического населения и об успешной адаптации прогрессивной производящей экономики на новых обширных пространствах Карпато-Поднепровья.

Раннетрипольское население, унаследовав мощный культурно-энономический потенциал поздненеолитических культур Карпато-Дунайского бассейна сумело существенно расширить ойкумену древнеземледельческих цивилизаций. Оно стало также и основой формирования трипольскои цивилизации в междуречье Днестра и Днепра.

О культурно-исторических контактах прекукутенско-раннетрипольского населения свидетельствую как «импорты» (не столь уж многочисленные, в том числе и импортное сырье), так и проявления сходных традиций в разных областях материальной культуры, свидетельствующие о многочисленных взаимовлияниях между родственными нео-энеолитическими культурами в Карпато-Дунайском регионе.

Традиция раннетрипольского домостроительства, для которого характерны прямоугольные глинобитные дома, известные как завалы обожженной обмазки с отпечатками деревянных конструкций, вероятно, восходит к архитектурной традиции и культовой практике таких культур, как Петрешты, Дудешты, Вэдастра, Винча, Тиса, Сакалхат, где встречаются остатки построек, аналогичные трипольским. Наиболее близкие аналогии наблюдаются между архитектурными остатками культур Прекукутени - Триполье А и Петрешть.

Орудийный комплекс раннетрипольской культуры, с одной стороны, микролитичностью кремневого инвентаря, характерной для материалов Прекукутени 2 - Триполья А, похож на типично неолитический. С другой стороны, сверленые боевые топоры из раннетрипольских памятников той же фазы находят аналогии в ранних лендельских комплексах. В поздненеолитических и раннеэнеотитических культурах Карпатского бассейна находят аналогии также прекукутенско-раннетрипольские изделия из кости и рога.

Морфологические и стилистические особенности керамического комплекса Прекукутени 2 - Триполья А не исчерпываются влиянием культур линейно-ленточной керамики и Боян-Джулешти. Кухонная и неорнаментированная посуда Бернашевки свидетельствует о сохранении весьма архаичных традиций культур Криш, Дудешты, Винча, Птерешти, а также находит аналогии в керамических комплексах культурных групп Карпатского бассейна. Кухонная посуда финальных раннетрипольских поселений, типа Луки-Врублевецкой, синхронных началу Кукутени А, свидетельствует о культурно-исторических контактах с культурами Лендель и Тиса. Столовая керамика таких древнейших раннетрипольских памятников, как Бернашевка, характеризуется ярким своеобразием. Морфологические особенности таких типов сосудов, как фруктовницы, кувшины, горшки S-видного профиля свидетельствуют о влиянии культуры Дудешты и Вэдастра. С этой же культурой и с Винчей может быть связана группа каннелированной керамики, а так же такие приемы орнаментации, как композиции из лент, заполненных заштрихованной сеткой или ямками. Отдельные элементы, врезного орнамента находят аналогии в культурах Вэдастра. Боян фаз Джулешти и Видра, Поляница и Сава. Техника линейного ленточного орнамента, сочетающегося с окраской красной краской после обжига, как и некоторые орнаментальные мотивы, находят соответствие в культурах и культурных группах Карпатского бассейна Сакалхат, Желиз, Лендель.

Раннетрипольская антропоморфная пластика, отличаясь ярким морфологическим и стилистическим своеобразием, все же проявляет элементы сходства некоторых деталей со скульптурой культур Дудешты, Криш, поздненеолитических культур Болгарии, Лендель, в особенности в Словакии и, в меньшей степени, Винча.

Особенности строительных остатков раннетрипольских поселений, культовые артефакты и многие символы, мотивы и сюжеты орнаментации позволяют предполагать единую традицию для сакральной практики Прекукутени-Триполье А и нео-энеолнтического населення Карпато-Дунайского региона.

Таким образом имеющиеся сегодня данные о культурно-исторических контактах раннетрипольско-прекукутенских племен свидетельствуют о наиболее значительной роли западных импульсов, исходящих от культур Карпатского бассейна, с которыми культуру Прекукутени - Триполье А объединяют как генетические, так и культурные связи. Интересен отмеченный Н.В. Рындиной факт, свидетельствующий о том, что древнейшая медная находки в Прекукутень - Триполье А (шило из окопов) связана с трансильванским металлургическим очагом. Определенное значение в сложении Триполья имели также южные влияния, связанные, по нашему мнению, с культурами Дудешть и Боян. Это направление контактов особенно усиливается к концу Прекукутень - Триполья А - Кукутень А - Триполье В I, когда важное значение приобретает получение металлургического сырья из рудников Фракии.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.
Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

С.А. Плетнёва.
Kочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)
e-mail: historylib@yandex.ru