Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Е.И.Дулимов, В.К.Цечоев.   Славяне средневекового Дона

5.1. Историография

В научной литературе представлены несколько точек зрения о славяно-русском населении Подонья-Приазовья XII-XV вв. В большинстве случаев эти точки зрения связываются с проблемой происхождения казачества. Иногда предшественниками казачества называют бродников. Другая концепция связывает происхождение казачества с каким-либо неславянским этносом, например, тюркского или индоиранского происхождения. Третья точка зрения больше разработана в научном плане, ее сторонники называют предками казаков пришлых людей Московского государства XVI-XVII вв.

Точка зрения о славянах Подонья VIII-XV вв. как предшественниках казачества неоднородна. Радикальные сторонники этой концепции считают, что генетическая связь между славяно-русским населением Дона казачеством уже доказана. Другие исследователи не столь категоричны в своих выводах и считают, что славяно-русское присутствие на Дону можно проследить до XIV-XV вв. Эту датировку связывают с так называемым «запустением», вызванным походом Тамерлана на Дон. Среди историков находит понимание и необходимость отличия городского славяно-русского населения Азова от полукочевников-бородников и червленоярцев как пограничного населения Руси и «дикого поля».

Научное осмысление проблемы начинается в XVIII — начале XIX вв. А.И. Ригельман в «Истории о донских казаках» искал этнические корни запорожцев среди хазар (черкасов), а донцов выводил из горских народов — адыгов.1 В «Историческом описании войска Донского» В.Д. Сухоруков считал предками казаков смешанное алано-славянское население, в том числе пришлых новгородцев2 . Домонгольское происхождение казачества отметил Н.М. Карамзин. Он был уверен, что предками казаков были бродники, появившиеся в степях в 1147 г. Н.М. Карамзин писал: «Сии люди были христиане, обитали в степях донских среди варваров, уподоблялись им дикою жизнью и, как вероятно, состояли большею частью из беглецов русских: они за деньги служили нашим князьям в их междоусобиях»2.

Более основательно к изучению общественных институтов подошел И.Е. Забелин, который исследовал церковный актовый материал XIV в. и летописи XV-XVI вв. Автор выявил наличие на Дону казачьих городков Червленого Яра. Население здесь было христианским, несло воинскую службу, административно относилось к Сарской (в г. Сарай) епархии. Аналогичные материалы были представлены в исследованиях «История русской церкви» Митрополита Платона, в одноименном сочинении Макария, а также С.Е. Зверевым и С.Н. Введенским. В материалах Воронежского губернского статистического комитета (ВГСК), Церковного историко-археологического комитета при Воронежской епархии тоже говорится о средневековых городках с русским населением.4

Похожие концептуально работы Д.И. Иловайского5 и Е.П. Савельева6 рассматривали преемственность общественных институтов подробней. Д.И. Иловайский считал, что казаки восприняли от своих предшественников два элемента (структуру «пограничников» Рязанского княжества и общинную вольницу бродников, живших разбоем). Е.П. Савельев был сторонником древнего происхождения казачества и столь же древнего казачьего военного сообщества, которое позже трансформировалось в служилое сословие.7

Дореволюционные историки П.В. Голубовский, Е.Е. Голубинский и В.М. Пудавов говорили о преемственности общественного быта славяно-русского населения Подонья-Приазовья XII-XVI вв. Предметом их анализа был церковный актовый материал.

В общем, точки зрения о древнем происхождении казачества как этноса и как сословия перекликаются между собой. Поэтому проблематика происхождения, этапов эволюции в роли казачества в истории Российского государства подменялось досоветскими историками изучением этимологии слова «казак», описанием основных отраслей казачьего хозяйства, землевладения и землепользования, участия казаков в походах и войнах. Выделялись основные сословно-образующие признаки казачества: организация и несение военной службы, привилегии и права, «высочайше дарованные» и закрепленные в различных нормативных актах об управлении Казачьими войсками.

Отечественные историки, оказавшиеся после 1917 г. в эмиграции, с одной стороны продолжали традиции досоветской исторической школы, с другой — на них оказывали влияние новые тенденции, формировавшийся марксистско-ленинской историографии.
Казачьи историки И.Ф. Быкадоров, А.А. Гордеев рассматривали казаков как потомков славян-бродников предшествующего периода.8 И.Ф. Быкадоров рассматривал весь донской регион как область «Броднич», где формировалась казачья этнокультура и государственность. Поэтому казаки являлись преемниками славяно-русского населения VIII-XV в.в.

А.А. Гордеев занимал более умеренную позицию. Его книга опиралась уже на сведения, добытые советскими археологами. Поэтому автор предполагал, что предками казаков выступало только смешанное славяно-алано-половецкое население, закрепленное здесь Золотой Ордой. Следовательно, русское население XIII-XIV в.в. составило костяк золотоордынской области «Бродники». Это население несло военную пограничную службу в пользу ханов и находилось в привилегированном положении. Полумиллионное христианское население Дона вскоре стало костяком ордынского войска с автономным специфическим управлением. После разгрома Орды Тамерланом в начале XV в. славяно-русское население ушло в Московское государство, откуда в нем и появились родовые казаки. Вскоре казачье население вновь вернулось на Дон. Следовательно, у славян получился логический процесс формирования казачьего общества.

С.Г. Сватиков не ставил предметом своего исследования преемственность в формировании казачьего этноса и государственности с раннего средневековья, но считал казаком, сформировавшимся этносом, формировавшим свою государственность, ощутимый урон по которой наносили русские цари.9

Концепция длительного казачьего этногенеза и формирования казачьей государственности была широко представлена в эмигрантской казачьей литературе. В русле этой концепции был составлен Казачий словарь-справочник — популярное издание у русскоязычной читающей публики. В статьях «Казаки», «Казакия» и в др. говорится о самостоятельном казачьем этносе и государственном образовании.10

В работах Г.В. Вернадского и других евразийцев Дон назывался одним из экономических центров Золотой Орды. Эта территория составляла налоговый округ Кипчакию. Частью населения округа были аланы и бродники (русские) — «основной оплот грекоправославного христианства в Золотой Орде».11 В противостоянии Древнерусского государства и Золотой Орды бродникам не отводилось какого-либо значения, особенно после похода Тимура. Автор считал, что противостоять татарам было некому, так как все население Подонья по Рязанское княжество было уничтожено.12 Вообще, границы русских земель XIV-XV в.в. автор представлял лишь затрагивавшими верховья Дона (Рязанское княжество), что видно при сравнении картографического материала.13 Исключение составляет только XVI в.14

В общем, работы Г.В. Вернадского имеют теоретическое, концептуальное значение, поскольку автор обосновал возможность существования Руси и кочевников евразийских степей.

Работы другого евразийца Э. Хара-Давана, предлагают концепцию «коэффициента близости» славян и кочевников. Интересны также наблюдения автора о восприятии казаками у монгольских кочевников элементов военной организации и обычного права.15

Итак, в историографии к проблеме казачества и донской казачьей государственности прослеживаются разные подходы. Традиционно казачество рассматривалось как часть русского народа, всегда подчиненная в той или иной степени правительству России. В таком ключе этот вопрос затрагивался в произведениях В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова и др. Вместе с тем исследование происхождения, этапов эволюции и роли казачества в истории Российского государства подменялось ими изучением этимологии слова «казак», описанием основных отраслей казачьего хозяйства, землевладения и землепользования, участия казаков в походах и войнах. Выделялись основные сословно-образующие признаки казачества: организация и несение военной службы, привилегии и права, «высочайше дарованные» и закрепленные в различных нормативных актах об управлении казачьими войсками.

В советское время доминировали две точки зрения. Некоторые историки рассматривали бродников как возможных предшественников казачества. Однако большинство ученых рассматривали возникновение казачьих поселений и становление казачьего сословия в связи с социально-экономическим и политическим развитием Русского централизованного государства, усилением феодально-крепостного гнета, классовой борьбы и этническим развитием.

Самая распространенная, классическая концепция основывалась на положении К. Маркса о происхождении казаков в XVI в. из беглого русского населения. Однако это утверждение первоначально не отрицало и другое положение о наличии на Дону славяно-русских поселений, особенно в раннесредневековый период. Генетическая взаимосвязь между славянами и казаками при этом отрицалась или оставалась на уровне гипотезы. Поэтому следующая точка зрения о славянах и бродниках как предшественниках казачества не находила развития. Одной из причин приоритета позднего происхождения казачества можно назвать марксистский подход, противоречить которому было нельзя, особенно в 1950-х гг. Однако, вряд ли эта причина была основной, поскольку именно в «сталинский» период пытались найти документальную взаимосвязь между казаками и их славянорусскими предшественниками. Но убедительных доказательств найти не удалось.

В общих чертах исследование славянской проблематики в годы становления советской историографии можно представить следующим образом. Масштабные археологические раскопки на Среднем Дону начались в 1928 г. П.П. Ефименко и П.Н. Третьяковым. В основном, археологический материал относился к славянам домонгольскому времени, в золотоордынский период славянские поселения червленоярцев датировались XIII-XIV вв. 16 На Нижнем Дону и в Приазовье тоже проводились масштабные археологические раскопки, выявлено несколько групп населения, в том числе представители древнерусского этноса. Относительно последней группы населения в 1930-е г.г. была выдвинута концепция о бродниках как предшественниках казачества. Основоположниками концепции были представители Яфетической школы В.В. Мавродин, Б.Д. Греков, Н.М. Волынкин, Н.А. Смирнов. В.В. Мавродин считал верхней хронологической границей славян Приазовья XIV-XV в.в. Исследования В.В. Мавродина опирались на письменные и археологические источники, удачно сочетали в себе различные источниковедческие приемы исследования, но убедительных доказательств трансформации бродников в казаков автор не представил.17 Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский сконцентрировали внимание на золотоордынском периоде, привлекли ряд восточных источников. В качестве славяно-русского населения Подонья XIII-XV в.в. также рассматривались бродники, но и здесь не приводится весомых доводов славяно-русской преемственности в промежутке XIII и XV в.в.18 Специально бродникам посвятил свою статью Н.М. Волынкин. Его выводы о преемственности бродников XIV в. и казаков XVI в. отличались большей убедительностью, но тоже не были признаны оппонентами.19 О бродниках упоминал в исследовании русско-турецких отношений Н.А. Смирнов.20 А.И. Попов затронул проблему трансформации славяно-русского населения в бродников в домонгольский период.21 Об «очаге славянства на юге» и возможности трансформации славян XVI-XVII в.в. писали Б.Г. Горяйнов, А.М. Карасик и др. Однако, эта концепция не находила должного документального подтверждения.22 В конце 1950-1960 г.г. от яфетической концепции отказались окончательно. После этого только немногие советские историки поддерживали концепцию раннего происхождения казачества, хотя и не оспаривали наличие донских бродников.

Донские историки советского времени исходили из концепции позднего происхождения казачества вследствие развития в Русском государстве феодальных отношений. Б.В. Лунин писал, что в золотоордынский период жизнь славян Подонья прекратилась, за исключением немногочисленных бродников и христианского населения Азака, среди которых должны быть и славяне. Другое дело, что Азов часто посещали русские купцы, но они не относились к местному населению. В XVI в. на Дону появляется казачество.23 Такую же точку зрения поддерживали В.И. Кузнецов, А.П. Пронштейн, С.М. Марков и другие представители донской исторической школы.24

Л.Н. Гумилев исходил из наличия симбиоза между Русью и Ордой. Эти отношения способствовали нахождению на Дону бродников (потомков славян и православных хазар). Хазары, с точки зрения Л.Н. Гумилева, усвоили славянский язык, христианство и русскую культуру. Бродники составляли субэтнос русского этноса и являлись прямыми потомками казаков. Следующая волна переселенцев пришлась на XVI-XVII в.в. Спасавшиеся от крепостного права, крестьяне находили на Дону у своих единоверцев-казаков приют и защиту, пополняя ряды вольных донцов.25

Материалы археологических исследований в Центральном Черноземье 1920-1960 г.г. были обобщены в книге А.И. Москаленко, где дается подробный обзор источников и историография о славянах на Дону. В некоторых случаях верхней хронологической границей считается XIII-XIV в.в.26

А.А. Шенников доказывал, что червленноярцы были предками хоперского казачества, которым они передали свои общественные, боевые, культурные традиции. Население Червленного Яра состояло из русских и православных татар. Чевленоярцы говорили на русском языке и находилось на пограничной службе золотоордынских ханов, а затем, стали казаками (в XVI в.) и однодворцами-пограничниками русских царей. Часть населения Червленного Яра в XV в. ушла на Терек, положив начало терскому казачеству.27

Рецензия М.В. Цыбина на книгу А.А. Шенникова указывает, что период XV в. — самое слабое с точки зрения аргументации место в этом историческом исследовании, так как после 1380 г. и после 1480 г. ситуация на Дону для червленоярцев была неблагоприятной.28

Другие исследования М.В. Цыбина, основанные на археологических источниках также свидетельствовали о наличии древнерусских поселений и юго-восточной окраине Руси до второй половины XIV-XV в.в.29 В других случаях (например, в Семилукском городище) древнерусские археологические слои датируются только до конца XIII в.30

Своеобразным итогом археологических исследований стали научные конференции 1990-х г.г. в Курске, Воронеже, Ельце. Доклады и статьи столичных авторов и региональных историков Черноземья убедительно показывают юго-восточную границу Руси в верхнем Подонье и наличие древнерусского населения на среднем Дону до конца XIV-XV вв.31

Новым словом в казачьей медиевистике является монография Н.А. Мининкова «Донское казачество на заре своей истории». Н.А. Мининков опирался на новейшие источники, касавшиеся формирования казачества в XV-XVII вв. Автор очень подробно рассмотрел вопрос о появлении казачества в исторической литературе, сопоставив различные точки зрения историков досоветской и советской историографии.32 В обзоре источников представлены актовый материал, архивные и опубликованные источники XVI-XVII в.в. Некоторые источники впервые введены в научный оборот.33 Автор доказывает происхождение казачества в конце XV-XVI в,в., но подробно изложил и историю донских предшественников казачества — славян VIII- XII в.в., бродников и червленоярцев XII-XIV в.в. В монографии убедительно доказывается, что многие элементы общественного устройства казаков и их предшественников тождественны благодаря аналогичным условиям жизни на Дону, а не по причинам непосредственной этнической преемственности населения средневекового Дона.

Другая монография Н.А. Мининкова содержит более подробную историографию проблемы происхождения казачества, там же рассматриваются версии происхождения казачества из бродников, червленоярцев и вообще «автохтонного» донского населения средних веков.34 Исследователь подробно рассматривает казачью историю XV-XVII в.в. Монография является первым в историографии комплексным исследованием истории донского казачества XVI-XVII вв. Основу исследования составляют архивные и опубликованные источники, часть которых впервые вводится в научный оборот. В проблематике происхождения казачества Н.А. Мининков развивал положение, что народы, заселявшие Дон закладывали традиции жизни в крае, воспринятые затем казаками.35 При этом автор не стал голословно отрицать другие ранние версии происхождения казачества и рассмотрел те традиции народов-предшественников казачества, которые могли быть восприняты казаками в специфическом географическом регионе «Донская земля».36

Таким образом, автор представил убедительную концепцию происхождения донского казачества. Генетическая связь казаков с их предшественниками не прослеживается, так как этому недостаточно документальных оснований. Вместе с тем, очень интересным представляется положение о том, что географические особенности Донского региона способствовали формированию специфических условий обитания живших здесь народов, начиная с древности. Эти особенности (кочевой быт, военная служба, торговля и т.д.) прослеживаются у интересующих нас славян VIII-XIV в.в., бродников XII-XIV в.в., населения Червленого Яра XII-XIV в.в. Такое концептуальное положение может быть признано удачным, компромиссным между сторонниками раннего происхождения казачества и их противниками.

Работы А.Н. Масловского, П. А. Ларенка, В. А. Числовой, С.В. Рязанова и других историков датируют славян Приазовья не позднее — XIV в. (до похода Тамерлана). Древнерусское население Азака и его окрестностей было оседлым, христианским и в соотношении с кочевниками немногочисленным. В монгольское время здесь появились русские невольники, жившие здесь постоянно. В основном русское население сохраняло культурные традиции предыдущего периода (X-XII в.в.). В исследованиях, опирающихся на археологические источники о преемственности между русским населением XII-XIV в.в. и казаками XVI в. не говорится, поскольку археологические источники такую преемственность не подтверждают.37

В работах по Донской истории В.Н. Королева большое внимание уделяется проблеме славянского, броднического происхождения казаков.38 Автор полагает, что «сегодня на Нижнем Дону открыта незначительная часть» славянских поселений. Археологические источники позволяют с каждым годом с большей уверенностью полагать связь между славянами, бродниками VIII-XIV в.в., червленоярцами XV-XVI в.в.39 Однако, доказать такую связь на основании известных науке источников пока не удается. Эта концепция тоже находит своих сторонников и согласуется с воронежскими и столичными исследователями Червленого Яра и русско-татарского пограничья.

В современной исторической литературе широко представлена более радикальная концепция происхождения казачества от славяно-русского (или полиэтнического) населения Подонья. Подробно эта концепция отражена в книге В.И. Вареника «Происхождение донского казачества».40 Книга предлагает историографический экскурс и обзор источников, к сожалению, без выходных данных и сносок. Автор исходит из культурной, этнической преемственности донских славян и полуславян IX-XIV в.в., образовавших особый славянский этнос — донских казаков.41 С точкой зрения В.И. Вареника перекликается научно-популярная литература. Нельзя не отметить, что концепция раннего происхождения казачества находит живой отклик у читающей публики и связана с актуальной в наше время проблемой возрождения казачества.

Таким образом, в научной, научно-популярной и учебной литературе представлены три основные точки зрения на историю славяно-русского населения Подонья-Приазовья в средние века.

Первая, наиболее распространенная концепция отрицает преемственность между славянами VIII-XIV в.в. и казачеством XV-XVI в.в. В этом случае корни казачьей «квазигосударственности» необходимо искать в общественных институтах Русского государства при опосредственном влиянии на казачье общество местных условий (полукочевой быт, военная служба и т.д.).

Вторая концепция основывается на том, что казаки воспринимали полукочевой быт, военную службу, общественное устройство предшествовавшего населения региона непосредственно от татар (или славянотатарского населения). При этом остается «нерешенной» проблема «запустения» в XV в.

Третья концепция уводит корни казачества в глубину веков. В «нашем случае», в Тьмутараканскую Русь (Артанию), от которой казаки восприняли полиэтнический состав населения и общественные институты. Проблему «запустения» XV в. сторонники концепции считают разрешенной.



1 Ригельман А.И. История о Донских казаках. / Текст, коммент. и слов, подгот. Проценко Б.Н. — Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1992, с. 15-21.
2 Сухоруков В.Д. Историческое описание Войска Донского. // Дон, 1996, Ni> 11-12, с. 219-231.
3 Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга первая. — Ростов-на-Дону, 1989, с. 327.
4 Забелин И.Е. Историческое описание Московского Ставропигиального монастыря. — М., 1893; Сергей Николаевич Введенский (1867-1940): Библиографический указатель. / Сост. и вступит. ст. Акинышша А., Федосовой Н.; ред. Федосова Н.М. — Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 1998; Абакумов В.И. Рецензия кн. Сергей Николаевич Введенский (1867-1940): Библиографический указатель. — Исторические записки. Научные труды исторического факультета. Вып. 8. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998, с. 214-219; Дорн Б.А. Каспий — свод сведений. // Академия Наук. Записки. — СПб, 1875, с. 4-6, 515; Журналы заседаний и отчеты Воронежской архивной комиссии в 1904- 1907 г.г. // Труды ВУАК. Вып. V. — С. IV-XXXVIII. — Воронеж, 1908; Акиныпин А.Н. Основные этапы развития Воронежского Краеведения (1800-1917 гг.). // Исторические записки. Научные труды исторического факультета. Вып. 3. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1998, с. 31-46; Цечоев В.К. Историография истории государства и права России периода феодализма. // Ученые записки ДЮИ. Т. 15. — Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2001, с. 142-165; Цечоев В.К. Историография и источники государства и права России досоветского периода. — Ростов-на-Дону, 2001.
5 Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. — М.: Издательство МНК, 1884, с. 4-6; Иловайский Д.И. Размышления о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. 2-е издание.
М.: Издательство МНП, 1882, с. 280-296.
6 Савельев Е.П. Древняя история казачества. «Историческое исследование». Ч. 1. — Новочеркасск: Донской Печатник, 1915; Савельев Е.П, Древняя история казачества. «Историческое исследование». Ч. 2. — Новочеркасск: Донской Печатник, 1915.
7 Савельев Е,П. Древняя история казачества. «Историческое исследование». Ч. 1. — Новочеркасск: Донской Печатник, 1915.
8 Быкадоров И.В. История казачества. — Прага, 1930; Гордеев А.А. История казаков. Часть 1. Золотая Одра и зарождение казачества. — М., 1991.
9 Сватиков С.Г. Россия и Дон. — Белград, 192; см. также: Маркедонов С.М. Возрождение казачества и государство. // ПОЛИС (Политические исследования), 1998, № 2, с. 101-104.
10 Казачий словарь-справочник. Т. 1-3. / Изд. Скрылов А.И., Губарев Г.В. Репринт, воспроизв. изд. 1966 г. — М., 1992.
11 Вернадский Г.В. Киевская Русь. / Пер. с англ. Беренштейна Е.П. и др. — М.: Леан, 1996, с 177-212; Вернадский Г.В. Монголы и Русь. — М., 1997, с. 142.
12 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. — М., 1997, с. 281.
13 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. — М., 1997, с. 214; Вернадский Г.В. Россия в средние века, — М., 1997, с. 9, 81, 173.
14 Вернадский Г.В. Россия в средние века. — М., 1997, с. 237.
15 Эренжен Хара-Давал. Чингис-хан как полководец и его историческое наследие. // Альманах «Арабески истории». Мир Л.Н. Гумилева. Вып. 2. «Пустыня Тартари». / Сост. и подготовка издания Куркчи А.И. — М.: Ди-Дик, 1995, с. 240-241
16 Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону. / МИА СССР. — М.-Л.: издательство АН СССР, 1948, № 8, с. 6-9, 76-78, 82, 103. Табл. XVIII; Ефименко П.П. Раннесредневековые поселения на Среднем Дону. // Сообщения ГАИМК, 1951, вып. 2, с. 6-39; Захарова Е.Ю. Рецензия на кн. Пятьдесят лет полевых сезонов Воронежского госуниверситета. // Исторические записки. Научные труды исторического факультета. Вып. 3. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998, с. 195-199.
17 Мавродин В.В. Славяно-русское население Нижнего Дона и Северного Кавказа. // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 11 (факультет исторических наук). — Л., 1938, с. 231-234; Мавродин В.В. Очерки по истории Левобережной Украины. — Л.: Издательство ЛГУ им. А.А. Жданова, 1949; Мавродин В.В. Древняя Русь. — Л.: Госполитиздат, 1946.
18 Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. — М.-Л., 1950.
19 Волынкин Н.М. Предшественники казачества — бродники. // Вестник ЛГУ, 1949, № 8, с. 55-62.
20 Смирнов Н.А. Россия и Турция в XVI-XVII в.в. — М.: МГУ, 1946.
21 Попов А.И. Кипчаки и Русь. // Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 14. — Л., 1949.
22 Нидерле Л.И. Славянские древности. — М., 1951, с. 32; ЧисловаВ.А. Поливная керамика в «Куричанском» поселении. — Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. — Ростов-на-Дону: ИРУ, 1983, с. 132.
23 Лунин Б.В. Очерки по истории Подонья-Приазовья. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1949, с. 144; История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции. / Под редакцией В.И. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: ИРУ, 1965, с. 82.
24 См. подробнее: Пронштейн А.П. Донское казачество эпохи феодализма в советской исторической литературе. // Дон и Северный Кавказ в советской исторической литературе. — Ростов-на-Дону, 1972, с. 28-29, 35; Марков С.М. Археологические раскопки на Дону в послевоенный период, — Археологические раскопки на Дону. / Под ред. Маркова С.М. — Ростов-на-Дону: Ростоблиздат, 1962, с. 22-26.
25 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.: Мысль, 1992, с.213-545.
26 Москаленко А.Н. Славяне на Дону (Боршевская культура). — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.
27 Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. — Л.: ЛГУ, 1987, с. 4, 20, 51-57, 122-123.
28 (Цыбин М.В. Рецензия на книгу А.А. Шенникова «Червленный Яр». // История СССР, 1990, № 2, с. 193.
29 Цыбин М.В. Юго-восточная окраина Руси в XII-XV вв. (по данным археологии). — Автореф. дис. канд. ист. наук. — Киев, 1987; Цыбин М.В. Юго-Восточная окраина Руси во второй половине XIII-XIV вв. (район Среднего Подонья). — Социально-экономическое развитие древних обществ и археология. — М.: Наука, 1987, с. 125, 166-170, 171.
30 Пряхин А.Д., Цыбин М.В. Древнерусское Семилукское городище XII-XIII вв. на р. Дон: (Итоги раскопок 1984-1986 г.г.). Археология славянского юго-востока. — Воронеж: Издательство ВГУ, 1991.
31 Пряхин А.Д. Полевые археологические исследования Воронежского университета (конец 40-х — середина 70-х г.г.). — Пятьдесят полевых сезонов археологов Воронежского университета. Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 10. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1997, с. 152; Пряхин А.Д., Винников А.З., Цыбин М.В. Древнерусское Шиловское поселение на р. Воронеж. — Археологические памятники эпохи железа Восточноевропейской лесостепи. — Воронеж: Издательство ВГУ, 1997, с. 3-36.
32 Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. — Ростов-на-Дону, 1992, с.7-38.
33 Мининков Н.А. Указ соч. С. 37-51.
34 Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). — Ростов-на-ДонуД998, с. 3-38.
35 Мининков Н.А. Указ. соч. С. 142.
36 Мининков Н.А. Указ. соч. С. 45-65.
37 См. подробнее: Масловский А.Н. [Могильник «МБ-94», погребения 4, 9,18 (рис. 1-3)]. Грунтовый могильник Мартышкина Балка и его место среди памятников предмонгольского времени Нижнего Подонья. — Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1994 г. — вып.14. — Азов: Азовский Краеведческий музей, 1997, с. 143-152; Ларенок П.А. Хронология средневекового слоя городища «Самбек». — Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983, с. 128-129; Числова В. А. Поливная керамика в «Куричанском» поселении. Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. — Ростов-на-Дону: ИРУ, 1983, с.132; Рязанов С.В. Славянское поселение близ города Таганрога. — Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1990 г. Дон и Северный Кавказ. — Вып. 10. — Азов: Азовский Краеведческий музей, 1991, с. 113-114; Рязанов С.В. Гончарная печь на Куричанском поселении. — Историкоархеологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1989 г. Вып. 9. — Азов: Азовский Краеведческий музей, 1990, с. 110; Рязанов С.В. Неполивная керамика славянского (куричанского) поселения близ Таганрога. // Краеведческие записки. — Новочеркасск: МИДК, 1994, с. 15-18; Рязанов С.В. Металлургические изделия Куричанского поселения. — Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1993 г. Вып. 13. — Азов: Азовский Краеведческий музей, 1994, с. 127-135; Пряхин А.Д. Археология и археологическое наследие. — Воронеж: Квадрат, 1999, с. 114-115.
38 Королев В.Н. К вопросу о славяно-русском населении на Дону в XIII-XVI вв. — Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI вв. / Под ред. Федорова-Давыдова Г.А.— Ростов-на-Дону, 1989, с. 124-125; Королев В.Н. Славяне турецкого Азова. // Известия высших учебных заведений. — Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1999, М 1; Королев В.Н. Славяне турецкого Азова. / / Известия высших учебных заведений. — Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1999, № 2, с. 16-20; Королев В.Н. Морские походы донских казаков. // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки, 1987, № 1.
39 Королев В.Н. Славяне турецкого Азова. // Известия высших учебных заведений. — Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1999, № 2, с. 16.
40 Вареник В.И. Происхождение Донского казачества. — Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 1996.
41 Вареник В.И. Происхождение Донского казачества. — Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 1996, с. 211.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. М. Духопельников.
Княгиня Ольга

Иван Ляпушкин.
Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Б. А. Тимощук (отв. ред.).
Древности славян и Руси
e-mail: historylib@yandex.ru