§ 5. Легенда
Легенда является тем признаком, который придает единство селевкидским монетам и гарантирует подлинность их происхождения. Легенда говорит, что монета принадлежит монарху — βασιλέως Σελεόκου. Прерогатива чеканить монету от своего имени принадлежит исключительно царю. Селевк, сын Антиоха I, приказал выпускать в Верхней Азии, где он правил в качестве наместника своего отца, серебряные монеты с изображением головы Зевса и своим именем;60) но он претендовал на царскую власть и был казнен. Диодот, сатрап, а затем первый царь Бактрианы, вначале заменил обычное изображение на реверсе царских монет изображением своего бога — покровителя Зевса, поражающего молнией. Затем он стал чеканить монеты со своим собственным изображением, но все еще от имени Антиоха II. Завоевав корону, он выпустил монеты от своего собственного имени.61) Таким образом, одним из знаков овладения [204] царской властью был также выпуск монет, особенно золотых, с именем и изображением претендента. Достаточно вспомнить монеты Ахея,62) Молона,63) Тимарха,64) Диодота.65)
Только в двух случаях в легендах монет называются два царя-соправителя: Клеопатра и Антиох VIII, Антиох XII и его брат Филипп. До Антиоха IV царь на монетах именовался только basileus. Начиная с первой войны с Египтом, в 169 г. до н. э., Эпифан расширил легенду своими почетными титулами, а затем этому примеру последовали его преемники. Следует, однако, отметить, что титулы иногда бывают разными на монетах из различных металлов. Например, на серебряных монетах Александр Забина всегда именуется «Царь Александр», но надпись на золотом статере гласит: «Царь Александр Теос, Эпифан, Никефор». Это же наблюдение относится к монетам разного веса. На серебряных монетах птолемеевского эталона ни один монарх (кроме Трифона)66) не обозначен почетными титулами. Но те же самые финикийские монетные дворы, когда выпускают монеты аттического веса, украшают легенду царскими почетными эпитетами, принятыми в мастерской Антиохии.67) Однако наиболее примечательным является варьирование царского эпитета на монетах даже одного и того же вида. Так, например, Деметрию II на монетах дается пять различных эпитетов. Монеты птолемеевского веса имеют обычную легенду: Βασιλέως Δημητρίου.68) Следуя самой античной традиции, мы называем этого царя Nikator.69) Однако легенда βασιλέως Δημητρίου Νικάτορος появляется только на мелких разменных монетах.70) На серебряных монетах у Деметрия II более пышные титулы: Α) Βασιλέως Δημητρίου Θεου Φιλαδέλψου Νικάτορος. B) Βασιλέως Δημητρίου Φιλαδέλφου Νικάτορος. C) Βασιλέως Δημητρίου θεου Νικάτορος. Первая формула появляется только на монетах 167 и 168 гг. селевкидской эры. Они выпущены в мастерских Антиохии,71) откуда Деметрий II был изгнан в 168 г. селевкидской эры (145/44 г. до н. э.), [205] и Сидона.72) После этого73) в течение пяти лет употребляется формула В. Монеты с этим титулом выпускались в Малле,74) Селевкии на Тигре75) и других местах.76) Попав в 139 г. до н. э. в плен к парфянам, Деметрий вернулся оттуда в 130 г. до н. э. Во время своего второго царствования он носил титул С. Легко понять, почему он сейчас опустил в легенде определение «Филадельф» («любящий брата»). Ведь они с братом Антиохом VII были соперниками. Монеты последней группы выпускались в Антиохии,77) в Селевкии Пиерийской,78) в Малле,79) Тарсе,80) Сидоне81) и в Тире.82) Но легенда варьировалась не только в зависимости от обстоятельств времени, но и от места чеканки монет. Так, например, на серебряных монетах (аттического веса) Александра Балы царь именуется «Царь Александр Теопатор Эвергет» или просто «Царь Александр». В течение всего его царствования от 150 до 145 г. до н. э. антиохийский монетный двор, во всяком случае на тетрадрахмах,83) именует его полным титулом.84) Мастерские Тира и Сидона в монетах аттического веса следуют примеру столицы.85) Однако на ряде тетрадрахм аттического эталона, выпущенных в Селевкии Пиерийской, по-видимому, в 166 г. селевкидской эры (147/46 г. до н. э.),86) легенда ограничивается словами βασιλέως Αλεξάνδρου.87) Монеты Деметрия III дают другой пример синхронных вариантов легенды. Этот монарх царствовал с 217 по 225 г. селевкидской эры (96/95—88/87 гг. до н. э.). В течение всего этого времени на серебряных монетах, выпущенных в Дамаске, он именовался «Теос Филопатор Сотер».88) Но другая мастерская присвоила ему еще более пышный титул и на медных монетах именует его «Филометор Эвергет Каллиник».89) Наконец, другая серия, выпущенная, по-видимому, [206] в начале его царствования в Антиохии, титулует его «Филометор Эвергет»,90) что вскоре, впрочем, было заменено на антиохийских монетах легендой «Теос Филопатор Сотер».91) Рассмотрим еще монеты Клеопатры Теи. Если не считать монет финикийского эталона, выпущенных в Сидоне92) и других местах,93) на монетах этой царицы читаются три легенды. Сначала, в 126/25 г. до н. э., какая-то мастерская выпустила превосходные тетрадрахмы с изображением царицы и надписью «Царица Клеопатра Tea Еветерия».94) Затем она приобщила к правлению своего сына Антиоха VIII, и на монетах появились головы и имена обоих суверенов. Та же мастерская стала выпускать монеты с легендой «Царица Клеопатра Tea и царь Антиох».95) Эта формула появляется на монетах выпуска 189, 19196) и 19297) гг. селевкидской эры и на недатированных монетах.98) Однако в это же время, в 190—191 гг. селевкидской эры, антиохийский монетный двор99) и еще одна мастерская100) не придают царице божественного титула и выпускают тетрадрахмы с легендой «Царица Клеопатра и царь Антиох». Таким образом, перед нами факт очень большого значения. Легенда на царских монетах меняется не только с течением времени, но и в зависимости от мастерской, где они выпускались. Это заставляет поставить вопрос о селевкидских монетных дворах. 60) Эти монеты обычно приписывают Антиоху I (например, Bab., с. XL). Их подлинное происхождение определил Imhoof-Blumer. — «Nuraism. Zeitschr.», XLVI, 1913, c. 183. Легенды на них следующие: Βασιλέως Σελεύκου ’Αντιόχου (Bab., с. XL; В. V. Bead. — «Num. Chron.», 1906, с. 14; Naville, № 815 и сл.), или Βασιλέως Σελεύκου και Άντιόχου (Β. V. Head. — «Num. Chron.», 1906, с. 14; R. Jameson. — «Rev. Numism.», 1905, c. 2), или Βασιλέως Άντιόχου Σελεόκου (Bab., с. XL). Я не вижу никаких оснований к тому, чтобы приписать последние Антиоху I. По мнению Хеда («Num. Chron.», с. 14), эти монеты являются имитациями, сфабрикованными в Индии. 61) G. F. Hill. — «Num. Chron.», 1925, с. 20. 62) R. Jameson. — «Rev. Numism.», 1905, с. 2; Bab., с. LXXXVII. 63) Bab., с. LXXXVI. Из монет Молона сохранились только бронзовые. 64) В. V. Head. Historie numorum, 1911, с. 764; G. F. Hill. — «Num. Chron.», 1914, с. 108. 65) Ср. выше, примеч. 61. Монеты Андрагора, вероятно, выпущены были еще при диадохах (G. F. Hill. — ВМС, Persia, с. CLVII). 66) См., например, Bab., №1056; Imhoof-Blumer. Die Münzen im Haag, 1876, c. 81: Βασιλέως Τρυφωνος αυτοκράτορος. 67) Rogers, с. 31. В Тире эпитеты при именах царей на монетах появляются только с правления Антиоха V (Newell. Tyre, с. 31). 68) Rogers, № 131; ВМС, с. 77; Bab., № 1183-1193, 1203-1296. 69) Он назван «Деметрий Никатор» на цоколе статуи, воздвигнутой Антиохом I Коммагенским в Немруд-Даге (OGIS, 400 = L. Jаlabert, R. Μоuterde. Inscriptions de la Syrie, I, 26). 70) Bab., № 932 и сл., 939 и сл. 71) Newell, с. 57. 72) См., например, Naville, 1193. 73) Новая легенда появляется на медных монетах уже в 168 г. селевкидской эры. Ср. Bab., № 961; Hunter. Coll., с. 69 (а в Тире на серебряных монетах в 167 г. селевкидской эры: Newell, Tyre II, № 124b.). 74) Bab., с. CXXXII. 75) Newell. — «Numism. Chron.», 1924, с. 147. Эта атрибуция была блестяще подтверждена находкой медной монеты с такой же легендой, выпущенной в Селевкии на Тигре. Ср. McDowell. Coins from Seleucia, 1935, с. 26. 76) Bab., № 929-931; ВМС, № 23, 29-32; Hunter. Coll., с. 67. Ср. примеч. 73. 77) Newell, с. 82. 78) Macdonald. — ZfN, 1912, с. 97. 79) ВМС, табл. XXI, 5; Lederer. Berlin. Münzblätter, 1932, с. 5. 80) ВМС, табл. XXI, 6; ср. Bab., с. CLVI. 81) Rouvier, V, № 1265. 82) Rogers, Tyre, № 131. 83) Newell приписывает (№ 189 и сл.) антиохийской мастерской мелкие серебряные монеты с легендой «царь Александр». 84) Newell, № 135 и сл., 164 и сл. 85) Rouvier, V, 1233 (Сидон). 86) Bab., № 884 и сл.; ВМС, № 16; Naville, 1151. 87) О медных монетах Александра Балы ср. ниже, примеч. 112-114. 88) Ph. Lederer. Berlin. Münzblätter, 1932, с. 5. См., например, Bab., № 1567. 89) Bab., № 1571 и сл. 90) Newell, № 434. 91) Newell, № 435. 92) Bab., № 1352; Naville, 1384, 1385. 93) Об этой группе ср. Rogers. — «Num. Chron.», 1919, с. 20. 94) Bab., с. CLII. 95) Об этой мастерской ср. Rogers. — «Num. Chron.», 1919, с. 20. Группа монет, упомянутая в примеч. 93, равно как и тетрадрахма, упомянутая в примеч. 94, вышли из одной и той же мастерской. Ср. примеч. 96 и 98. 96) Из этой мастерской вышли следующие монеты: в 189 г. Naville, 1378, 1379; в 191 г. селевкидской эры: Bab., № 1351; наконец, недатированные монеты, упомянутые в № 1697. 97) Монеты, датируемые 192 г. селевкидской эры, принадлежат трем различным мастерским. Одна из них локализуется в Сидоне (ВМС, с. 86, № 2; Rouvier, V, № 1273). Две другие еще не идентифицированы. Из одной вышли следующие монеты: Bab., № 1359, 1360; ВМС, с. 86, № 3; Hunter. Coll., с. 47, № 2, Naville, 1380; Mionnet. Supplement VII, с. 63, № 324. 98) Naville, 1382; ВМС, № 86, 6; Mionnet. Suppl. VIII, с. 63, № 325, 326, 328. 99) Newell, с. 90; ср., например, Bab., 1361. 100) Naville, 1387 (на реверсе: алтарь Зевса Долихена). |