§ 7. Финансовая организация
Фиск назывался το βασιλικόν;171) царская казна, которая в Египте называлась
τράπεζα «банк», в державе Селевкидов сохранила персидское наименование
«сокровищница» — γαζοφυλάκιον.172) И действительно, в то время как в Египте сеть
агентств царского банка покрывала всю страну, селевкидские сокровищницы были
расположены в нескольких укрепленных местах. Так, в 246 г. до н. э. 1500
талантов хранились в Солах в Киликии. Уступая один из своих доменов, царь
указывал, в какую казну должна быть внесена плата.173) По словам Плиния, налоговые поступления
одного, района собирались в городе под названием Кафрена на Евфрате.174) Эта разница в правилах
счетоводства у Селевкидов и Лагидов соответствует различным системам сбора
налогов. В Египте, как известно, это была система откупа, контролируемого
государством; откупщик вносил собранные деньги в царский «банк». В державе
Селевкидов общины сами вели свои финансовые дела и платили коллективный налог
непосредственно короне, внося деньги в ту казну, к которой они принадлежали.
Так, в Иерусалиме за налог, возложенный на евреев, всегда отвечал
первосвященник.175)
Легко представить себе, что все пропорциональные налоги могли собирать сами общины, а затем передавать собранные суммы в [119] царские сокровищницы. Но какова была система сбора других царских налогов, например косвенных? У нас нет об этом ни одного прямого свидетельства. Термины αλική, ανδραποδιχή (sc. ωνή), употребляемые в официальных документах для обозначения налогов на торговлю рабами и солью, скорее говорят о системе откупа, по крайней мере для этих налогов. Однако ни в одном тексте, насколько мне известно, не упоминаются селевкидские откупщики. Никаких видимых следов их нет на «буллах», найденных в Вавилоне, которые некогда привешивались к финансовым документам. Во второй книге Псевдо-Аристотелевой «Экономики» различается администрация царей, сатрапов и городов. У каждой администрации свои собственные ресурсы. Это персидская система, сохранившаяся при Александре и его первых преемниках. В 315 г. до н. э. Антигон потребовал от Селевка, бывшего сатрапом Вавилонии, отчета в его финансовой деятельности.176) Селевкиды изменили этот порядок. Налоги, взимавшиеся ранее сатрапами, — земельная подать, таможенные пошлины, подушный налог — перешли к царю. В еврейских документах в связи с финансовыми вопросами всегда фигурируют не сатрапы, а центральное правительство. Никаких следов деятельности сатрапов нет и на многочисленных найденных в Вавилонии «буллах», связанных с налоговым обложением. Напротив, на всех этих печатях имеется изображение якоря — геральдического знака дома Селевка.177) Финансовая администрация при Селевкидах, как и при Лагидах, представляла собой особое ведомство. Во главе его стоял «начальник доходов» (о επι των προσόδων).178) Его представители в провинциях носили тот же титул.179) Мы видим их в Сузах, в Южной Фригии (Эриза), в Антиохии на Пираме (Киликия).180) В тексте из Антиохии на Пираме город восхваляет финансового чиновника за его достоинства и ревностное служение царю Антиоху и антиохийцам. Таким [120] образом, города также были подчинены контролю финансового чиновника. В административной иерархии Селевкидов наряду с «начальниками доходов» (επι των ποοσόδων) известны еще диойкеты (διοικηταί). Сохранилось несколько упоминаний о них. Так, например, Селевк I после победы над Лисимахом послал чиновника, облеченного этим титулом, для того чтобы урегулировать положение в городах Понта.181) Диойкет упоминается в письме Антиоха III городу Нисе.182) Из самосской надписи183) мы узнаем также, что Антиох II, возвращая самосцам отнятые у них земли, послал по этому поводу письмо, адресованное народу Самоса, начальнику гарнизона того места, где эти земли находились, и диойкету. Функции этого селевкидского диойкета и его место в финансовой иерархии остаются неизвестными. Другой царский чиновник того же ведомства носил титул «эконома». Этот чиновник руководил сделкой продажи домена Лаодике.184) Следуя приказу некоего Метрофана, эконом должен был оплатить εκ του βασιλικου («из царского фонда») расходы по публикации на камне акта продажи. Этот текст, впрочем, вносит путаницу в вопрос о распределении обязанностей, которая до сих пор не разъяснена. Мы не знаем, кто такой Метрофан, передавший эконому царский приказ; его обычно принимают за сатрапа, однако он вполне мог быть и диойкетом. Но эконом, в свою очередь, адресует свой приказ об исполнении царского распоряжения гипарху, который скорее всего был функционером администрации сатрапа;185) именно гипарх передает домен прокуратору Лаодики. Отсюда вытекает, что гипарх, подобно топархам и комархам Птолемеевского Египта, одновременно подчинялся и департаменту финансов, и сатрапу. Это вполне согласовалось бы с представлением о гипархии как последнем административном подразделении селевкидского государства, за которым уже не было чиновников, а только представители [121] селений. Каждый приказ, исходивший от любого представителя государственной власти, должен был в конечном счете прийти к гипарху. Папирусы изобилуют фактами, свидетельствующими о финансовых органах и деятельности фискальной машины Птолемеев; о финансовой же системе Селевкидов мы знаем несколько изолированных деталей. Тем не менее внимательное изучение этих деталей позволяет сделать общие выводы. Так, например, когда Антиох III предписывает выделять иерусалимскому храму взносы от жертвоприношений — животных, вино, масло, благовония — на сумму 20 000 драхм, мы узнаем здесь широко распространенную в эллинистическом мире систему adaeratio, которая заменяла поставки натурой (право на них было даровано иерусалимскому храму в персидскую эпоху) эквивалентными денежными взносами.186) Из того же текста мы видим, что соль и пшеница даже при Селевкидах предоставлялись храму натурой. Отсюда следует, что государство владело соляными разработками или по меньшей мере натуральными поставками за право эксплуатации этих разработок. С другой стороны, вполне естественно, что царь, владевший громадными доменами, располагал большими запасами хлеба. Как свидетельствует этот же текст, селевкидская администрация, так же как птолемеевская, при учете всех видов злаков исходила, согласно определенной шкале, из артаба хлеба.187) Автор Второй книги Маккавеев уверяет нас, что Селевк IV «из своих собственных доходов» оплачивал издержки иерусалимского культа.188) Следовательно, существовала «царская казна», отличная от государственной, финансировавшая содержание царя и его двора, подобно ιδιος λόγος Лагидов. Обещанная Деметрием I привилегия предлагает иерусалимскому храму 15 000 сиклей серебра ежегодно, «которые можно было собрать за счет царя в подходящих местах».189) Таким образом, царская казна Селевкидов пополнялась за счет доходов, взимавшихся отдельно с различных частей царского домена и т. д. Мы видим отсюда, кроме того, что царь мог предоставить кому-либо право на получение определенного дохода. Он мог также полностью уступить какой-либо источник доходов. Так, Антиох IV отдал в дар своей наложнице города Таре и Малл.190) Деметрий I подарил иерусалимскому храму Птолемаиду с ее округой.191) С другой стороны, царь предоставлял иммунитет от налогов как отдельным [122] лицам, так и целым городам от всех видов обложения. Так, Селевк III дал ателию родосцам. Антиох III освободил в Иерусалиме некоторые привилегированные группы от трех налогов, а всем жителям предоставил общий трехгодичный иммунитет и уменьшение налога на одну треть. По-видимому, тот же Антиох освободил какой-то город (название неизвестно) от всех платежей на семь лет. Селевкидские цари дали налоговый иммунитет городам Нисе, Эритрам. Наши сведения о фискальной системе Селевкидов скудны и изолированны. Поэтому представляется полезным, даже с риском повториться, собрать здесь все, что известно о фискальном положении Иерусалима при Селевкидах. Это единственный город, о котором имеются подробные сведения в источниках. Завоевав Иерусалим, Антиох III потребовал от евреев следующих платежей: а) общий налог; б) прямые налоги — подушный, соляной, «венечный»; в) косвенные налоги. Синедрион, священники и т. д. были освобождены от прямых налогов. Первосвященник отвечал за уплату налога. Царь предоставил субсидии иерусалимскому храму. При Антиохе IV соперничество претендентов на сан первосвященника привело к увеличению налога с 300 до 360 и 390 талантов. Восстание Маккавеев повлекло за собой конфискации земель, инкорпорированных в царские домены. Когда в 152 г. до н. э. Александр Бала провозгласил первосвященником одного из Маккавеев, Ионатана, положение евреев относительно фиска было следующим. Они платили в казну: а) налог; б) очень большую земельную подать; в) прямые налоги — «венечный», соляной; г) сборы за соляные разработки; д) «десятину» и другие налоги на торговые сделки; е) общий налог на доходы священников. Напротив, царские субсидии на издержки культа и содержание храма лежали неиспользованными.192) Ионатан добился от Деметрия освобождения от всех налогов (как это даровал Антиох II городу Эритры), но обязался платить ежегодно 300 талантов контрибуции.193) Ионатан не выполнил своих обязательств, правительство востребовало недоимки еще с его брата и преемника Симона.194) Только Деметрий II в 142 г. до н. э. освободил Маккавеев от всякой контрибуции и отказался от всех налогов, возложенных на Иерусалим.195) В этот день «Израиль освободился от ига язычников». Антиох VII утвердил затем иммунитет евреев,196) но потребовал налога с нееврейских областей, завоеванных Маккавеями.197) Иоанн Гиркан, преемник Симона, потерпев поражение, обязался платить этот налог (500 талантов).198) Катастрофа, постигшая Антиоха VII в 129 г. до н. э., во время его парфянского похода, освободила Иоанна Гиркана от этого обязательства. [123] 171) Pol., Χ.27.13; I Macch., 13.15; II Macch., 3.13; Diod., XXXIII.4.4; Welles, 18, стк. 13; 19, стк. 11; 41, стк. 8; Waddington, 404; OGIS, 229, стк. 106. Gp. Holleaux. — BGH, 1924, c. 38. 172) Cp. Rostovzeff. — «Anatolian Studies Presented to W. M. Ramsey», 1923, c. 387, примеч. 2; I Macch., 3, 28; Wilcken. Chrest., I, стб. 2, стк. 5. 173) Welles, 18, стк. 20; ср. Ad. Wilhelm. Neue Beiträge, III, c. 40, и W. W. Tarn. — «Class. Rev.», 1935, c. 24. 174) Plin., N. H., VI.119: oppidum... satraporum regia quondam apellatum quo tributa conferabantur — «город... некогда называвшийся резиденцией сатрапов, куда стекались налоги». Ср. R. Dussaud. Topographie de la Syrie, c. 460. 175) См. Posidon., 87 fr. 109; Jos. Antt., XIII.246; см. выше, примеч. 31. 176) Diоd., XIX.55.3. 177) mc Dowell. Objects, с. 162. 178) App. Syr., 45: у Антиоха «управляющим доходами» (επι ταις προσόδοις) был Гераклид. Ср. App. Syr., 47. 179) Загадочный уполномоченный казны (Zazak) упоминается в одном аккадском тексте (Olmstead. — JAOS, № 56, с. 247). 180) Cumont. — CR Ас. Inscr., 1931, с. 289 = SEG, VII, 5 (Сузы): [τον δεινα] Νικάνδρου τον σ[τροτηγόν και επι τω]ν προσόδων; такого-то, сына Никандра, стратега и «управляющего доходами»; OGIS, 238: οι εν τηι περι "Εριζαν υπαρχίαν φυλακιται και οι κατοικουντες εν Μοξουπόλει και Κριθίνηι Μην(ό) δ-(ω)ρον Ζήθου ’Αδραμ[υτ]τθνον τον επι των προσόδων... «солдаты гарнизона гипархии Эризы и жители Моксуполя и Критины (чтят) Менодора, сына Зета, Адрамиттенца, „управляющего доходами"...» (я пока исхожу из того, что текст относится к селевкидскому времени, но дата его остается неясной; он мог быть составлен и при Атталидах); R. Heberdeу, A. Wilhelm. — «Denkschr. Wiener Akad.», XLIV, 1896, c. 6, № 16: ’Αντιοχέων ο δημος Διομήδην ’Ασκληπιάδου Σελευκέα απο Πιερίας τον επι των προσόδων αρετης ενεκα και ευνοίας της εις τον βασιλέα ’Αντίοχον και τον δημov των ’Αντιοχέων — «Антиохийцы (воздают почести) Диомеду, сыну Асклепиада, Селевкийцу из Пиерии, „управляющему доходами", за доблесть и благоволение к царю Антиоху и народу Антиохии». 181) Memnon, 11 (FHG, III, 533): Σέλευκος (Ι) ’Αφροδίσιον πέμπει διοικητήν εις τε τας εν Φρυγία πόλεις καί τας υπερκείμενας του Ιιόντου — «Селевк (Ι) отправляет диойкета Афродисия в города Фригии и прилегающие к Понту». Ср. Strabo, XI.2.18, с. 499: Митридат Великий после подчинения Колхиды «постоянно посылал кого-либо из друзей в качестве гипарха или диойкета страны». 182) Welles, 43, стк. 3. 183) SEG, I, 366: περι τούτων εκόμισεν επιστολας [π]αρ’ ’Αντιόχου προς τε τη, πόλιν ημών και προς τον εν ’Αναίοις υπ’ αυτου τεταγμένον φρούραρχον καί προς τον διοικητήν — «относительно этого он привез письма от Антиоха к нашему городу, к назначенному им начальнику гарнизона в Анеях и к диойкету». См. также L. Robert. La Carie, II, 1954, с. 291, ΒΕ, 1971, 621. 184) Welles, 20, стк. 6. См. также ΒΕ, 1970, 627; Μ. Woerrle. — «Chiron», V (1975), с. 83. Другим чиновником финансовой администрации был εγλογιστής: L. Robert. La Carie, II, 1954, c. 292; Woerrle. — «Chiron», V, c. 83. Заметим, что правительство, стремясь к лучшему контролю за бюрократией, в некоторых делах требовало сотрудничества двух должностных лиц. См., например, hypomnema Птолемея, сына Трасеи — см. L. Robert. La Carie, с. 285; Woorrle. — «Chiron», V, с. 83; L. Robert. «Hellenica», XI-XII, 1960, с. 85. 185) M. Rostοvzeff — «Yale Classical Studios», III, c. 41. О положении, которое занимал Метрофан в селевкидской иерархии, ср. D. Musti. — «La parola del passato», 1965, c. 157. 186) Jos. Antt., XII.140. Ср. RE.I, № 100, 1935, с. 13; adaeratio при Селевкидах см. выше, с. 106. 187) REJ, № 100, 1935, с. 15. 188) II Macch., 3.2 (ср. 9.16): «бывало, что и сами цари чтили это место и прославляли святилище величайшими приношениями, так что и Селевк, царь Азии, давал из своих личных доходов на все издержки, связанные с исполнением жертвоприношений». 189) I Macch., 10.40: «я же даю ежегодно пятнадцать тысяч сиклей серебра из царских сборов с надлежащих мест». 190) II Macch., 4.30. 191) I Macch., 10.39: «Птолемаиду с округой я отдаю в дар святилищу в Иерусалиме на расходы, нужные святилищу». Александр уступил Артемиде налог, взыскивавшийся с эфесян (Arr., 17.10). 192) I Macch., 10.41: (Деметрий I обещает) «и все остальное, что недодали ведавшие этим чиновники, отныне, как в прежние годы, будут отдавать на работы храма». 193) I Macch., 11.28 и 34. 194) I Macch., 13.15. 195) I Macch., 13.34. 196) I Macch., 15.5. 197) I Macch., 15.30. 198) Jos. Ant., XIII.247. |