Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Дж. Пендлбери.   Археология Крита

Б. Дороги и топография

При изучении расположения населенных пунктов в определенные периоды чрезвычайно важно принимать во внимание пути сообщения между этими пунктами; необходимо учитывать, в какой степени доступность той или иной области [35] могла благоприятствовать влиянию на стиль керамики этой области со стороны керамики другой области, хотя бы и расположенной на значительном расстоянии; существенно также выяснить, через какие районы острова проходили пути торговли Египта, ибо эта торговля могла оказать влияние на памятники некоторых поселений, в то время как другие находились в более тесном соприкосновении с Кикладами.

Только тот, кто сам бродил по горам, знает, как часто вводит в заблуждение карта — а карты Крита, к тому же, ужасающе неточны. Кто мог бы подумать, что от Суйи на южном берегу до Лакки, к югу от Кании, требуется такой же долгий дневной переход, как от Цуцура, древнего Приансоса, на южном берегу до Амнисоса на северном берегу? Расстояние роли не играет. Важна только продолжительность пути. Почти все приводимые нами данные о продолжительности пути основаны на личном опыте и представляют собой приблизительно среднюю величину между скоростью бегущего гонца и скоростью передвижения странствующих торговцев.4)

Во всех случаях указывается продолжительность передвижения пешком, а не езды; остановки не учитываются. Продолжительность пути может колебаться на данном участке в зависимости от погоды и от снаряжения пешехода. Все, что можно сказать в пользу этих данных, это то, что все переходы действительно были совершены в указанные сроки.

От восточного побережья по перешейку Иерапетры ведут три дороги.5) Самая северная из них начинается в Палекастро, одном из крупных центров минойской культуры, и, пересекая высокое известняковое плато, спускается на протяжении менее чем четырехчасового перехода до Петраса и Ситии. Отсюда она проходит через средне- и позднеминойское поселение в Пискокефали и поднимается по дикой местности до Хамеси, Мулианы и Турлоти, откуда крутая тропа ведет вниз к Мохлосу (фото 16), в настоящее время составляющему одно целое с сушей и находящемуся на расстоянии трех четвертей часа пути от Турлоти. Далее Турлоти тропа поднимается вверх вдоль склонов Трифти, минует Кавуси (фото 18) и достигает Гурнии (фото 17), приблизительно в 8,5 часа пути от Ситии. Средняя дорога начинается от Като-Закроса и круто поднимается в гору (фото 11), оставляя в стороне множество мелких поселений и за час с небольшим достигая Апано-Закроса. Отсюда она продолжает подниматься в северо-


2. Крит. Схема дорог. [37]

западном направлении, окаймляет северный склон холма над Апано-Закросом и, минуя незначительные поселения и форты близ Скалии и Ситаноса, достигает Пресоса (фото 23) в 3,5 часа пути от Апано-Закроса. К западу от Пресоса дорога раздваивается — одно ответвление огибает северный склон Романати через Сикию, другое идет по южному склону через Адромили и Агиос-Стефанос (до недавнего времени называвшийся Грас) и соединяется с предыдущим в Руккаке; первое имеет протяженность в 5 часов пути, второе — в 7. От Руккаки дорога идет на Авто и Кавуси, достигая Гурнии несколько менее чем за 4 часа пути.

Южная дорога начинается от Фармакокефало, близ древнего Ампелоса (фото 28), поднимается через Хуметало и за 2,5 часа пути достигает равнины Зироса. Большое число сторожевых постов на всем ее протяжении свидетельствует, что это была важная дорога. Далее она поворачивает к юго-западу от Макриял, идет вдоль берега, минуя Р. М. поселение в Агиа-Фотии, и достигает Иерапетры за 7,5 часов пути.

К северу и к югу тянется сеть дорог, из которых иные, как это можно доказать, существовали уже в древности: от Палекастро до Ампелоса, с укреплениями в Кохлакиес и «Стас Тавернес»,6) хорошо проложенная на насыпи дорога на юг от Закроса, со станциями в Лидорико-Скисменесе, Маламуресе и Катсунаки, и дорога от Ламнони через Ситанос и Катсидони до Ситии.

Естественно, удобная дорога через перешеек Иерапетры привлекала поселенцев. На коротком расстоянии в 2,5 часа пути между Иерапетрой и Пахиаммосом имеются поселения Кедры, Эпископи, Василики, Монастераки. Несколько удивляет, однако, то обстоятельство, что лишь немногие из них имели большое значение и что ни в одном не было обнаружено предметов иноземного производства. Во всяком случае французы во время оккупации нашли целесообразным поместить склады в Иерапетре и отсюда пользоваться сухопутным транспортом, вместо того чтобы подвергаться опасностям, огибая мыс Сидеро.

От Гурнии удобная тропа, протяженностью несколько более часа пути, ведет до Калохорио, древнего Истра. В этом пункте дорога раздваивается. Одно ответвление поворачивает к северу от Агиос-Николаоса, древнего Лато прос Камара, и оттуда к Неаполису — на протяжении около 4,5 часа пути; там она соединяется с дорогой от Олуса, нынешней Спина-Лонга, которая проходит через Дрерос, и достигает Неаполиса приблизительно [38] в такое же время. От Неаполиса дорога через Врахаси спускается за 3 часа до Маллии, откуда прибрежная дорога через Херсонес, Нирухани и Амнисос ведет приблизительно за 6 часов пути в Гераклион.

Второе ответвление идет к северо-западу до Критсы; оно проходило либо прямо вдоль минойской дороги, охранявшейся фортом, известным под названием Кошачьего водоема, до равнины Катара, откуда оно спускалось до равнины Ласити, опять-таки по охранявшейся минойской дороге, протяженностью около 8,5 часа пути, либо мимо великолепного поселения Лато-Этера7) (фото 21) до Таписа и приблизительно за такое же время — через высокий перевал на северном склоне горы Алоиды до Микро Ласитаки.

Обычным путем к западу от Ласити служит дорога, ведущая от Катометохи до Литтоса (4 часа пути и до Кносса еще 5 часов пути). Однако существуют две столь же пригодные и более легкие дороги по обе стороны от важного, но до сих пор еще не раскопанного поселения Агиу-Георгиу Папура. Восточная спускается рядом с укрепленными пиками Карфи и Копраны до Краси, откуда приблизительно за 3,5 часа пути можно достигнуть Маллии. Западная за 2,5 часа пути спускается по удобному перевалу до Гониеса, Авду и Мохоса. От Мохоса до Кносса по дороге, на которой лежит священная пещера в Скотино и Скалани, — около 6,5 часа пути. Карфи и Копрана охраняют также дорогу до Омалеса, города замков, расположенного на ныне бесплодных северных склонах горы Селены.

Другая удобная дорога ведет к равнине Педиады от Плати, через седловину между горами Афендис и Саракинос, до Гераки за 2,5 часа пути.

На юг дорога протяжением в 5 часов идет от Каминаки до Эрганоса и Вианоса и здесь соединяется с другой большой дорогой, ведущей с востока. Описание этой дороги дается ниже.

Южная дорога от Иерапетры проходит через Каламафку, откуда ее ответвления поднимаются до равнины Катара и Маллеса и, проходя высоко над уровнем моря, за 8 или 9 часов пути достигает Вианоса, древнего Биеноса.8)

От Вианоса можно достигнуть священной расселины Арви, с се храмом Зевса Арбиоса, и двойного пика Керата соответственно за 2,5 и 2 часа пути. К западу от Вианоса идут две дороги, из которых одна достигает Эмпароса за 2 часа пути, [39] а другая приводит к долине Мессары близ реки Катарракта за 3,5 часа.

Совершенно плоская долина Мессары тщательно возделана, и на ней не сохранилось никаких следов древних дорог. Однако из этой долины ведут на юг, к морю, через гряду Астерусии следующие пути: от замка Бельведере (Ризо-кастро), древних Стел (фото 22) хорошая дорога, местами пригодная для колесного транспорта, протяженностью немного более 1,5 часа пути, спускается к Цуцуросу, древнему Приансосу. От Василики по двум пологим долинам можно спуститься к Трипети менее чем за 2,5 часа, причем в восточной из этих долин, Гулофаранго, сохранились хорошо различимые следы насыпей и минойских сторожевых пунктов в Агиа-Параскеви и Агиос-Савасе. Удобная дорога ведет также от Василики через Макри Ливади до Миаму (1 час 15 минут).

К Лебене, одной из гаваней Гортины, легче всего приблизиться со стороны Бобии, древней Бойбе, через монастырь Апезанис. Удобная дорога ведет также от Бобии вниз до Кали Лименеса — гавань св. Павла — менее чем за 3 часа пути. Другая гавань Гортины, Металла, или Металлон, находится в 2 часах пути от Феста.

В центре Крита главная дорога в направлении с севера на юг, которую, пожалуй, можно назвать основной проезжей дорогой минойского периода, направляется от Кносса к югу — к Фесту и далее, к нераскопанному порту Комо. Дорога эта была исследована Артуром Эвансом.9) Она проходит через поселение Силамос и город Канли-Кастелли, древний Ликаст, а отсюда — к сторожевому пункту в Пиргосе и далее в Агиос-Томас, быть может, древнюю Паннону. Затем она поворачивает на запад к Панасу и может быть прослежена на некоторых участках до Руфаса, близ Миреса. Она снова обнаруживается за Фестом, откуда спускается до Сфакориако и далее до Комо. По этой дороге Феста можно достигнуть приблизительно за 12 часов пути. До Комо, через Сфакориако и Какодети, несколько меньше 2 часов пути.

Сам Кносс соединялся со своим портовым пригородом к востоку от нынешней Кандии дорогой, которая проходила вплотную около гробниц в Зафер-Папуре и Исопате и имела протяжение менее одного часа пути. Дорога эта дает следующие ответвления: от Силамоса поднимается тропа к святилищу на горе Юктас, находящемуся на расстоянии около 2,5 часа пути от Кносса. Оттуда идет дорога через форт Каридаки до Арханеса протяжением в 1 час пути и далее через Ватипетро до Лигуртино и Мессары еще 5 часов пути. От Канли-Кастелли ответвляется дорога на юго-восток к Аркалохори, которого она достигает приблизительно за [40] 3 часа пути. От Панаса ответвление дороги идет на запад до Камареса, находящегося на расстоянии несколько менее 4 часов пути.

Большая часть упомянутых до сих пор поселений относится к минойскому времени; в некоторых местах сохранились и самые дороги, проложенные в ту эпоху. К западу от них не уцелело никаких памятников древности, кроме отдельных населенных пунктов, расположенных вдоль естественных троп, и оставшихся кое-где эллинских мостов.

Кандия соединена с областью Ретимна шестью главными дорогами, не считая тех, которые пересекают более высокие склоны Иды и проходимы для мулов только летом.

Первая из них — северная прибрежная дорога, идущая сначала по направлению минойской дороги10) через Палекастро-Родиас (древний Киттеон), Агиа-Пелагиа (древний Дион), Фодели — утопающую в апельсиновых садах родину Эль-Греко, Бали (древнюю Асталу), Румели Кастелли (древний Панорм). Эта дорога проходит по наиболее недоступным местам Крита. Она соединяется со следующей дорогой сразу за Перамой и достигает Ретимна за 18 с лишним часов пути. От Перамы ответвление дороги ведет на Элефтерну, находящуюся на расстоянии 2 часов пути.

Следующая дорога направляется через Маратос и Дамасту к Пераме (несколько менее 11 часов пути) и далее к Ретимну (еще 4 часа). Далее следует дорога протяжением 10 часов пути, проходящая через Тилиссос, Гониес и Аксос до Перамы.

К югу от этих дорог преграждает путь громада Иды, и хотя проход к плоскогорью Нида и далее довольно легок для мула, мало вероятно, чтобы этой дорогой пользовались помимо случаев πανήγυρις (религиозное празднество) в пещере Иды, расположенной в 4,5 часа пути от Аногии и Крусонаса и в 2,5 часа от Камареса.

К югу от Иды пролегают три большие дороги, из которых две огибают гору Кедрос в северном направлении, а третья — в южном. Все они начинаются в Дибаки, расположенном в 50 минутах ходьбы к западу от Феста. Первая дорога, протяжением около 13 часов, поднимается по долине Амари до Ретимна, минуя Аподулу, Тронос — древнюю Сибриту (фото 24) и монастырь Аркади. Следующая, протяжением в 7 часов пути, ответвляется от нее в Троносе и идет на Меронас, Элленес, Геракари и Атсипадес. Последняя дорога, протяжением в 10 часов пути, идет по берегу через Агиа-Галени, древнюю Сулию, огибая с северной стороны Вувалу, до Кераме и монастыря св. Иоанна в Превели. [41]

Единственная известная мне дорога с севера на юг проходит от монастыря в Превели через Геракари, Патсос (фото 9), Бени, Орнити и Монопари; таким окольным путем она имеет протяжение около 17 часов ходьбы. Прямая дорога от Ретимна до Агиа-Галени, согласно κρητικά Калеменопуло, требует около 11 часов пути, дорога до Превели — 12 часов.

Обычно используемая дорога из области Ретимна к западу, общим протяжением более 6 часов ходьбы, тянется вдоль северного побережья через Драмию, древний Гидрамон, и Георгиуполи, древнюю Амфималу; она пересекает реку Альмирос, упоминаемую Страбоном под названием Амфималы, проходя здесь по мосту, первыми строителями которого были эллины, срезает мыс Дрепанон, сохраняющий еще свое древнее название, и снова достигает берега в Аптере. От Аптеры до Хании (Кидонии) 2,5 часа ходьбы.

Южная дорога тянется от Превели вдоль самого берега, достигая Сфакии за 9 часов пути, и продолжается далее до Анополи еще 1 час 45 минут. Ниже Анополи расположен маленький порт Финикс, принадлежавший городу Лаппе. Страбон сообщает, что отсюда до Амфималы вела благоустроенная дорога, длина которой, по его словам, равнялась 100 стадиям. Это составляет точную меру ширины острова в наиболее узкой его части, от Амфималы до Франко-Кастелли на южном берегу. Расстояние до Финикса, однако, равно 120 стадиям. Вероятно, эта дорога шла через Калликрати до Лаппы (как мне сообщили, этот путь требовал 7,5 часов ходьбы) и оттуда, минуя озеро Курнас — единственное озеро на Крите, называвшееся в древности Корион или Коресион, вела к Амфимале, что занимало еще 4,5 часа. Более прямой дорогой можно было бы пройти через ущелье Аскифоса, что потребовало бы около 6,5 часов пути.

К западу от Анополи местность трудно проходима, но, по-видимому, в древности здесь существовала дорога, которая должна была обслуживать Араден. Далее дорога спускается по почти отвесному сланцевому склону в 600 м высотой до берега, где почти у самого моря пробивается источник (фото 2). Отсюда до Агиа-Экатерини, где находятся скудные остатки Тарры, несколько более 4 часов пути. Дорога, идущая отсюда к северу до Хании через живописное ущелье Агиа-Румели (фото 1) и равнину Омалоса, занимает около 13 часов пути; но это время колеблется в зависимости от количества воды, текущей по ущелью. От Агиа-Экатерини до Самарии, вероятно, от 2 до 3,5 часа пути. К западу от Агиа-Экатерини пользоваться вьючными животными невозможно.

От Хании дорога идет вдоль берега до Малемо, пересекает основание мыса Спада, проходит через Нохию (возможно, древний Пергам) и Нопигию (вероятно, древнюю [42] Метимну) и приблизительно за 7 часов пути достигает Кисамоса. Другое ответвление отходит от основной дороги в Нопигии в направлении Рокки и Полирении, которых она достигает за 3 часа 45 минут, а отсюда идет далее на Кисамос, что составляет еще 1 час пути. Полирения соединялась со своим портом в Фаласарне на западном берегу, находившемся, как сообщает Страбон, на расстоянии 60 стадий. От Полирении до Месогеи я не ходил, но мне говорили, что расстояние между этими пунктами требует 1,5 часа пути; далее до Фаласарны — 1 час 45 минут.

Неблагоустроенная прибрежная дорога соединяет Фаласарну с расположенными в юго-западной части острова городами Крита. Она проходит мимо сторожевой башни Кастри (возможно, древней Кале Акте), далее минует долину Эннеахории, которая, повидимому, сохранила древнее название Инахорион, и, оставляя несколько к западу небольшое поселение у монастыря Хрисоскалитиссы, поворачивает вверх, проходя через Склавопуло (Дулуполис?), а отсюда спускается к Палеохори, или Селину-Кастелли, всего за 17 часов пути.

Другая древняя дорога к югу шла, должно быть, приблизительно по направлению современной автомобильной дороги от Кисамоса до Палеохоры. От Палеохоры дорога за 2 часа поднимается по лощине Влитиас, минуя Каламиди, до древнего Кантаноса. Отсюда она резко поворачивает на восток к Гиртакине и Элиросу, находящемуся в 3 часах пути от Кантаноса. От Элироса идет широкая тропа, повидимому, древняя, как показывают высеченные в скале могилы и акведук рядом с ней; она доходит до Суйи (древней Сюйи) за 1,5 часа пути. От этого пункта горная тропа, извивающаяся по обрывистым утесам, за один час пути приводит к расположенному западнее Агиос-Киркосу (Лиссос) (фото 26), которого также можно достигнуть из Элироса за 1,5 часа. Восточнее, в месте, доступном с суши только для идущих без поклажи пешеходов и коз, лежит Вуккиласи, древний Пойкиласс.

От Элироса — я, впрочем, попал туда непосредственно из Суйи, оставив Элирос в стороне, — тропа ведет к месту близ Кампаноса, где, как можно предположить, находилось кладбище города Элироса, и отсюда, мимо деревни Агиа-Ирини, близ которой Спратт обнаружил следы древней дороги, идущей вверх к Омалосу, — до Кании, находящейся от Суйи на расстоянии 12 часов пути или несколько менее. Если не считать прибавившихся автомобильных дорог, прорезающих всю местность, сухопутные сообщения почти не изменились. Однако важное значение должны были иметь и морские пути сообщения. Местные условия, как мы видели выше, могли сильно измениться со времени катастрофы VI века, но эти изменения, по всей вероятности, уравновешивали [43] друг друга. Там, где гавань становилась непригодной, поблизости от нее оказывалась доступной другая. В общем, мы можем, пользуясь морской картой, судить о существовавших в древности условиях.

К счастью, в нашем распоряжении имеется чрезвычайно важный документ — так называемый Стадиасм. Это — описание, аналогичное изданной английским адмиралтейством «Лоции Средиземного моря» (Mediterranean Pilot), составленное, вероятно, в VI веке н. э., но несомненно ранее землетрясения. Здесь указаны расстояния и якорные стоянки, а также приводятся данные о наличии воды и возможностях для совершения религиозных обрядов.11) К сожалению, расстояния были выражены цифрами, а не словами. Как известно, при переписке цифр легко возникают ошибки, так что этот документ можно использовать лишь для проверки относительного расположения отдельных пунктов. Другая трудность создается тем обстоятельством, что, как уже отмечалось выше, корабли в древности вытаскивались на песчаные или покрытые галькой отмели. Это означает, что тогда можно было пользоваться портами, которые в настоящее время сделались недоступными. С другой стороны, их неспособность лавировать или во всяком случае держать курс круто против ветра должна была (учитывая даже возможность использования весел) препятствовать кораблям искать пристанища в местах, которые впоследствии сделались вполне надежными якорными стоянками.

Другим важным с точки зрения топографии обстоятельством является характер местности, предпочтительно избираемой для поселения в каждый данный период. Изменения вкуса в этом отношении так резки, что, видя фотографию критского ландшафта и зная, что в этом месте находился населенный пункт, мы можем, пожалуй, указать дату его возникновения. В неолитические времена мы застаем обитателей Крита живущими в пещерах. Элленоспило у Потистерии к северу от монастыря Гонии на мысе Спада с поселением, расположенным на 70 м в глубь гор, Элленес, Амнисос, Трапеза и Ласити (фото 14), Магаса, Скалес и Закрос на востоке — все эти пункты служат доказательством того страха, — повидимому, перед дикими зверями, — в котором жил неолитический человек. С другой стороны, самое крупное неолитическое поселение в Кноссе расположено на месте позднейшего дворца. [44]

В минойские времена жизнь, повидимому, была вполне мирной. Неукрепленные города располагались на низких холмах, часто поблизости от моря (фото 15-17). Затем, после упадка культуры бронзового века, мы находим замки феодалов-разбойников на неприступных скалах Карфи, Кавуси, Врокастро и ущелья Закроса. Незаметно, чтобы в какой-либо степени принимались во внимание условия снабжения водой. Единственным требованием была неприступность (фото 18, 19). В архаические времена необеспеченность общественной безопасности в еще большей степени чем личной — обстоятельство, неразрывно связанное с мелочными раздорами, определявшими политику греческих городов, — заставляла избирать для поселений высокие плоскогорья, по возможности окруженные ущельями. Типичными в этом отношении являются такие поселения, как Элефтерна, Полирения, Приниас, Гиртакина, Лато, Дрерос и многие другие (фото 21-25). В эллинские времена и позднее эти места, разумеется, оставались населенными, но с начала V века до н. э. отмечается стремление населения покинуть города-убежища; в римские времена заселяется много мест, которые оставались необитаемыми с минойского периода (фото 26-28).


4) В тех случаях, когда время пути указано не на основании моего личного опыта, оно взято из очень полезной книги N. Kälemenopoulos, Κρητικά, 1894.

5) Во всех местах, упоминаемых в последующем перечислении дорог, имеются древние поселения.

6) Мирному характеру минойской культуры и общительному характеру критян более соответствовало бы, если бы мы, основываясь на этом названии, стали называть тавернами и все остальные укрепленные пункты.

7) Лато-Этера соединялся со своей гаванью в Лато прос Камара дорогой, ведущей через равнину Лаконии и охраняемой у своей оконечности тремя фортами: Пепони-Хани, Агиос-Иоаннис и Агиос-Ставрос. Ее протяженность — 1,5 часа пути.

8) Продолжительность этого перехода я не могу указать точно, так как, совершая его, я сбился с пути.

9) P. of M., II, 60 и сл.

10) Р. of M., II, 232.

11) Странно, что в этом документе не упомянуты преобладающие ветры и встречающиеся трудности. Ряд пунктов, которые, как можно было бы предположить, имели достаточно большое значение для того, чтобы быть упомянутыми, не названы вовсе, например Итанос и Ампелос на восточном берегу, Ретимн, Панормос, Амниссос и Милет на северном берегу, Приансос на южном берегу.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Питер Грин.
Александр Македонский. Царь четырех сторон света

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Франк Коуэл.
Древний Рим. Быт, религия, культура

Антонин Бартонек.
Златообильные Микены

Фюстель де Куланж.
Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима
e-mail: historylib@yandex.ru