Начиная с конца XV столетия итальянское военное дело оказалось под значительным влиянием Германии. Кроме обычного мирного импорта происходило и насильственное внедрение, которое было связано с целой чередой конфликтов, известных как Итальянские войны. В течение более полувека итальянскую землю топтали войска испанцев, французов, швейцарцев и германцев. Поскольку последние в данный период оказались наиболее развитыми с военной точки зрения, влияние их оказалось наиболее заметным.
Сила германских армий в первой половине XVI в. в основном зависела от пехоты. Тем не менее итальянские мастера копировали, в первую очередь, германское рыцарское (читай, конное) снаряжение как наиболее сложное и технически развитое. Германское влияние сказалось в основном в появлении в Италии доспехов с рифленой поверхностью, своеобразных местных максимилиановских доспехов. Во-первых, создавались почти идентичные подражания германским образцам. Они копировали основные геометрические и конструктивные черты классических «трансмонтаньских»1 доспехов, и отличить их зачастую можно лишь по характерной отделке или по наличию итальянских клейм. Во-вторых, появился новый вид максимилиановского доспеха, производившийся с учетом итальянской моды и традиции производства. Такие латы отличались характером выделки поверхности. Серии граней располагались на кирасах с заметными промежутками и с большим, чем на германских, углом наклона относительно вертикальной оси симметрии. Кроме того, сам характер рифления несколько отличался от германских образцов. Во-первых, грани не образовывали между собой настолько выраженного конелюра. Во-вторых, грани могли быть весьма широкими и высокими, а также иметь треугольное или дугообразное сечение. Поверхность доспеха часто не несла сплошного рифления. Например, гранями покрывались только шлем, кираса, налокотники и набедренники в нижней части, как на доспехе 1510—1520 гг. из коллекции Дж. В. Хиггинса, Уорчестер.
Сравнение профиля итальянской (слева) и германской (справа) кирас начала XVI в. на примере экземпляров из собрания замка Курбург
Нагрудник. Милан. 1520-е гг. Элем.ент классического итальянского м.аксимилиа- новского доспеха с крупным рифлением треугольно¬го сечения. Травление и гравировка работы герм.ан- ских м.астеров школы «Дануби», предположительно Никласа Брю из Аугсбурга или Альбрехта Альтдорфера из Регенсбурга. Из бывшей коллекции графов Ратиборов. Замок Графенег, Австрия
Широкое распространение в Италии имели и традиционные гладкие доспехи. Характерным признаком итальянского доспеха были геометрические очертания кирасы. В начале века продолжали бытовать нагрудники с неравномерной степенью изгиба в сечении. Верхняя часть их отличалась уплощенными очертаниями, а пик выпуклости приходился на нижнюю половину. Показательным примером служит сравнение итальянской и германской кирас (инв. №№ 69 и 70) из арсенала замка Курбург, Южный Тироль. В глаза сразу бросается отличие равномерно изогнутого нагрудника второй кирасы на фоне первой —с характерным «животом» в нижней части. Относительно точным признаком может служить отвальцовка на проймах и горловине кирасы. Итальянские экземпляры, как правило, имеют гладкие полукруглые валики или выступающие углом. Вальцовка в виде крученого жгута не получила того распространения, что в Германии.
Как известно, в XVI в. доспехи и оружие все чаще становятся объектом художественной отделки. Декорация выступает надежным датирующим и локализующим признаком, особенно если речь идет о сравнении столь своеобразных традиций, какими обладали Италия и Германия. К украшению оружия приложили руку самые знаменитые художники своего времени: Челлини и да Винчи в Италии, и Дюрер в Германии, они разрабатывали орнаменты и собственноручно работали с предметами. Нет ничего удивительного в том, что декор зачастую отражает национальную принадлежность в большей мере, чем конструктивные и геометрические особенности оружия. Надо ли говорить, что орнаментированное оружие было дороже обычного и поэтому использовалось, в первую очередь, знатью, то есть было характерно для конницы.
Изначально орнаментация оружия использовалась весьма робко. Наступательные средства долгое время украшались лишь клеймами на клинках или вычурными эфесами и рукоятями. Доспех был покрыт гранями, поэтому для нанесения орнамента оставалось немного места. Чаще всего это было гладкое поле под горловиной кирасы, подвижные вставки в проймах и, конечно, пространство между гранями. Таким образом, вертикальное рифление четко организовывало орнаментальное поле. К 1510 г. общая декоративная композиция, продиктованная характером поверхности, состояла из трех широких вертикальных орнаментальных полос и одной горизонтальной вверху кирасы, не считая, конечно, пройменных вставок. Подобная организация декора доспеха стала классической (хотя и не единственной). Ее широко использовали и на нерифленых доспехах вплоть до конца XVI столетия. Отметим, что в Италии данная особенность получила признание раньше, чем где-либо, и впоследствии была экспортирована в заальпийские страны.
На севере Италии богато украшенное оружие появилось раньше, чем в Германии. Например, если мы имеем дело с декорированным доспехом начала XVI в., то можно с большой долей уверенности считать его итальянским, даже не проводя подробного анализа.
Чем характеризуется итальянский оружейный декор? Технически для его наведения использовались способы травления, гравировки, воронения. К 1530 г. итальянские мастера освоили метод высокой чеканки, который применялся в основном для производства парадно-церемониального доспеха. Приблизительно в это же время, вряд ли раньше, широко распространилась таушировка2 цветными и драгоценными металлами. Декорации оборонительного и наступательного оружия в общих чертах были родственными (естественно, при украшении наступательного оружия чеканка не применялась). Очень часто травленые рисунки на клинках в мельчайших подробностях повторяли рисунок на доспехах. Отличие составляли способы украшения ножен. Они могли раскрашиваться, покрываться дорогими тканями, например бархатом, тисненой кожей и фигурными накладками из цветных или драгоценых металлов. В редких случаях ножны покрывались перламутровой инкрустацией.
Мотивы оружейной орнаментевтики следует искать в ренессансной гравюре. Налицо единство основной техники — гравировки. Кроме того, с первой трети XVI в. существовали специальные орнаментальные альбомы с гравюрами, по которым клиент мог выбрать подходящую отделку для своего оружия.
Конь в парадном убранстве. Начало XVI в. Воспроизво-дится по каталогу П. Финера «In Armis Ars»1999 г.
Доспех Галио де Генулиака. 1520-е гг. Собрание Музея Армии,, Париж. Инв. № G 36
Доспех, приписываемый Эммануэлю Счастливому. Николо Сильва, Милан, 1510—1520 гг. Собрание Музея Армии,, Париж. Инв. №G. Po 555
Доспех в германском стиле «alla tedesca». Джовани Анжело Миссаглиа, Милан, 1510-е гг. Гарнитур сборный,, т.к. поножи принадлежат другому доспеху
Меч в полторы руки с хрустальным навершием Венеция (?), конец XVв.
Для украшений итальянского вооружения характерно использование сцен из Библии или античных мифов. В отличие от германских образцов начала XVI в., итальянские имеют подробно проработанный задний план, представляя собой законченные художественные композиции. Как правило, они располагались в прямоугольном поле под горловиной кирасы или на широких пасгардах3 наплечников. Нередко для них отводились специально очерченные круглые кар туши4. Широко использовался стилизованный растительный орнамент. Изображения листьев, цветов и стеблей отличалось массивностью, покрывая значительную часть фона. Часто изображались листья вовсе без стеблей. Стебли были очень широкими и часто не имели выраженного перехода к цветам или листьям, представляя с ними как бы единое целое. Для Германии, напротив, были характерны тонкие стебли с четко очерченными листьями. Причем в Нюрнберге листья прорабатывались более тонкими и длинными, чем в Аугсбурге. В Италии использовалось характерное сочетание растительного и геометрического орнамента в единой композиции. Например, на кирасе 1510х гг. из Курбурга в средней орнаментальной полосе стебель, перекручиваясь, образует плетеную вставку выраженного геометрического орнамента, который далее снова переходит в растительный.
Общим для германского и итальянского орнаментов является широкое использования гротескных фигур, а также выделка фона в виде частых выступающих точек. Поверхность фона чернилась, не затрагивая точечное поле и рисунок.
Широкое использование орнаментации в Германии началось не ранее 1530 г. Но и в этот период, даже для оружия элитного качества, часто использовались относительно примитивные способы украшения. Распространенным было частичное воронение, когда на поверхности доспеха оставлялись широкие полосы белого металла, которые также могли покрываться позолотой или серебрением. Ярким примером является максимилиановский доспех 1530 г. курфюрста Саксонии Иоганна Фридриха из Исторического музея Вены.
В настоящее время бытует распространенное и почти всегда ошибочное мнение об исключительно парадном применении украшенного оружия. Нельзя забывать, что оружие в любом случае изначально рассчитывалось на боевое использование. Кроме того, средневековая традиция предписывала максимально яркое воинское снаряжение. Даже простые пехотинцы стремились по возможности украсить себя, идя в бой. Тенденция эта берет начало в период Великого переселения народов или даже раньше, когда в варварских обществах любой воин стремился к наибольшей, часто вызывающей роскоши оружия, подчеркивая свой статус свободного человека или знатность рода. В рыцарскую эпоху положение не изменилось, кроме, разве что, внедрения менее кричащего убранства. В XIII—XIV вв. рыцарь покрывал доспехи яркими тканями, в XV—XVI вв. их сменили позолота, травление, воронение и роскошные плюмажи из перьев экзотических птиц. Армия Средневековья просто не могла быть тусклой, как армия новейшего времени, затянутая в хаки и стремящаяся зарыться в землю. Яркое снаряжение бросало вызов неприятелю, которому оно досталось бы в случае победы. Сражающееся войско, особенно конное, должно было сверкать и сиять, чтобы вселить ужас в души врага и укрепить собственных товарищей. Мы недаром отмечали выше, что харизма насту пала впереди конницы, и великолепное убранство было одним из выражений этой харизмы. Особенно важным это стало в то время, когда конница больше не могла соперничать в эффективности с пехотой. То есть относительная слабость компенсировалась внешним эффектом.
Чтобы убедится в справедливости данных высказываний, необходимо внимательно обследовать дошедшие до нас украшенные доспехи и оружие. При ближайшем рассмотрении оказывается, что позолота и травленые узоры часто скрывают залатанные пробоины и выправленные вмятины, а лезвия многих драгоценных шпаг несут следы продолжительного использования в виде переточек и зазубрин.
На реконструкции представлен рыцарь в доспехе из собрания Дж. В. Хиггинса, Музей стали, Уорчестер. Доспех относится к группе итальянских максимилиановских доспехов1510—1520 гг.
1Трансмонтаньские — букв. «загорные». Так в Италии именовали северных соседей, живущих за Альпийской грядой, в том числе и германцев.
2Таушировка — как уже отмечалось, насечка металлической фольги или проволоки. Насечка рисунка производилась по полю, покрытому частыми мелкими бороздками. Частным случаем таушировки является инкрустация, когда забивка производилась проволокой по специально выбранным в поверхности металла канавкам.
3Пасгард — усиление наплечников доспехов в виде выступающего борта.
4Картуш — украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема или надпись.
|