Германское вооружение и в особенности защитное вооружение со второй половины XV столетия переживает небывалый подъем. Наступательное оружие Германии традиционно отличалось высшим качеством и передовыми геометрическими и конструктивными особенностями. Производство доспеха, хотя и было развито ранее, только с этого периода перестает «плестись в хвосте» итальянских мастерских и выходит на один с ними уровень. Если до середины XV в. Италия оказывала значительное воздействие на развитие доспеха в Германии, то теперь можно говорить об обоюдном процессе, причем постепенно мастера с северной стороны Альп начинают занимать ведущие позиции. Это происходило по ряду причин. Во-первых, германские оружейники накопили значительный задел разработок, которые со временем позволили совершить качественный прорыв в производстве доспехов. Вспомним латные ожерелья, появившиеся в Германии, усиление поверхности лат сериями параллельных граней и т. д. Во-вторых, широкое привлечение итальянских мастеров и импорт доспехов позволили создать на этой базе блестящие школы платенеров, органично сочетавших лучшие достижения местной и итальянской традиций. В-третьих, долгое время Италия оставалась наиболее экономически развитым регионом Европы. Это создавало необходимый базис для появления и развития оружейных мастерских. В конце XV—начале XVI вв. этот базис оказался в значительной мере подорванным по вине многочисленных войн, прокатившихся по Апеннинскому полуострову от края до края.
Взлет производства доспехов в Германии связан прежде всего с семьей Хельмшмидов1. Эти мастера, изначально работавшие в Аугсбурге, сыграли у себя на родине ту же роль, что Миссаглиа в Италии. Наиболее известны на настоящий момент Лоренс и его брат Йорг, а также Дезидери ус Хельмшмид. В конце XV в. кроме Хельмшмидов в Германии работала целая плеяда замечательных оружейников: Кристиан Трейтс, Кюнц Лохнер, Каспар Райдер, Ханс Пруннер и др. Основные центры производства сконцентрировались в Аугсбурге, Нюрнберге, Инсбруке, Ландсхуте и в Дрездене2.
Яркой отличительной чертой германского доспеха со второй половины века стало неповторимое изящество и утонченность форм, которые позволили новейшим исследователям назвать такой доспех «готическим». Вытянутые контуры, в отличие от округлых и тяжеловесных итальянских, рисунок расположения граней на поверхности лат, заостренные формы многих пластин в самом деле вызывают ассоциацию с архитектурной стилистикой готических соборов. Серии граней органично вписывались в форму той или иной пластины. Они шли по центру, параллельными рядами вдоль краев, подчеркивая контур лат, расходились веером вместе с расширением пластины и т. д. Таким образом, подчинение расположения граней общей форме пластин можно считать отличительной чертой германского готического доспеха.
Пространство между параллельными гранями крайне редко оставалось плоским. Обычно оно обрабатывалось методом наружной чеканки на специальном подкладном инструменте, так чтобы образовалось ровное, полукруглое в плане, длинное углубление — конелюр. Это еще одна особенность германского защитного вооружения, а также незаменимый индикатор подлинности при антикварной экспертизе — поддельные доспехи почти никогда не имеют правильно проработанных конелюров.
Конструктивно готические латы сочетали в себе глубокий традиционализм и самые передовые нововведения. Например, рукавицы. Прикрытия пальцев всегда прорабатывались так, чтобы создать эффект перчатки с раздельными пальцами.
Кроме того, в Германии были введены трехпалые рукавицы, когда все пальцы, кроме большого, по два помещались в независимые отделения.
Вообще рукавицы в значительной мере отличались от итальянских.
Помимо того, что в германских землях использовали симметричные рукавицы, существовал ряд особенностей. Во-первых, краги всегда заканчивались вытянутотреугольной фигурой, занимавшей не менее трети их общей длины. Во-вторых, краги соединялись с прикрытием кисти подвижно, через переходную пластину на шарнирах. На внешнем краю этой пластины часто прочеканивался пирамидальный, реже полусферический, выступ на месте выдающейся кости в окончании предплечья. Само прикрытие кисти набиралось из двух-трех пластин. Основная, наиболее широкая пластина закрывала пространство от основания пальцев до середины кисти. Ее поверхность прочеканивалась высокими продольными, треугольными в сечении гранями, повторявшими расположение лучезапястных костей. К ней же крепилось на навесной петле прикрытие основания большого пальца, в отличие от итальянских образцов, всегда выполнявшихся монолитно.
Прикрытия рук, состоявшие из наручей, налокотников и плечевых щитков собирались воедино посредством шнуровки к изнаночным несущим ремням, вместо привычного для остальной Европы шарнирного соединения. В качестве налокотников использовались крупные раковинообразные пластины, напоминающие накладные усиления для итальянских налокотников того же периода.
Защита ног в целом напоминала по конструкции итальянские образцы. Отсутствовали только различные кольчужные фрагменты, а боковые крылья наколенников были несколько меньше.
Кроме того, в верхней части набедренника, для лучшего облегания ноги и расширения поля защиты без потери подвижности, монтировали переходные пластины на шарнирном соединении.
Если на итальянских поножах их число в описываемый период не превышало одной-двух, то на германских могло доходить до шести. Аналогичная серия пластин дополняла верх задней створки набедренника, причем верхняя пластина соединялась с параллельной пластиной спереди посредством навесной петли, как и сама створка. Для повышения подвижности пластины собирались на скользящих заклепках.
Так называемый «черный салад». Германия, 1480 — 1490 гг.
Надгробие Ульриха И фон Хохенберга. 1496 г
Салад. Германия, 1470 — 1490 гг. Бывшая коллекция Вильяма Хенри Риггса. Интересна залатанная пробоина на левом боку шлема,, что указывает на его боевое использование. Подобное повреждение м.огло быть нанесено боевым молотом
До 1450 г. для германского вооружения были характерны монолитные кирасы «кастенбрюст», описанные в одном из предыдущих разделов. Существовали они и во второй половине столетия, утратив, однако, господствующие положение. Их сменили составные кирасы, представляющие собой хорошо изученную на итальянских образцах систему «пластронплакарт». В отличие от итальянских, германские кирасы застегивались посредством поясных ремней, как правило, без петель на боку, то есть нагрудная и наспинная части были полностью раздельными. Плакарт всегда крепился к нагруднику посредством скользящей заклепки. Германские плакарты чрезвычайно часто имели сегментную конструкцию. К основной монолитной пластине плакарта присоединялась посредством заклепок в верхней части более узкая пластина, примерно в одну треть половину ширины первой. Она повторяла треугольный контур основной части, благодаря приданной ей форме шеврона. Эта пластина крепилась к изнанке плакарта, так что снаружи виднелась лишь узкая полоса стали.
Задняя часть кирасы также была составной, с креплением на скользящей заклепке по центру. При этом плакарт чаще всего заходил под наспинник, а не наоборот, как в Италии. Наспинник также мог иметь сегментную конструкцию.
Еще в 1430 г. вновь распространяются латные ожерелья «горжеты», описанные в предыдущем разделе о германской коннице. Изначально их продолжали носить поверх доспеха, как и в XIV столетии. Уже в середине века появилось революционное нововведение, буквально перевернувшее все представления об употреблении доспеха на полтора века вперед. Изменение было гениальным по своей простоте. Ожерелье просто переместили под кирасу, так что плечевые ремни застегивались поверх доспеха. Трудно оценить все преимущества, которые давала столь незначительная перестановка. Отныне кираса не просто висела на узких лямках, но весь ее вес распределялся по значительной площади, переводя нагрузку на весь плечевой пояс — одну из самых приспособленных к тяжести частей человеческого тела. А ведь кираса — это самый тяжелый элемент доспеха, учитывая подол с подвесными тассетами. К ожерелью также было очень удобно пристегивать наручи. Таким образом, не менее половины веса доспеха удобно распределялось на стальном ожерелье вместо того, чтобы давить на плечи узкими ремешками. Кроме того, ожерелье разгрузило тазобедренный пояс, на который также приходилась значительная нагрузка. Ношение ожерелья под кирасой можно признать самой удобной системой употребления доспеха за всю его историю. Наиболее раннее свидетельство бытования ее относится к 1449 г. и происходит с (росписи алтаря) «Распятия» работы Конрада Лайба. Несмотря на очевидные удобства, ожерелье под кирасой почти не встречается в источниках до самого конца XV—начала XVI вв., когда это стало массовым явлением.
Настоящим символом германского рыцарского вооружения рассматриваемого времени стал салад (deutsche schaller). До 1460 г, как отмечалось ранее, он не был распространен в Германии.
Если его и использовали, то это были привозные итальянские образцы или предметы из Бургундии и Фландрии. Во второй половине XV в. салад стал пользоваться неожиданной популярностью, превратившись в едва ли не основное боевое наголовье конницы. Как следствие, примерно за декаду 1460 г. развились собственные формы германских саладов, что было обусловлено появлением независимого местного производства данных шлемов. Одним из основных отличий стала форма тульи. Она была более приземистой и угловатой, чем итальянская. Геометрически она состояла из цилиндрического венца, который через угол с выраженным закруглением переходил в верхнюю часть. Последняя имела среднюю степень выпуклости, в отличие от почти полусферической итальянской. Венец в основании тульи был несколько подан назад, при этом его стенки спереди и сзади имели различный угол наклона относительно осевой симметрии3. К началу XVI в. данные геометрические особенности были переняты и в Италии. Германские салады имели длинный «хвост» — вытянутую заднюю часть. Задник часто был несколько изогнут вниз, особенно на экземплярах, появившихся в 1480-1490 гг. Тылье часто набиралось из нескольких пластин, собранных на шарнирных соединениях.
Доспех в комплекте с конским доспехом, приписываемый герцогу Вальдемару VI Анхальт-Цербскому
Бивер (подбородник). Германия, Ландсхут, 1480-е гг. Мастер Матиас Дойч
Надгробие Ханса фон Роденштайна,. 1500 г..
Скульптурное изображение рыцаря. 1480-е гг. Ульмский музей
Интересную и редкую разновидность германского салада представляет шлем со сфероконической тульей. Подобные шлемы имели несколько более высокую, чем обычно, верхнюю часть тульи, по форме приближавшейся к конусу. Заканчивалась она длинным шпилевидным навершием, в которое мог вставляться плюмаж.
Другой тип салада произошел от глубокого шапеля (айзенхута) со смотровой щелью в полях. Передняя часть полей заметно приблизилась к лицу и укоротилась, задняя, напротив, осталась неизменной, образовав таким образом классический контур салада, в отличие от шапеля с равноплечими полями. Подобные салады были просты в изготовлении и весьма дешевы, являясь преимущественно атрибутом пехотинцев, редко используясь в коннице.
Другому «народному» шлему было суждено широкое использование в среде рыцарства и даже высшей аристократии. Речь идет о «черном» саладе. Он был относительно дешев, отличаясь крайне простой геометрией со слабо выпуклым верхом и полями, переходящими в тулью без выраженного угла. Черным его называли потому, что он поступал из кузницы без какой-либо шлифовки, то есть черным от нагрева при ковке и термообработке. Чтобы сэкономить на чистке и шлифовке его просто грунтовали, красили и расписывали, используя те или иные орнаментальные мотивы. Потенциальная возможность нанести изысканную роспись, которая могла подчеркнуть роскошь доспеха, превратила такие салады в желанную продукцию для состоятельных рыцарей и аристократов.
В 14901410 гг. изредка встречался салад с подвесным бивером, который поднимался на шарнирах, как забрало. Прекрасный образец такого шлема работы Лоренса Хельмшмида из Аугсбурга дошел до наших дней.
Забрала могли быть глухими и подъемными, в основном повторяя итальянские очертания.
Биверы также мало отличались от итальянских. Биверами мог сопровождаться, помимо салада, и любой шлем с полями.
Широко распространился конский доспех. Пропорционально он полностью соответствовал требованиям моды «высокой» готики. Конструктивно конский доспех состоял из латного налобника, дополненного ламинарным нашейником, закрывающим шею сзади и сбоков, доходящим до седла. Спереди шея или не прикрывалась вообще, или прикрывалась кольчужным полотном Изредка использовались нашейники с полным латным прикрытием, наподобие тех, что встречаются среди итальянского материала. Далее шелкороткий латный нагрудник сегментной конструкции. Центральная часть его собиралась из нескольких продольных трапециевидных пластин, скрепленных посредством заклепок. По бокамнаних выковывались два крупных выраженных умбона.
К основной центральной части на петлях подвешивались подвижные боковины, за счет которых осуществлялся монтаж в составе комплекта посредством пристегивания к седлу на ремнях и пряжках. Сзади конь защищался латным накрупником. Он всегда имел сегментную конструкцию. Накрупник мог выполняться в виде единого приспособления, накрывающего круп наподобие некой стальной попоны. Другой вариант состоял из двух половин, прикрывающих круп с боков и частично сверху. Обе половины соединялись друг с другом ремнями, а также пристегивались к седлу.
Седло само по себе являлось защитным устройством. Все наружные плоскости обивались тонкими железными листами, которые в сочетании с деревянной и кожаной основой обеспечивали отменные прочностные характеристики. Седло второй половины — конца XV в. значительно видоизменилось по сравнению с предыдущими годами. Массивное ясельное седло было несколько облегчено. Задняя лука уменьшилась, что обеспечивало большую свободу действий всаднику. В центре задней луки появился полукруглый или треугольный вырез, который предохранял поясницу всадника от повреждения, если его отбрасывало назад при ударе копьем. При этом выступающие боковые части все также надежно поддерживали всадника, сообщая хороший упор в рыцарской посадке.
Пластины, формирующие конский доспех, были относительно тонкими, не более 1,5 мм. Большая толщина неминуемо создала бы защитное устройство непомерной тяжести. Но и описанный вариант мог весить до 30 кг.
На реконструкции представлен германский рыцарь в вооружении конца XV в. Классический германский готический доспех включает в себя составную кирасу, поверхность которой покрыта гранями, салад с бивером, прикрытия рук на ременном соединении, рукавицы с длинными заостренными крагами, прикрытия ног отличаются характерными удлиненными носками сабатонов, а также чрезвычайно длинными шпорами. Единый комплект с доспехом представляет конская броня.
Данный комплекс находится в музее Уоллеса в Лондоне.
1Хельмшмид (Helmschmied — нем..) букв. кузнец шлемов, т. е. «шлемодел».
2Оружейная мастерская в Инсбруке появилась в 1504 г. по указу императора Максимилиана, до этого центр располагался неподалеку, на другом берегу реки Ин в Мюлау. Дрезденские мастерские в XV в., видимо, не пользовались широкой известностью, их расцвет приходится на вторую половину XVI в.
3Удивительно, точно такая геометрия была воспроизведена на немецких касках Первой мировой войны и более поздних, времен Третьего рейха.
|