По своей известности сарматская конница немногим уступает скифской. Если вторую прославляли греческие историки, то первая не сходит со страниц римских авторов. В период империи сарматы становятся одними из самых опасных противников римских легионов, чему они обязаны, в первую очередь, своей прекрасно вооруженной и обученной коннице. Она появилась в результате длительного развития тактики и вооружений этого воинственного народа.
Сарматские племена, по всей видимости, произошли от савроматов — племени, родственного скифам. По легенде, переданной Геродотом, они произошли от брака между скифскими юношами и оказавшимися в скифских степях амазонками. Это, без сомнения, объясняется крайней воинственностью савроматских женщин, в могилах которых часто находят оружие. Этот обычай сохраняется вплоть до средне-cарматского времени. Период истории сарматов VII—IV вв. до н. э. называется савроматским. В целом вооружение савроматов во многом сходно со скифским, которое было рассмотрено в предыдущих разделах. Однако наличествуют и некоторые особенности. Лук, которым пользовались савроматы, по всей видимости, не сильно отличался от скифского, который господствует в это время на всей территории степи. Судя по всему, савроматы пользовались для хранения стрел преимущественно колчанами, а не горитами, как скифы. Во многих захоронениях встречены крючки для крепления колчана к поясу, иногда сделанные в зверином стиле. Типы наконечников стрел также совпадают со скифскими. С V в. до н. э. в некоторых областях, наряду с бронзовыми, распространяются железные наконечники стрел, часто черешковые, как трехлопастные, так и трехгранные. Особую роль в савроматском вооружении играл меч. Формы наверший и перекрестий клинкового оружия савроматов не отличаются от скифских. Мечи и кинжалы также носились с правой стороны. Однако длина савроматских мечей в целом несколько превышает скифские, достигая 1 м и больше. На всем протяжении сарматской истории меч являлся важнейшей частью вооружения всадника. Особенно это заметно в ранний период, так как распространение в савроматской среде копий (они, как и скифские, обладали листовидным железным наконечником) было значительно меньшим, чем у скифов. Остальные виды оружия ближнего боя у савроматов почти не встречаются. Уздечный набор также не отличается от синхронного скифского.
Раннесарматский, или «прохоровский», период датируется IV—II вв. до н. э., назван по Прохоровским курганам, открытым в Оренбургской губернии. В это время сарматы решительно выходят на историческую арену. Постепенно усиливается их натиск в западном направлении. Похоже, «прохоровцы» были весьма воинственным народом, так как количество оружия в сарматских погребениях существенно возрастает по сравнению с савроматским периодом В колчанах этого времени находят до 300 наконечников стрел, причем фиксируется небрежность при отливке бронзовых наконечников, а количество железных трехлопастных черешковых наконечников постепенно увеличивается. Вместе с остатками колчанов часто находят крюки, а также ворварки и прорези, служившие для крепления колчана к портупейным ремням или для украшения. Широко распространяются длинные (до 1,3 м) всаднические мечи «прохоровского» типа. Такие мечи характеризуются длинным клинком в форме равнобедренного треугольника, прямым перекрестием и серповидным или согнутым под прямым углом навершием. Длинные мечи носились преимущественно с левой стороны в связи с тем, что обнажить такой меч при его нахождении справа не представлялось возможным. Вероятно, длинный меч, как и в последующие периоды, при езде дополнительно прижимался ногой. С правой стороны им часто соответствуют кинжалы, аналогичные по форме мечам. Вероятно, колчаны тоже стали носить с правой стороны. Были распространены и кинжалы без перекрестия, в которых рукоять крепится прямо к клинку. Кроме того, время от времени в прохоровских погребениях встречаются находки массивных копий. Из оборонительного вооружения можно упомянуть такую редкую находку, как железную кирасу из Прохоровских курганов, которая стоит особняком в ряду находок степного оборонительного оружия. Вероятно, сарматы пользовались такими же чешуйчатыми панцирями, как и скифы. Шлемы также очень редки. В некоторых погребениях были найдены бронзовые шлемы, часто использовавшиеся в течение весьма длительного времени, что говорит о их большой ценности и редкости.
Надгробие Трифона,, сына Андромена. Танаис. II в. н. э.
Среднесарматская культура датируется концом III в. до н. э.— II в. н. э. Она отнюдь не является археологической абстракцией. Именно в это время сарматы заявляют о себе во весь голос на мировой арене. Их племена занимают Северное Причерноморье, они активно продвигаются в западном направлении. Влияние сарматов на Боспорское царство в высшей степени усиливается. На реконструкции представлен всадник, вооружение которого относится к первым векам нашей эры. Новый сарматский лук, появившийся в начале новой эры на смену скифскому, укрепляется костяными накладками в центральной части (в районе рукояти) и по краям плеч. Костяные накладки жестко фиксировали покрытые ими деревянные части, в результате чего вся нагрузка при стрельбе ложилась на срединную часть плеч. Луки этого типа первоначально были больше скифских по длине, достигая 1 м. Впрочем, в результате последующей эволюции размеры таких луков также уменьшаются. Можно отметить, что сарматские луки, как и скифские, обладали некоторой асимметрией плеч, которую часто можно заметить на изображениях. В это время лучники широко используют железные трехлопастные втульчатые наконечники, размер которых увеличивается вместе с длиной стрелы. Колчаны со стрелами находят как в мужских, так и в женских захоронениях. Ряд изображений позволяет предположить, что сарматы использовали как открытые, так и закрываемые крышкой колчаны. Вероятно, всадники надевали на большой палец кольцо для защиты от тетивы. Овидий пишет о ядовитых стрелах варваров, что вполне может соответствовать истине. Древко стрел у перьев в это время красилось в красный цвет, а центральная часть могла быть покрыта зелеными, красными или белыми полосами. Длинные мечи «прохоровского» типа вытесняются более короткими мечами и кинжалами с кольцевым навершием, длина которых не превышает50—60 см Судя по всему, навершие в виде металлического кольца является дальнейшим развитием когтевидного антенного навершия скифского времени и серповидного «прохоровского». Рукоять мечей могла обкладываться костью, но чаще была деревянной и окрашивалась в красный цвет.
Ножны делались из дерева, иногда с металлическим наконечником, и также красились в красный цвет. Очень редкими были металлические ножны. Возле рукоятей часто находят бронзовые ворварки и бусы, которые, похоже, украшали кисти, привязанные к кольцам Также бусами могли украшаться и колчаны. Помимо крепления короткого меча или кинжала к правой ноге ремешком, предполагается и способ свободного размещения ножен на портупейном ремне, что позволяло сдвигать их как вправо, так и влево, в зависимости от необходимости. Начиная I в. н. э. начинают появляться длинные мечи без навершия, характерные для поздне-сарматского периода. Большие проблемы связаны с конструкцией такого принципиально важного для сарматов этого времени оружия, как копье. Античные авторы отмечают длинные копья сарматских всадников. Однако в погребениях копья встречаются чрезвычайно редко. Ни одна из археологических находок не позволяет предполагать, что длина сарматских копий превышала 3 м, хотя некоторые изображения позволили высказать гипотезу о том, что сарматские копья достигали 4 и более метров. Железные наконечники копий имели длину 30—40 см. Зафиксированы наконечники с длинной втулкой и коротким пером, а также короткой втулкой и длинным листовидным пером. Похоже, что на сарматских копьях отсутствовали втоки.
Всадник с луком гуннского типа.. Граффито из Дура-Эвропос. II—III вв. н. э.
Каркасные шлемы из раскопок у хутора Городского в Прикубанье. — II вв. н. э. По А. А. Сазонову
Некоторые вопросы вызывают и особенности сарматского защитного вооружения. Хотя находки доспехов этого времени крайне редки, можно говорить только об их фрагментах, античные источники в один голос говорят о тяжелых чешуйчатых панцирях на кожаной основе. Для изготовления панцирей могли одновременно использоваться железные и бронзовые пластины. В некоторых случаях их, как и в скифское время, обтягивали золотыми листочками.
Естественно, что чешуи могли покрывать не все тело и руки всадника, а только часть (например, грудь). Один из таких панцирей представлен на знаменитом надгробье Трифона из Танаиса (он на реконструкции). Подобный доспех мог быть столь тяжел, что, по словам римского историка Тацита, упавший всадник не мог подняться из за тяжести доспеха. В это время в составе сарматского вооружения появляются кольчуги или скорее детали доспеха, комбинирующие чешуйчатый панцирь и кольчугу. Шлемы также чрезвычайно редки. К этому времени относятся несколько шлемов центрально-европейских типов. Судя по изображениям, большинство сарматов носили шлем, который изготавливался из металлических пластин, крепившихся на каркасе из обода и вертикальных ребер. К ободу мог крепиться назатыльник и нащечники. Вверху ребра заканчивались шариком или пуговицей. Подобные шлемы представлены, в частности, на колонне Траяна и ряде надгробных плит.
Чрезвычайно важные изменения коснулись уздечного набора. Не останавливаясь на незначительных изменениях в конструкции узды, отметим, что в это время для украшения коня используют фалары — крупные выгнутые пластины, самые крупные из которых украшают грудь лошади, а более мелкие — детали узды. Мягкое скифское седло сменяется на твердое седло с высокими луками на деревянной основе. Для его крепления используется нагрудник, подпружные ремни и подхвостник.
Именно изменение конструкции седла дало возможность сарматской тяжелой коннице усовершенствовать свою тактику. Собственно говоря, в атаке тяжелой конницы в плотном строю не было ничего принципиально нового. Ее практиковали многие народы древности. Однако сарматы научились наносить удар копьем, используя не только силу рук (как, например, скифы или греки), а вкладывая в него массу лошади. Для этого сарматский всадник при ударе опирался на заднюю луку твердого седла. Следует отметить, что еще не достигнута полная ясность относительно того, как сарматские всадники держали копье. Ранее предполагалось, что перед ударом всадник бросал повод и наносил удар, держа копье почти наперевес. Однако потеря управления лошадью в такой ситуации может быть чрезвычайно опасна. Не исключено, что копье держалось так, как указано на реконструкции (с одновременным удержанием копья и повода) или даже одной рукой, зажимая его под мышкой.
Во II в. до н. э. характер сарматского вооружения снова изменяется. Это время принято называть поздне-сарматским. Значение лука в сарматской среде, похоже, существенно уменьшается. Если раньше количество стрел в захоронениях исчислялось сотнями, то теперь речь может идти о десятках, а то и единицах стрел. Иногда в захоронения кладутся пустые колчаны, что могло иметь только символическое значение. Видимо, использование в бою лука у сарматов этого времени отходит на задний план. Любопытно, что количество копий, которые найдены в сарматских погребениях, тоже очень невелико. Похоже, основным оружием сарматского всадника становится длинный меч, достигавший порой 1,12 м. У таких мечей иногда наличествует небольшое прямое перекрестие, но иногда его могло не быть совсем. Рукоять цилиндрической формы делалась из дерева. Дисковидные навершия подобных мечей делались из халцедона, янтаря, оникса и других материалов. Не исключено, что у многих экземпляров навершие вообще отсутствовало. Также находят разнообразные детали из металла или полудрагоценных материалов, служившие украшением темляка или кисти, крепившихся к рукояти. Ножны крепились к поясу при помощи специальной скобы, через которую пропускался портупейный ремень (на реконструкции). Такой способ крепления меча был удобен только для всадников. Античные авторы говорят об использовании сарматами аркана, которым они опутывали вражеских всадников и сбрасывали их с коня. Дротики сарматами почти не применялись.
На протяжении всей истории сарматского вооружения неизвестны никакие данные об их щитах, возможно, это соответствует их тактике, так как Тацит пишет, что «у них не в обычае защищаться щитом».
В IV в. сарматские племена были в целом рассеяны в результате гуннских походов и влились в состав новых племенных образований. Тем не менее методы действия сарматской конницы (в первую очередь, среднесарматского времени) с успехом продолжали применяться в эпоху Средневековья.
Представлены сарматские воины I в. до н.э. —
III в. н.э. по археологическим и иконографическим памятникам.
|