§ 18. Характеристика исторических условий (капитализм и развитие философии)
XVIII век — век дальнейшего укрепления и распространения капитализма. В Англии и Голландии (странах с уже установившимися капиталистическими отношениями) в связи с кереходом к машинному производству капитализм вступал в зрелую стадию своего развития. Во Франции назревала буржуазная революция, которая разразилась в конце XVIII в. и расчистила путь для капиталистического развития этой страны. В других странах Западной Европы, хотя и медленнее, чем во Франции, также назревали противоречия между развивавшимися буржуазными отношениями и феодальный строем. В России, после реформ Петра I, в XVIII в. начинают появляться элементы капиталистического производства. В Америке в результате войны за независимость образовалось новое буржуазное государство — Соединенные Штаты Америки.
Различие в экономическом и политическом состоянии европейских стран, а также Америки обусловило различие политических, религиозных, философских и других воззрений, господствующих в этих странах, что вместе с особенностями экономического положения определило особенности развития науки, в том числе и физики. В Англии после 1688 г. буржуазия, по выражению Энгельса, «стала скромной, но все же признанной составной частью господствующих классов Англии»1. Буржуазия была в основном довольна политикой английского правительства, предоставлявшего ей широкие возможности для наживы. Кроме того, буржуазия теперь все с большей и большей остротой чувствовала необходимость подавления широких народных масс, эксплуатируемых ею. В этом отношении она рассчитывала на правительство. Таким образом, английская буржуазия в своем большинстве была контрреволюционна и поддерживала политику правительства. Английская буржуазия по-прежнему была религиозна. Поэтому в Англии в XVIII в. была благоприятная почва для развития идеализма. И действительно, несмотря на то Англия дала миру в этот период таких крупных представителей материализма, как Джои Толланд (1760—1822), Джозеф Пристли (1733—1804), там рождаются новые идеалистические системы. Именно в это время в Англии развивали свои учения Джордж Беркли (1684—1753) — один из родоначальников субъективного идеализма и Давид Юм (1711—1776) — виднейший основоположник агностицизма. Хотя философские системы Беркли и Юма занимают видное место в развитии философской мысли, они по существу не повлияли на развитие физики в XVIII в. Отрицание материй или сомнение в ее существовании, отрицание причинности и объективности, пространства и времени — все зто не могло серьезно расцениваться физикой XVIII в. Влияние этих философов на физику могло проявиться только в гораздо более поздний период. Во Франции общественная мысль развивалась иначе, чем в Англии. В течение XVIII в. во Франции нарастал антагонизм между господствующими сословиями дворянства и духовенства, с одной стороны, и третьим сословием — с другой. К третьему сословию принадлежала и буржуазия, игравшая все большую и большую роль в экономической жизни страны. Передовые мыслители Франции были против абсолютизма, за «справедливое государство». Рассматривая религию как оплот господствующих классов, они бичевали суеверия, религиозные предрассудки; опровергая веру, они провозглашали разум. В области философии они были материалистами. Ф. Энгельс писал: «Тем временем материализм перекочевал из Англии во Францию, где он нашел вторую материалистическую философскую школу — ответвление картезианства, — с которой он и слился»2. Франция именно в этот период дала миру своих просветителей — Вольтера и Руссо и материалистов — Ламетри, Дидро, Гольбаха и др. Они расшатывали идеологические устои феодализма, под их влиянием материализм и атеизм распространились среди образованных людей, их политические учения дали лозунги, с которыми французский народ пошел на штурм феодализма. Таким образом, в отличие от Англии, в которой философия XVIII в. характеризовалась усилением идеализма, во Франции, наоборот, развивается передовая для того времени материалистическая философия. Учение французских материалистов оказало положительное влияние на развитие науки во Франции, в частности и физики. Французские ученые этого времени в своем большинстве были лишены теологических, религиозных устремлений. Под влиянием философии французских материалистов французские ученые, восприняв учение Ньютона, переработали его в материалистическом духе. Философия французских материалистов способствовала развитию представлений о строгой детермированности явлений природы и т. д. Германия в экономическом и политическом отношении была в это время отсталой страной. Она была раздроблена на множество феодальных государств и княжеств, в которых царил грубый произвол феодалов. Германские княжества были в основном аграрными государствами со слабо развитой промышленностью. Однако и здесь уже развивался капиталистический уклад, хотя германская буржуазия была еще политически слаба. В этих условиях господствующее мировоззрение в Германии не могло носить передовой материалистический характер. В середине XVIII в. большим влиянием в Германии пользовалась философия Христиана Вольфа (1679—1754). Философия Вольфа представляла собой метафизическую систему, важным принципом которой было отрицание противоречий. Вольф был не только философом, но и естествоиспытателем; он написал много сочинений по всевозможным вопросам науки и создал своеобразную энциклопедию наук, имевшую ярко выраженный метафизический характер. Немецкий поэт Генрих Гейне так писал о нем: «Вольф был более энциклопедической, чем систематической головой, и единство учения заключалось для него только в форме полноты. Он довольствовался чем-то вроде шкафа, где полки прекрасно расположены, превосходно заполнены и снабжены четкими надписями. В таком роде построена и его энциклопедия философских наук»3. В своей философии и энциклопедии наук Вольф примирял религию и науку, научные знания и плоскую телеологию, «согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца»4. Во второй половине XVIII в. в Германии появляются научные и философские труды Иммануила Канта (1724—1804). «Всеобщая естественная история и теория неба» — одна из его первых работ. В этом сочинении Кант разработал космогоническую гипотезу образования Вселенной. Эта работа сыграла видную роль в развитии астрономии, а также развитии диалектического взгляда на природу. Затем публикуются сочинения Канта, в которых излагалось его философское учение. Философские идеи Канта сыграли определенную роль в развитии физики, но уже в более поздний период. В XVIII в. начинает развиваться естествознание в России, одновременно развивается и русская материалистическая философия. 1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 22, с. 310. 2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 22, с. 311. 3Гейне Г. Полн. Собр. соч. Т. 7. М.— Л., «Academia», 1936, с. 81. 4Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 20, с. 350. |
загрузка...