Д. А. Крайнов. О религиозных представлениях племен волосовской культуры
В III и начале II тысячелетия до н. э. на огромной территории Русской равнины, от р. Волхова на западе и до р. Вятки на востоке расселились энеолитические племена волосовской культуры1 Для поселений этой культуры характерно широкое распространение разнообразных кремневых и костяных скульптур, изображающих людей, животных, птиц, рыб и др.2 Наряду с этим реалистическим искусством развивается и усложняется орнаментика на сосудах, на костяных и каменных изделиях, носящая символический характер. Следует отметить, что среди кремневых и костяных скульптур особое место занимают изображения медведя и основных промысловых животных. Некоторые так называемые антропоморфные фигуры с искривленными ногами изображают медведя, когда он стоит на задних лапах. Они найдены в значительном количестве в разных регионах волосовского ареала3 и связаны с культом медведя. Широкое распространение подобных фигурок, а также амулетов из клыков, зубов, когтей и фаланг медведя и основных промысловых животных, птиц и рыб указывает на усложнение религиозных представлений волосовцев, что подтверждается и могильниками со сложным обрядом погребения.
В результате исследований последних лет получены новые данные о религиозных представлениях волосовцев, в частности из раскопок стоянок Сахтыш I, II, VIII в Тейковском р-не Ивановской обл. На многослойной стоянке Сахтыш VIII исследован волосовский поселок и могильник, около которого были обнаружены так называемые клады вещей4. На стоянке Сахтыш I также около волосовских жилищ обнаружены погребения, в которых найдены также кости и челюсти медведя5. Недалеко от погребений был исследован «жертвенник» (каменная плита), расположенный в центре небольшого сооружения из столбов, стоявших по углам, и тлена от перекрытия (рис. 1). Около «жертвенника» вскрыта ямка с черепами куниц (около 20 черепов)6. На многослойном поселении Сахтыш II многолетними раскопками был исследован большой поселок из жилищ, соединенных узкими переходами. На его восточном крае открыто «святилище»7 и за ним волосовский могильник. Всего за годы исследований здесь было открыто 21 целое и частично разрушенных погребения. Из них три — коллективные8. Среди погребений, открытых в 1984—1985 гг., особое место занимает коллективное погребение 15. В нем были захоронены, вероятно одновременно, 16 человек, среди которых мужчины, женщины и дети. Почти все они были положены в два слоя вытянуто, на спине, в два ряда, головами друг к другу. Костяки сопровождались украшениями в виде подвесок из янтаря, камня, кости и зубов разных животных. На черепе одного из костяков лежала голова змеи (гадюки) и около черепа костяка мужчины, захороненного несколько в стороне, была обнаружена челюсть медведя (рис. 2). Рядом с погребениями располагалась «ритуальная площадка», на которой были прослежены следующие детали: 1) каменная плита с развалами волосовских сосудов вокруг нее; 2) кости жертвенных животных; 3) остатки небольших кострищ и 4) «скопления» («клады») изделий из кремня, камня. Они были обнаружены на глубине от 35 до 50 см. Рис. 1. Ритуальная площадка на стоянке Сахтыш II. Раскопки 1984 г. а — фото; б — план; 1 — погребения на глубине 30—50 см; 2 — погребения в материке; 3 — клады; 4 — каменная плита; 5 — развал сосуда Рис. 2. Находки со стоянок Сахтыш II (1, 3, 4) и Сахтыш VIII (2) и часть погребения 15 с медвежьей челюстью (5) 1, 2, 3 — кремень; 4 — кость Каменная плита имела длину 48 см, ширину 31 см и толщину 11 см. Она плоская, зеленоватого цвета и не могла иметь какого-либо хозяйственного назначения, так как на ней нет следов от работы. Плита была специально принесена сюда и, очевидно, служила «жертвенником» при исполнении каких-то обрядов на могильнике. Около нее полукругом лежали шесть развалов волосовских сосудов. Судя по количеству обломков, размеры их были разные — от небольших до крупных. В одном большом сосуде находился второй меньшего размера. Большая часть этих сосудов стояла вверх дном. В самом большом сосуде были обнаружены кости животных (лось, куница, медведь). Под сосудом лежал большой, разбитый на три части колун. В другом сосуде найдены угли, обожженные кости животных, ожерелье из зубов куницы, янтарная подвеска и янтарные пуговицы. Очевидно, сосуды вокруг жертвенника служили атрибутами «поминальных тризн» или каких-то обрядов около погребений сородичей. Присутствие здесь же большого количества обломков от разбитых волосовских сосудов также можно связать с погребальным или поминальным обрядом. Второй деталью ритуальной площадки является наличие большого количества обломков костей животных, в частности лося, бобра, куницы и медведя. Третьей деталью этой площадки являются небольшие кострища, расположенные на той же глубине. Они имеют ритуальный, а не хозяйственный характер. Диаметры этих кострищ не превышали 50 см, мощность слоя небольшая. Они были заполнены мелкими углями и золой. Вероятно, эти кострища играли в обряде роль «очистительной» силы. Особое место на ритуальной площадке занимают так называемые «клады», или «скопления» кремневых, каменных и костяных изделий. Все 10 «скоплений» обнаружены на той же глубине, что и погребения. Диаметры ям различны: от 40—50 см до 100—110. В каждом скоплении имеются основные виды кремневых орудий и частично костяные и каменные изделия. Среди предметов и сломанные и целые кости перемешаны и побывали в огне, а часть кремневых изделий оплавлена от сильного обжига. В скоплении 1 наряду с вещами были обнаружены: кости медвежьей лапы, лежавшие в анатомическом порядке; пережженная (скипевшаяся) масса, состоявшая из кремневых отщепов, жженых камней, костей и какой-то органики и 10 обломков костей бобра. Все эти находки сопровождались углями и вкраплениями охры. В скоплении 3 вместе с разными изделиями из кремня, камня и кости, встречены кости основных промысловых животных, лося, бобра, куницы. В скоплении 10 также вместе с кремневыми и костяными изделиями, костями и пр. была обнаружена медвежья лапа (пястные кости и фаланги в анатомическом порядке) и рядом был найден развал большого округлодонного сосуда со сложным, необычным орнаментом в виде повторяющихся изображений дисков «солнц» (или небесной сферы), заполненных внутри сплошь плотно]! спиралью, нанесенной отпечатками тонкого шнура и зигзагообразными отпечатками зубчатого штампа. Рядом шли вкрапления красной краски, зольник и кости разных животных (лось, куница и др.). Кроме того, в «кладе» обнаружены обломки костяных изображений фаллосов. Самое большое скопление обнаружено около коллективного погребения 15. Наличие в скоплениях набора основных кремневых орудий в особых ямках, часто в поломанном и обожженном виде, а также костей основных промысловых животных, в частности костей медведя, медвежьих лап, углей, следов огня, вкраплений охры и расположения этих своеобразных «кладов» около погребений свидетельствует о ритуальном назначении этих «кладов». Подобные «клады» и «ритуальные площадки» встречены и на других волосовских памятниках, как, например, на окских поселениях Володары, Волосово, Владычинская-Береговая и др.9 Наряду с сахтышскими крупные могильники волосовской культуры открыты сейчас во многих местах ее ареала, как, например: Языковская стоянка10, Репище11, Кончанское12, Володары13, Владычинская-Береговая14 и др. На всех могильниках наблюдается сходство обряда погребения. Большинство погребенных лежит на спине, вытянуто, редко на животе — вытянуто, но встречаются и в скорченном положении. Ориентировка различна (север, северо-восток, восток, юго-восток, запад, юго-запад и др.). Такое разнообразие ориентировки, иногда на одном и том же могильнике пока трудно объяснить. Не исключено, что хоронили в разное время дня и года (зависимость от солнца) или хоронили головой к реке (Сахтыш VIII). Встречаются как одиночные, так и коллективные погребения15. Вероятно, в коллективных погребениях похоронены или убитые, или умершие от эпидемии. Красная краска, обнаруженная во многих погребениях, играла большую роль в обряде погребения волосовцев. Возможно она, как и огонь, являлась символом очищения или оживления. В «кладах», сопровождающих погребения, также имеются вкрапления красной краски. Найденные в «святилище» стоянки Сахтыш II остатки частей туш бобра, куницы, лося и оленя также лежали на густом слое красной краски. Здесь красная краска могла служить символом оживления основных промысловых животных. Большое значение в обряде погребения волосовцев имел и огонь. Кострища над погребенными прослежены па ряде волосовских памятников. Они, как правило, сопровождают и «клады» на ритуальных площадках. Сломанные вещи, по-видимому, надо считать «умершими». Сосуды поставлены на ритуальной площадке вверх дном, а в жилищах у очагов — на дно. Может быть, этот обряд символизирует подземное существование умерших. Как в жизни, так и в погребальном обряде волосовцев большую роль играл культ медведя. Б. А. Рыбаков ярко и убедительно доказал его большую древность и широкое распространение у народов Евразии. Он отнес его возникновение к палеолитическому (мустьерскому) времени — к дошаманскому периоду в истории религиозных верований16. Возникнув в глубокой древности, медвежий культ развивался, видоизменялся. В пережиточном виде он до недавнего времени существовал у многих сибирских народов. В жилищах и погребениях волосовцев часто встречаются челюсти и черепа медведей. Около погребений 2 и 3 стоянки Сахтыш I на той же глубине найдены кости и челюсти медведя. Около них лежал кремневый нож и обломок волосовского сосуда17. Остатки медвежьих черепов и тазовые кости медведя были найдены рядом с коллективным погребением 4 на могильнике стоянки Сахтыш II. Скопление костей медведя было вытянуто на северо-восток и сопровождало погребение. Около черепов медведей были найдены колотушки из рога лося18. Челюсть медведя была обнаружена около черепа мужчины коллективного погребения 15 на стоянке Сахтыш II. Головы и челюсти медведя являются центральными объектами медвежьего праздника у сибирских народов19. Голову прятали в медвежьи амбары20. В шкуру медведя наряжались шаманы. У сибирских народов наряду с культом медведя существовал и культ лосихи21. Этот культ был, очевидно, и у волосовцев. На волосовских стоянках неоднократно находили фигурки лося и скульптуры головы лося. Одна из таких скульптур головы лося была найдена на стоянке Модлона. На горле фигурки есть изображение солярного знака22, указывающего на связь лося с небесной сферой. Культ лося, по-видимому, предшествовал культу медведя. К культу медведя относятся и находки на стоянках Сахтыш II и Сахтыш VIII. У сибирских народов медвежья лапа служила «талисманом», «оберегом», над ней давали клятву. В медвежьем культе она служила символом медведя. У эвенков лапы медведя как «обереги» имелись в каждой семье23. Такое же значение, как и лапы, имели шкуры медведя. Изображение медвежьей шкуры из кремня было обнаружено в волосовском слое стоянки Сахтыш VIII24. Шкура медведя, очевидно, хранилась в волосовском «святилище» стоянки Сахтыш II. Очевидно, у волосовцев медведь был и жертвенным животным, так как кости его встречаются на ритуальной площадке. Вкушепие медвежьего мяса происходило у многих сибирских народов во время «медвежьих праздников»25. Рассмотренные нами факты безусловно свидетельствуют о существовании медвежьего культа у волосовцев, нашедшего отражение и в погребальном обряде и в произведениях искусства. Этот медвежий культ связан с идеей добывания зверя — с идеей плодовитости26, что находит подтверждение при анализе «святилища», открытого у восточного края волосовского поселка на стоянке Сахтыш II27. Это «святилище» в виде большого подземного сооружения находилось на глубине 40—95 см. В центре помещения — кострище длиной около 4 м и шириной 1 м 60 см, ориентированное юго-восток—северо-запад. Края его были окаймлены углистой прослойкой толщиной 10—15 см. Вокруг кострища прослеживались темные пятна от столбов диаметром от 6 до 30 см. Под кострищем была большая яма, перекрытая настилом из бревен. В яме обнаружено деревянное сооружение типа «гробовище» длиной 2 м и шириной 0,5 м, сделанное из узких горбылеобразных дощечек, связанных между собой деревянными вертикальными палочками изнутри. Под гробовищем находился слой углей и тонкая темная прослойка сгнившей органики. В яме были обнаружены обломки керамики волосовского времени, а также кости разных животных (бобра, лисицы, куницы, лося, оленя, кабана, медведя), вкрапления красной краски. Все эти находки попали в яму после ее разрушения. У северо-западного края ямы был обнаружен развал волосовского сосуда с раковинной примесью в тесте и с зубчатым орнаментом. Он был заполнен красной краской. Под сосудом лежали два обломка кремневых пластинок и челюсть бобра. В сосуде найдены: на дне — лопатка оленя, выше — предмет из полой кости, обработанной в виде фаллоса, внутри его, как в футляре, находилась плотно пригнанная часть os penis медведя, обработанная соответствующим образом (рис. 2,4). Б. А. Рыбаков упоминает о находках подобной «модели человеческого фаллоса и медвежьей os penalis»28. Рядом с сосудом располагалось овальное пятно размерами 130X100 см, заполненное толстым слоем красной краски, ориентированное, как и яма, с юго-востока на северо-запад. В этом пятне рядом с сосудом были обнаружены: часть скелета бобра (позвоночник, ребра) в анатомическом порядке, кости куницы и несколько ниже — скопление крупных костей лося, и около них раздробленные кости животных. В том же пятне красной краски был найден «клад», состоящий из 60 кремневых, каменных и костяных изделий. Среди них скребки, копье, ножи, наконечники стрел, топоры, долото, отщепы и др. Орудия почти все в сломанном виде. У юго-западного края ямы встречены еще два развала ранневолосовских сосудов и недалеко еще пятно, заполненное краской. К северу за ямой располагалось большое костище из разложившихся крупных костей животных. Выход из ямы был с юго-восточной стороны. Весь этот комплекс находился в центре большого помещения типа жилища. Это святилище связано с культом медведя. Находка здесь фаллического предмета объединяет человека и медведя. Кстати, рядом со святилищем была найдена «антропоморфная» кремневая фигурка и недалеко обнаружена еще такая же, трактуемая нами как изображение человека-медведя. Сочетание в святилище фаллического предмета, красной краски — символа крови и жизни и находка рядом частей скелетов основных промысловых животных — оленя, лося, бобра и куницы — отражают, вероятно, сложный обряд, связанный с медвежьим культом — с размножением основных промысловых животных. «Фаллические обряды, сопровождающие медвежьи праздники, свидетельствуют о том, что культ медведя мыслится как культ возрождения животных, как культ плодовитости объектов охоты»29. Рассмотренные нами факты свидетельствуют о религиозных 1Крайнов Д. А. К вопросу о происхождении волосовской культуры//СА. 1981. № 2. С. 17, рис. 6. 2Крайнов Д. А. Кремневые и костяные скульптуры из стоянок Верхнего Поволжья // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 101-110. 3Там же. С. 101-102. 4Крайнов Д. А. Стоянка и могильник Сахтыш VIII//Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1973. С. 50-54. 5Гадзяцкая О. С., Крайнов Д. А. Новые исследования неолитических памятников Верхнего Поволжья // КСИА. 1965. Вып. 100. С. 37-38. 6Куницы были основным промысловым пушным зверем у волосовцев, и, вероятно, служили «меновой единицей» в обменной «торговле» с соседями. 7Крайнов Д. А. Новые исследования стоянки Сахтыш II // КСИА. 1982. Вып. 169. С. 82-86. 8Гадзяцкая О. СКрайнов Д. А. Новые исследования... С. 38; Крайнов Д. А. Новые исследования... С. 79—82. 9 Цветкова И. К. Погребения стоянки Володары//КСИИМК. 1948. Вып. 20; Она же. Погребения на стоянке Владычинская-Береговая // История и культура Евразии по археологическим данным. М., 1980. С. 8-14 и др. 10Портнягин И. Г., Урбан Ю. Н. Работы Калининского отряда//АО 1981. М., 1982. С. 51-54. 11Зимина М. П. Могильник на стоянке «Репище»//КСИА, 1984. Вып. 177. С. 63-71. 12Зимина М. П. Работы Северо-Западной экспедиции//АО 1984. М., 1986. 13Цветкова И. К. Ритуальные «клады» стоянки Володары//Памятники древней истории Евразии. М., 1975. С. 102-111. 14Цветкова И. К. Стоянка и могильник у д. Владычино//АО 1970. М., 1971. С. 59-60; Цветкова И. К., Фролов А. С. Стоянка на р. Пре у д. Владычино//АО 1974. М., 1975. С. 87. 15Гадзяцкая О. СКрайнов Д. А. Новые исследования... С. 38; Крайнов Д. А. Новые исследования... С. 79-82. 16Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 99-102. 17Гадзяцкая О. С., Крайнов Д. А. Новые исследования... 18Там же. С. 38. 19Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 103. 20Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье//Краеведческие записки. Ярославль. 1960. Вып. 4. С. 48-62. 21Рыбаков Б. А. Новые данные о культе небесного оленя//Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. М., 1976. С. 57-63. 22Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья. М., 1978. С. 128, рис. 19. 23Золотарев В. М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. JL, 1934. С. 26. 24Крайнов Д. А. Кремневые и костяные скульптуры из стоянок Верхнего Поволжья. С. 101. 25Крайнов Д. А. Новые исследования... С. 82-86. 26Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 108. 27Крайнов Д. А. Новые исследования... С. 82—86. 28Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 103. 29Там же. С. 100. |
загрузка...